Телевидение и манипулирование
Парасоциальный характер телевидения, обеспечивающий иллюзию «присутствия» при каком-либо событии, дает возможность эффективно манипулировать сознанием зрителей. Одно и то же событие может быть показано по-разному: с симпатией или антипатией.
Возьмем демонстрацию. Если ей нужно придать позитивный имидж, то показывают ее первые, наиболее организованные шеренги, крупным планом воспроизводят плакаты и транспаранты, созвучные ожиданиям определенной аудитории, для крупного плана выбирают волевые, мужественные лица и т. д. Если же задача противоположная, то после общего плана показывают «хвост» демонстрации, который, как правило, неорганизован. Здесь могут оказаться люди, случайно примкнувшие к шествию. Фиксируются лозунги, которые, будучи вырванными из контекста демонстрации, могут вызвать возмущение телезрителей, для крупного плана выбирают малосимпатичные лица.
То же относится и к митингу. Ракурс, план, монтаж (в том числе и во время «прямого эфира») — все это, как хорошо известно теле - и кинооператорам, кинорежиссерам, фотографам, может по-разному представлять события миллионам телезрителей. А они, телезрители, обычно верят в то, что событие было именно таким, а не иным, они же сами почти «участвовали» в этом событии, они же все «сами видели». Но видели они лишь то, что им показывали.
Вспомните, как нам в свое время показывали заседания Государственной думы: неполный кворум (показывают пустые места), невнимание депутатов (показывают депутатов, читающих газеты, разговаривающих, дремлющих, а то и спящих). После протестов Депутатов характер репортажей из Госдумы изменился. Иначе имидж Госдумы в массовом сознании оказался бы на самом низком уровне.
Побывавший у нас летом 1998 года сотрудник знаменитой компании ВВС Ричард Эйр в интервью газете «Известия» сказал: «Все мы знаем: то, что выхватывает телекамера, это еще не есть реальность. Это — только один срез действительности. Всего один ракурс, зависящий от того, как вы это увидели». Все так, только «все ли мы знаем» об этом? Рядовой телезритель воспринимает увиденное не как «только один срез действительности», а как единственное и верное отображение реальности.
Эту тайную мощь психологического воздействия телевидения необходимо учитывать рекламистам, разрабатывающим имидж кандидата, которому предстоит появляться на экранах телевизоров. Телевидение может среднюю личность «поднять на пьедестал» и унизить, уничтожить личность неординарную. Поэтому рекламисту надо предвидеть самые, казалось бы, «мелочи», когда готовится выступление кандидата.
Приведу пример из давнишней истории американской предвыборной борьбы — дебаты кандидатов на пост президента США Ричарда Никсона и Джона Кеннеди. Победил Кеннеди. Никсон проиграл, потому что не обращал внимание на «мелочи». Его посадили под софиты, источающие жар. Через несколько минут Никсон стал потеть и вытирать лоб. Реакция телезрителей: волнуется. У Никсона — тонкая кожа. Яркий свет софитов «пробивает» ее, и Никсон кажется небритым. Реакция зрителей: Никсон не уважает зрителей. Перед Никсоном поставили семь телекамер, не предупредив, какая из них главная. Никсон смотрел то в одну, то в другую. Реакция зрителей: глаза у Никсона бегают, совесть, видимо, нечиста. Позднее в своей книге «Шесть кризисов» Никсон, вспоминая эту неудачу, признается: «Мне кажется, я потратил слишком много времени в той кампании на существо и слишком мало — на внешность: я придавал больше значения тому, что я собираюсь сказать, чем тому, как я выгляжу». Поучительная история!