Слоган фирмы
Начнем с истории
Толстенный, всезнающий словарь Уэбстера так определяет понятие «слоган»: «Галльское слово "sluaghgairm" (sluagh — враг, gairm — призыв), обозначавшее боевой клич во время войны различных шотландских кланов.
1 Лозунг или мотто политической партии.
2. Запоминающаяся фраза в рекламе товаров».
Необходимо добавить: запоминающаяся фраза не только в рекламе товаров, но и в рекламе самой фирмы, производящей товары. Слоган выступает как своеобразная визитная карточка фирмы. Кстати, на фирменных визитках обычно печатается фирменный слоган. Он играет очень важную роль в рекламном деле.
Говорят, однажды к Пушкину, сидевшему без денег, явился некий немец и попросил продать... четыре слова. «Какие еще слова!» — закричал поэт, намереваясь спустить просителя с лестницы. «Яснее дня, чернее ночи», — невозмутимо ответил немец. Эту пушкинскую строку он хотел поместить на банках ваксы для сапог. Сделка состоялась. Если поверить в предание, то это был один из первых торговых слоганов. Однако особое внимание к слоганам проявилось в конце XIX века, когда обострилась конкурентная борьба. Одним из самых первых (появился в 1891 году) был слоган Kodak — «You press the button, we do the rest» — «Вы нажимаете кнопку, а мы делаем все остальное». Примечательно, что знакомый нам по телерекламе слоган «Кофе "Maxwell" хорош до последней капли» был сочинен еще в 1918 году ни кем иным, как Президентом США Теодором Рузвельтом. Да и у нас в России были придуманы отличные слоганы. Вспомним слоган о Смирновской водке, сочиненный в начале XX века и дошедший до нашего времени «Самая чистая водка в мире!». Или вот еще, о дореволюционных коньяках Шустова: «Не пейте сырой воды, господа! Пейте шустовский коньяк!».
Ряд зарубежных специалистов считают, что 75 % эффективности рекламы зависят от создания удачного слогана. Данная концепция основывается на факте, что если слоган не привлекает, то остальной текст не будет прочитан, независимо от его достоинств.
Три вида слоганов
Мне представляется, что рекламные слоганы можно разделить на три категории:
1. Слоган фирмы.
2. Слоган рекламной кампании.
3. Слоган, связанный с предложением определенного товара или услуги.
Каждый из них обладает специфическими характеристиками.
Слоган фирмы (ее девиз) в принципе не подлежит изменению. Он — часть имиджа фирмы, и его изменение — это изменение имиджа, обычно нежелательное. Некоторые фирменные слоганы в США существуют десятилетиями. Слоган фирмы как бы выражает в лапидарной форме ее «философию» или подчеркивает достоинства производимого фирмой товара.
Я приведу примеры этих слоганов, как западных, так и отечественных. К сожалению, их трудно развести по «географическим» квартирам. Дело в том, что слоганы зарубежных фирм, представленных на российском рынке, смешались со слоганами наших отечественных фирм, которым далеко не чуждо заимствование «зарубежного опыта». И, тем не менее, я постараюсь их как-то разделить, хотя за точность такого разделения ручаться трудно
Итак, слоганы, выражающие философию фирмы.
На Западе:
· «Изменим жизнь к лучшему» (Philips)
· «Наш главный товар — прогресс» (Sony).
· «Прогресс — наш самый важный продукт» и «Люди помогают человеку» (General Electric).
· «Надо жить играючи!» (Moulinex).
· «Лучшие вещи для лучшей жизни» (DuPont).
· «Традиция и современность. Мы берем лучшее от них» (Bangkok Bank Limited).
· «Формула успеха» и «Прикасаясь к Завтрашнему» (Toshiba).
· «И невозможное возможно! »(Motorola).
· «Новейшие технологии» (Hitachi).
· «Радость в вашем доме» (Rowenta).
· «Постижение совершенства» (Kenwood).
· «Мы заставляем фантазию работать» (Фирма DSM, производящая резину для покрытия различных материалов).
· «Идеальная техника для реальной жизни» (Samsung).
· «Бриллиант — это навсегда» (De Birs).
· «Созидая новое, устремляемся в будущее» (Orient, часы).
· «Качество, которому вы можете доверять» (Proctor & Gamble).
· «У Форда есть лучшая идея!».
У нас:
· «Ритм нашей жизни» (Московский комсомолец).
· «Впереди на шаг» (Банк российский кредит).
· «Есть истинные ценности». Слоган подкреплен изображением пирамиды и сфинкса (Инкомбанк).
· «Мы предусмотрели ненастье в солнечную погоду» (Страховая компания Белая башня).
· «Мы финансируем все, что изменяет жизнь к лучшему» (Финансовая группа Менатеп).
· «Цель — возрождение» (Всероссийская биржа недвижимости).
· «С нами — к вершинам!» (Банк Столичный).
· «Возродим Россию вместе!» (Эксимер-инвест).
А вот слоганы, провозглашающие качество товара:
«У них»:
· «Вы можете быть уверены, если это "Westinghouse"».
· «Когда кончается "Шлиц", кончается пиво».
· «Инструмент бессмертных» (Stenway, рояли).
· «Райское наслаждение» (шоколадки Bounty).
· «Знаем как и знаем с кем» (Банк Saipem).
· «Сделано с умом!» (Electrolux).
· «Ты всегда думаешь о нас» (Tefal).
· «Качество, завоевавшее доверие мужчины» (Wilkinson).
· «Только настоящий шоколад может носить имя "Кэдбери"».
· «Доверяйте нам, как себе» (Международная фирма UPS — United Parcel Service).
· «Европа из первых рук» (Радиостанция Немецкая волна)» «Обувь, которую снимаешь с сожалением и надеваешь с удовольствием» (Монарх).
У нас:
· «Мы знаем, как» (БФТ банк).
· «Всегда на высоте» (Банк «Аэрофлот»).
· «Возможно, лучший банк России» (Менатеп).
· «Журнал "Профиль" читается на одном дыхании».
· Журнал «Итоги»: «Земля — единственная планета в Галактике, где читают журнал "Итоги"».
Следует признать, что большинство слоганов, даже фирменных, не оправдывают ожиданий. Не случайно Дэвид Огилви называет их «взаимозаменяемыми выспренными и избитыми фразами». И, тем не менее, фирма без своего слогана — как человек, чье имя ты знаешь, но что он за человек — нет. Хотя бы знать, как он сам себя характеризует, каким он сам себя представляет, что он сам о себе думает.