НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ

РЕЛИГИЯ — ОРУДИЕ КЛАССОВОГО УГНЕТЕНИЯ

Первобытное общество существовало сотни тысяч лет. За это время оно прошло длинный путь от диких перво­бытных орд до племён и союзов племён, насчитывающих десятки тысяч людей.

В первобытном обществе не было частной собственно­сти. Земля, леса, пастбища, а также орудия труда и про­дукты находились в собственности всего общества.

Но с дальнейшим развитием производительных сил, с ростом производительности труда первобытно-общинные отношения начинают мешать обществу двигаться вперёд, развивать своё производство.

На смену первобытно-общинному строю пришёл рабо­владельческий. Появились два противоположных, враж­дующих между собой класса — класс рабовладельцев и класс рабов.

Первые рабовладельческие общества возникли в Египте в начале четвёртого тысячелетия до нашей эры и в Вавилоне около трёх тысяч лет до нашей эры. Закончен­ную форму рабовладение приобрело в древней Греции и в Риме (первое тысячелетие до нашей эры).

С ростом рабовладения, узаконенного возникшим в эту эпоху государством, всё более увеличивалось имуществен­ное неравенство среди свободных людей, т. е. не рабов. Многие из них разорялись и вынуждены были продаваться в рабство. Очень большое количество рабов давали также войны.

Исключительно ярко и убедительно о жизни рабов в ту эпоху рассказывает в своих трудах историк древнего мира Диодор Сицилийский, которого К. Маркс цитирует в «Ка­питале». Диодор пишет:

«Нельзя без сострадания к их ужасной судьбе видеть этих несчастных..., не имеющих возможности позабо­титься хотя бы о чистоте своего тела или о прикрытии своей наготы. Ибо здесь нет места снисхождению и пощаде по отношению к больным, хворым, старикам, к женской слабости. Все должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладёт конец их мучениям и нужде».

Таким образом, в классовом рабовладельческом обще­стве к силам природы, господствующим над человеком, прибавляются ещё и социальные силы.

Тяжёлое положение эксплуатируемых углубляло и обостряло классовые противоречия. Рабы делали частые попытки освободиться от безжалостных хозяев. Вся исто­рия рабовладельческого общества — это история ожесто­чённой классовой борьбы.

Неорганизованные, стихийные восстания жестоко по­давлялись. Это приводило эксплуатируемых в отчаяние. Многим казалось, что освободиться от своих угнетате­лей невозможно. И эта беспомощность усиливала их веру в богов, питала надежду на лучшую жизнь на «том свете».

«Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с экс­плуататорами, — говорил Ленин, — так же неизбежно по­рождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чер­тей, в чудеса и т. п.».

Богатые слои рабовладельческого общества также об­ращались к религии. Но у них она играла иную роль, чем

РЕЛИГИЯ — ОРУДИЕ КЛАССОВОГО УГНЕТЕНИЯ

Рис. 3. Жестоко расправлялись рабовладельцы древнего Рима с восставшими рабами. На рисунке — распятые на крестах люди после подавления восстания Спартака.

У бедноты. Религия для богатых была надёжным орудием подчинения себе свободных и полусвободных бедняков и рабов.

Следовательно, с возникновением классов и государ­ства как аппарата насилия господствующих классов над угнетёнными религия становится служанкой господствую­щего класса.

В доклассовом обществе люди относились к своим бо­гам просто. Если боги не выполняли желаний людей, их изображения часто уничтожали, избивали. В классовом обществе отношение к богам изменяется. В воображении человека боги становятся недосягаемыми, деспотическими. Они напоминают людям таких же не досягаемых для них царей и богатых вельмож.

Раньше, в первобытно-родовом обществе, божествам приписывалось главным образом управление силами при­роды; в классовом обществе богам помимо этого припи - сьгвается и управление общественной жизнью. Теперь боги устанавливают правила поведения людей, дают им законы, наказывают за неподчинение властям. Именем бога жрецы узаконивали рабство, призывали покоряться рабовладель­цам и их органам власти. Ясно, что такие «данные богом» законы и правила были выгодны только господствующим классам, ибо они и издавали эти законы.

Таким образом, уже в древних рабовладельческих го­сударствах религия стала орудием закабаления народа, средством отвлечения его от классовой борьбы против угнетателей.

Такую же роль играют и более поздние религии — христианская, магометанская и другие.

Христианство возникло в первом веке нашей эры сна­чала как «религия рабов и вольноотпущенных, бедняков и бесправных, покорённых и рассеянных Римом народов» (Энгельс). Образ Христа выступал как образ спасителя, избавителя людей от гнёта и страданий. Новая религия отрицала все существовавшие до неё религии, всю старую обрядность, многочисленных прежних богов. Раннее хри­стианство стало «первой возможной мировой религией» (Энгельс).

Но когда христианство получило широкое распростра­нение, римские императоры превратили его в государ­ственную религию, в религию рабовладельцев. При этом из христианства было выброшено всё бунтарское, свободо­утверждающее, и остались только поучения о рабской по­корности и почитании. Христианская религия стала на службу господствующего класса, приобрела реакционный характер.

Христианство, как и всякая другая религия, учит того, кто всю жизнь работает и нуждается, «смирению и терпе­нию в земной жизни, утешая надеждой на небесную на­граду» (Ленин). А того, кто богатеет на чужом труде, ве­дёт праздную жизнь, религия защищает, оправдывает. Одни богатые, а другие бедные — на это воля бога — учат церковники. На «том свете» все блага станут достоянием кротких и смиренных, они попадут в рай, а грешники бу­дут вечно страдать в аду.

Но с развитием человеческого общества, с развитием естествознания разум человека всё больше стал восста­вать против религиозных учений о природе и обществе, разоблачая их антинаучность, лживость и вздорность.

НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н А протяжении многих веков наука ведёт жестокую борьбу против религии. Эта борьба не прекращается и сейчас, ибо наука и религия непримиримы. Наука по­могает человеку познавать и использовать для блага …

СУЕВЕРНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА И НАУЧНЫЕ ПРЕДВИДЕНИЯ

Уже первобытный человек стремился к тому, чтобы узнать своё будущее, предугадать его. С развитием чело­веческого общества в этом появлялась всё большая необ­ходимость. К древнему виду гаданий относится астрология, гада­ние по …

НЕ «ЧУДЕСА», А ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Данные науки о происхождении Земли и возникнове­нии на ней жизни полностью разоблачают религиозную басню о «сотворении мира богом». Но церковь находит новые лазейки для распространения среди народа вымыс­лов о «чудесах», …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.