РЕЛИГИЯ — ОРУДИЕ КЛАССОВОГО УГНЕТЕНИЯ
Первобытное общество существовало сотни тысяч лет. За это время оно прошло длинный путь от диких первобытных орд до племён и союзов племён, насчитывающих десятки тысяч людей.
В первобытном обществе не было частной собственности. Земля, леса, пастбища, а также орудия труда и продукты находились в собственности всего общества.
Но с дальнейшим развитием производительных сил, с ростом производительности труда первобытно-общинные отношения начинают мешать обществу двигаться вперёд, развивать своё производство.
На смену первобытно-общинному строю пришёл рабовладельческий. Появились два противоположных, враждующих между собой класса — класс рабовладельцев и класс рабов.
Первые рабовладельческие общества возникли в Египте в начале четвёртого тысячелетия до нашей эры и в Вавилоне около трёх тысяч лет до нашей эры. Законченную форму рабовладение приобрело в древней Греции и в Риме (первое тысячелетие до нашей эры).
С ростом рабовладения, узаконенного возникшим в эту эпоху государством, всё более увеличивалось имущественное неравенство среди свободных людей, т. е. не рабов. Многие из них разорялись и вынуждены были продаваться в рабство. Очень большое количество рабов давали также войны.
Исключительно ярко и убедительно о жизни рабов в ту эпоху рассказывает в своих трудах историк древнего мира Диодор Сицилийский, которого К. Маркс цитирует в «Капитале». Диодор пишет:
«Нельзя без сострадания к их ужасной судьбе видеть этих несчастных..., не имеющих возможности позаботиться хотя бы о чистоте своего тела или о прикрытии своей наготы. Ибо здесь нет места снисхождению и пощаде по отношению к больным, хворым, старикам, к женской слабости. Все должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладёт конец их мучениям и нужде».
Таким образом, в классовом рабовладельческом обществе к силам природы, господствующим над человеком, прибавляются ещё и социальные силы.
Тяжёлое положение эксплуатируемых углубляло и обостряло классовые противоречия. Рабы делали частые попытки освободиться от безжалостных хозяев. Вся история рабовладельческого общества — это история ожесточённой классовой борьбы.
Неорганизованные, стихийные восстания жестоко подавлялись. Это приводило эксплуатируемых в отчаяние. Многим казалось, что освободиться от своих угнетателей невозможно. И эта беспомощность усиливала их веру в богов, питала надежду на лучшую жизнь на «том свете».
«Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами, — говорил Ленин, — так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.».
Богатые слои рабовладельческого общества также обращались к религии. Но у них она играла иную роль, чем
Рис. 3. Жестоко расправлялись рабовладельцы древнего Рима с восставшими рабами. На рисунке — распятые на крестах люди после подавления восстания Спартака. |
У бедноты. Религия для богатых была надёжным орудием подчинения себе свободных и полусвободных бедняков и рабов.
Следовательно, с возникновением классов и государства как аппарата насилия господствующих классов над угнетёнными религия становится служанкой господствующего класса.
В доклассовом обществе люди относились к своим богам просто. Если боги не выполняли желаний людей, их изображения часто уничтожали, избивали. В классовом обществе отношение к богам изменяется. В воображении человека боги становятся недосягаемыми, деспотическими. Они напоминают людям таких же не досягаемых для них царей и богатых вельмож.
Раньше, в первобытно-родовом обществе, божествам приписывалось главным образом управление силами природы; в классовом обществе богам помимо этого припи - сьгвается и управление общественной жизнью. Теперь боги устанавливают правила поведения людей, дают им законы, наказывают за неподчинение властям. Именем бога жрецы узаконивали рабство, призывали покоряться рабовладельцам и их органам власти. Ясно, что такие «данные богом» законы и правила были выгодны только господствующим классам, ибо они и издавали эти законы.
Таким образом, уже в древних рабовладельческих государствах религия стала орудием закабаления народа, средством отвлечения его от классовой борьбы против угнетателей.
Такую же роль играют и более поздние религии — христианская, магометанская и другие.
Христианство возникло в первом веке нашей эры сначала как «религия рабов и вольноотпущенных, бедняков и бесправных, покорённых и рассеянных Римом народов» (Энгельс). Образ Христа выступал как образ спасителя, избавителя людей от гнёта и страданий. Новая религия отрицала все существовавшие до неё религии, всю старую обрядность, многочисленных прежних богов. Раннее христианство стало «первой возможной мировой религией» (Энгельс).
Но когда христианство получило широкое распространение, римские императоры превратили его в государственную религию, в религию рабовладельцев. При этом из христианства было выброшено всё бунтарское, свободоутверждающее, и остались только поучения о рабской покорности и почитании. Христианская религия стала на службу господствующего класса, приобрела реакционный характер.
Христианство, как и всякая другая религия, учит того, кто всю жизнь работает и нуждается, «смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду» (Ленин). А того, кто богатеет на чужом труде, ведёт праздную жизнь, религия защищает, оправдывает. Одни богатые, а другие бедные — на это воля бога — учат церковники. На «том свете» все блага станут достоянием кротких и смиренных, они попадут в рай, а грешники будут вечно страдать в аду.
Но с развитием человеческого общества, с развитием естествознания разум человека всё больше стал восставать против религиозных учений о природе и обществе, разоблачая их антинаучность, лживость и вздорность.