О так называемой «сублимальной» рекламе
Сублимальное восприятие («liminal» в переводе с латинского — «порог») — это восприятие на уровне подсознания. В кругах рекламистов циркулируют всевозможные фантастические байки об эффективности такой рекламы. И обычно упоминают опыты с так называемым 25-м кадром в кино, несущим рекламное сообщение. Он вставляется в соответствующей последовательности в любой кино или видеофильм. Этот кадр не воспринимается осознанно, его не видно, но он якобы оказывает внушающее воздействие. Опыты с «25-м кадром» проводились полвека назад, но говорить о реальности его воздействия довольно трудно.
Тем не менее эта тема исследуется и поныне. Попалась мне в руки объемистая книга доктора Ки, американца, под названием «Сублимальное совращение», издана в семидесятых годах. Он пытается доказать, что такое «совращение» широко используется в рекламе. В частности, он видит фигуры обнаженных девушек в кубиках льда в стакане с виски. В книге много цветных иллюстраций, вроде бы — доказательства. Скажу честно, сколько я не всматривался в эти ледяные кубики, никаких обнаженных девушек я там не увидел. Жаль, конечно.
Американские специалисты подвергают серьезному сомнению не только эффективность, но и само существование сублимальной рекламы. Эти проблемы не привлекают внимания серьезных исследователей, полагающих, что здесь речь идет о некоем иррациональном воздействии на человека.
В ряде стран эта пока еще недостаточно исследованная сфера применения рекламы подвергается запрету, как говорится, «на всякий случай». На мой взгляд, при изощренности технологий современной рекламы в сублимальном воздействии нет и надобности. Что же касается воздействия на подсознательном уровне, то оно, конечно, существует, хотя и не столь очевидно, как заявляют его апологеты. Об этом мне напомнил рассказ чешского писателя Карела Чапека «Поэт». Сюжет его прост, автомобиль сбил насмерть пьяную старуху-нищенку. Сыщики пытаются выяснить номер этого автомобиля у свидетелей происшествия. Свидетели ничего вразумительного не помнят. Среди них — поэт. Он тоже говорит о том, что абсолютно ничего не знает о номере этой роковой машины. В то же время он вспоминает, что написал стихи об этой трагедии. И читает их полицейскому. В стихах в причудливой форме отражено то, что увидел поэт. Так, старуха-нищенка превратилась у поэта в «надломленный тюльпан». Среди прочих образов полицейского заинтересовали такие строчки:
Повержен в пыль надломленный тюльпан
Умолкла страсть Безволие Забвенье
О шея лебедя!
О грудь!
О барабан и эти палочки — трагедии знаменье!
Американские специалисты полагают, что сублимальная реклама, рекламные видеообразы, рассчитанные на подсознание, действительно «работают», но они наиболее эффективны в воздействии на старшее поколение. Новое же поколение потребителей, так называемое «Поколение Некст», — не реагирует на рекламные трюки и ориентируется на рациональное в рекламе, с тем чтобы покупать «дешево и сердито».