НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ НАУКА И РЕЛИГИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЕМЛИ
Раеугольным камнем борьбы науки против религии яв - ^ляются вопросы о том, как возникла Земля, как зародилась и развивалась на ней жизнь.
Вопрос о том, откуда взялась Земля, занимал ум человека с незапамятных времён. У разных народов и племён об этом существует много различных сказок.
В далёком прошлом знания о природе не позволяли дать научный ответ на этот весьма сложный вопрос естествознания. Неудивительно поэтому, ЧТО В прежнее ВрехМЯ люди сочиняли о происхождении Земли различные легенды, нередко забавные и красивые, но всегда очень далёкие от истины.
Вот что рассказывает о происхождении Земли одна индусская легенда. Сначала было «ничто». Из этого «ничто» возникло яйцо. Пролежав год, оно раскололось на две половинки: на серебро и на золото. Серебро стало Землёй, золото — небом, а скорлупа — облаками.
В древние времена — рассказывается в японском сказании — свет был смешан с тьмой. Но свет был легче тьмы; постепенно он отделился от неё, поднялся кверху и стал небом. А тяжёлая тьма осела на воду и стала сушей.
Индейцы американского племени Чероки, теперь почти уничтоженного, рассказывают, что в далёкие времена всюду была только вода, а животные жили на небе. Однажды животные решили узнать, что находится под водой. На разведку был выпущен внук бобра, маленький жук. Он нырнул под воду и принёс со дна комок грязи. К удивлению всех животных, комок начал расти и скоро превратился в большой остров. Животные переселились на этот остров и назвали его «землёй».
Далёкое от науки, от истины, объяснение происхождения Земли даёт религиозная книга — библия. Многим оно известно.
По «священному писанию» бог сотворил мир за шесть дней. За это время он создал Землю и небесные светила, растения, животных и людей. Произошло это, якобы, совсем недавно — около семи тысяч лет назад. Наука опровергает эту наивную и вредную сказку очень многими фактами. Так, изучая прошлое Земли, учёные установили, что возраст нашей планеты исчисляется миллиардами лет. В земных слоях находят предметы, которые неопровержимо доказывают, что органическая жизнь на Земле существует уже сотни миллионов лет.
Согласно религиозным воззрениям, окружающая нас природа неизменна. Мир был создан однажды, и с тех пор в нём ничего не изменилось.
Такой, метафизический, идеалистический взгляд на природу был господствующим в науке прошлых веков.
«Согласно этому взгляду,— говорит Энгельс,— природа, каким бы путём она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, оставалась всегда неизменной, пока она существует. Планеты и спутники их, однажды приведённые в движение таинственным «первым толчком», продолжали кружиться по предназначенным им эллипсам во-веки веков, или, во всяком случае, до скончания всех вещей... Земля оставалась от века или со дня своего творения (в зависимости от точки зрения) неизменно одинаковой. Теперешние «пять частей света» существовали всегда, имели всегда те же самые горы, долины и реки, тот же климат, ту же флору и фауну, если не говорить о том, что изменено или перемещено рукой человека. Виды растений и животных были установлены раз навсегда при своём возникновении...».
Люди рассматривали «...вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого не в движении, а в неподвижном состоянии...».
Диалектический материализм утверждает, что в природе нет и не может быть неподвижности, неизменяемости, «...диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век» (Краткий курс истории ВКП(б)).
Такой, диалектический, взгляд на природу подтверждается всей историей развития нашей Земли и данными геологии.
С течением времени всё вокруг нас изменяется. Земля миллионы лет назад выглядела совсем иначе, чем сейчас: на ней обитали иные животные, росли другие деревья, были отличные от теперешних горы, другие моря. Даже за последние несколько тысяч лет жизни человечества по
Верхность Земли значительно изменилась; вымерли многие виды животных.
Великий русский учёный-материалист М. В. Ломоносов двести лет назад писал:
«И, во-первых, твёрдо помнить должно, что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нём перемены, что показывает история и древняя география, с нынешнею снесённая, и случающиеся в наши веки перемены земной поверхности. Когда и главные величайшие тела мира, планеты, и самые неподвижные звёзды изменяются, теряются в небе, показываются вновь, то в рассуждении оных малого нашего шара земного малейшие частицы, то-есть горы (ужасные в глазах наших громады), могут ли они от перемен быть свободны? Итак, напрасно многие думают, что всё, как видим, сначала творцом создано; будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом; и поэтому-де ненадобно исследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного,... хотя оным умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин».
Эти слова убеждают нас, что Ломоносов был одним из первых учёных, отвергнувших ложные метафизические воззрения на природу.
Широко известно одно интересное сказание о том, как с течением времени изменяется лик Земли. Когда-то на берегу большой реки стоял шумный восточный город. Однажды с караваном сюда прибыл путешественник из далёких стран. Проходя по улицам города, он поинтересовался его историей:
— Кто был основателем этого города? — спросил он самого древнего старика-горожанина.— Как давно существует ваш город?
Старик с гордостью ответил, что город их настолько древний, что никто не помнит, кто и когда основал его.
Прошло время. И на месте большого восточного города разлилось бескрайнее море. На морском берегу приютился бедный рыбачий посёлок. Однажды сюда зашёл никому не знакомый человек:
— Давно ли вы живёте на этом месте? — спросил он старого рыбака.— Всегда ли здесь было море?
Старик ответил, что рыбаки живут на этом месте с незапамятных времён. А море здесь было всегда!
И ещё через некоторое время исчезло с лица Земли и море. Теперь здесь раскинулась большая равнина. На ней виднелись редкие крестьянские деревеньки. Однажды в одну из таких деревень зашёл путешественник.
— Давно ли здесь сеют хлеб? — спросил он седого старика, сидящего у древней, покосившейся от времени хижины.— И что тут было раньше?
— Не знаю,— ответил старик.— Здесь жили наши деды и прадеды; все они пахали землю и сеяли хлеб.
Каждое мгновение в природе совершаются различные процессы, изменяющие, преобразующие её. Всё в мире — неживая природа, животные и растения, жизнь человеческого общества — не стоит на месте, а развивается, видоизменяется. Движение, развитие — это главное и неотъемлемое свойство материи, а наука показывает нам, что весь мир материален, «...философский материализм Маркса исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи,... что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком „мировом духе”» (Краткий курс истории ВКП (б)).
Изменяется со временем не только наша Земля, но и небесные тела. В настоящее время астрономы знают уже много фактов, свидетельствующих о том, что небесные тела изменяются. Не вечны Солнце, Луна, видимые нами звёзды. Все они имеют свою историю, свою «биографию». Было время, когда, например, нашего Солнца не было совсем.
Когда-то возникла и наша Земля. Но было это не семь тысяч, а несколько миллиардов лет назад, и возникла Земля не по воле божества, а как результат естественного развития материи во вселенной, в силу законов самой природы.
Что же говорит нам о происхождении Земли наука?
Вопрос происхождения Земли — один из наиболее трудных вопросов естествознания. И это понятно. Ведь от той эпохи, когда в мировом пространстве возникла наша Земля, не сохранилось никаких следов, по которым можно было бы узнать, как именно образовался земной шар.
Однако история показывает нам, что для науки нет неразрешимых вопросов, как бы они ни были сложны. Разрешим и тот вопрос, который сейчас нас интересует: как произошла Земля. Он успешно решается теперь советской наукой. Наши достижения в области космогонии — раздела астрономии, который изучает законы развития небесных тел — дают нам уже сейчас возможность сказать, как именно произошла Земля.
Как уже говорилось выше, первый серьёзный удар религиозным сказкам о Земле и её происхождении был нанесён Коперником. Его учение о движении нашей планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца разбило все старые, «освящённые церковью» взгляды о неподвижности Земли, о том, что между «грешной землёй» и «небом» нет ничего общего. Коперник доказал, что наша Земля — это рядовое небесное тело, подобное другим планетам нашей солнечной системы.
Однако, «ниспровергнув Землю» с её «центрального» места во вселенной, Коперник не ставил вопроса о том, каким образом произошла Земля и другие планеты солнечной системы, так как в его представлении мир был неизменным.
Мысль о развитии вселенной, о происхождении небесных тел — Земли и планет, Солнца и звёзд — возникла позднее. Впервые она была разработана в XVII веке в трудах французского учёного Декарта. Этот учёный сделал смелую попытку создать теорию, которая объясняла бы развитее всего мира,— от первичного однородного состояния материи во вселенной до её сложных образований в настоящее время, включая в себя и историю нашей Земли.
Согласно учению Декарта небесные тела во вселенной образуются в результате вихреобразиых движений частиц вещества. Так возникли Солнце и звёзды, так образовалась наша солнечная система.
Теория вихрей Декарта нанесла серьёзный удар господствовавшему в XVII веке церковному мировоззрению, но она не разрешила вопроса о происхождении солнечной системы. Теория вихрей была плодом отвлечённых рас- суждений учёного-философа, в ней не было точных расчётов. Позже она была опровергнута наукой.
Новые попытки проникнуть в далёкое прошлое вселенной были сделаны в XVIII веке немецким философом
Кантом и французским астрономом Лапласом. Эти учёные пытались объяснить происхождение небесных тел естественными причинами *).
Астрономы давно уже установили, что в движении планет вокруг Солнца есть много сходных черт. Все планеты обращаются в одном направлении. В том же направлении они вращаются вокруг своих осей. Само Солнце вращается вокруг своей оси в этом же направлении. Орбиты планет располагаются примерно в одной плоскости.
Естественно было думать, что все эти закономерности не случайны; они свидетельствуют о том, что небесные тела солнечной системы имеют одно происхождение, возникли в каком-то едином процессе.
Кант предположил, что солнечная система произошла из гигантского облака мелких частиц.
Немного позднее эта гипотеза была развита Лапласом. Вот как он рассуждал: когда-то наша система представляла собой газовую туманность, медленно вращающуюся вокруг своей оси. Постепенно туманность охлаждалась и уплотнялась. В результате этого скорость её вращения всё увеличивалась. При этом центробежная сила на экваторе становилась больше силы притяжения и от туманности отрывались отдельные кольца. Из этих колец затем образовались планеты и их спутники.
Гипотеза Лапласа долгое время считалась истинной. Однако новые открытия астрономов изменили дело. Неутешительные выводы принесла этой гипотезе и её математическая проверка, произведённая в XIX веке.
Всё новые факты и соображения опровергали гипотезу Лапласа и, наконец, учёным стало ясно, что несмотря на многочисленные поправки и дополнения, она не может быть принята.
На смену Канто-Лапласовской гипотезе в XX веке пришли многочисленные, так называемые «катастрофические» гипотезы. Наибольшую известность получила среди них гипотеза английского астрофизика-идеалиста Джинса. Джинс утверждал, что некогда произошло тесное сближение Солнца с другой звездой. Возникшая благодаря притяжению приливная волна отделила от Солнца струю раскалённых газов, имевшую форму сигары. Со временем эта
■*) Подробнее об этом см. брошюру «Научно-популярной библиотеки» Гостехиздата: проф. М. Ф. Субботин, Происхождение и возраст Земли.
«сигара» распалась на отдельные сгустки, из которых и сформировались планеты.
Расчёты показывают, однако, что вероятность сближения Солнца с другой звездой крайне ничтожна. Таким образом возникновение и развитие солнечной системы по Джинсу является делом исключительного, неповторимого случая. Такая гипотеза была близка по духу к библейской легенде о сотворении мира.
Последнее обстоятельство прежде всего и определило успех гипотезы Джинса в капиталистическом мире в течение двадцати лет. Но затем она была опровергнута работами наших учёных. В 1943 году известный советский астроном Н. Н. Парийский доказал, что части «сигары», если бы они даже образовались благодаря редчайшему, неповторимому случаю, не могли бы обращаться вокруг Солнца на таком расстоянии, на каком находятся планеты. Большая часть вырванного притяжением звезды вещества, как показывают математические расчёты, должна либо упасть обратно на Солнце, либо унестись вместе со звездой.
Новая, наиболее убедительная теория происхождения Земли дана теперь советской наукой. Это — теория акад. О. Ю. Шмидта. Выдающиеся достижения наших астрономов в изучении небесных тел и многосторонняя математическая проверка всех прежних космогонических гипотез (т. е. гипотез, объясняющих происхождение небесных тел) позволили советским учёным создать материалистическую теорию происхождения Земли и других планет нашей солнечной системы. Как же объясняет происхождение нашей солнечной системы эта теория?
Земля и планеты возникли из гигантского облака космической пыли, окутывавшего когда-то Солнце. Пылевой материи во вселенной очень много. Мелкие пылинки с примесью газов, из которых состояло такое облако, обращались вокруг Солнца по различным орбитам. Беспрерывно сталкиваясь друг с другом, частицы постепенно теряли скорость, энергия их движения превращалась в тепло. Космическое облако всё больше и больше уплотнялось, его форма изменялась. Наконец, оно превратилось в плоский диск. В дальнейшем этот диск распался на отдельные комки — зародыши планет. Вместе с планетами шло образование их спутников.
Таким образом, наша Земля образовалась из холодной космической пыли. Но по мере того, как земной шар ста-
Новился более плотным, в недрах его, под действием большого давления, на -
Шшшшш |
■МШШШФ-Шк |
I |
'
&0>?^£&МЬ
Я*.-. :4ч:яёЛ'Ъ'Я£?а
Рис. б. Различные этапы образования планет солнечной системы по теории акад. О. 10. Шмидта.
Чала повышаться температура. Другой причиной разогревания послужили начавшиеся в недрах Земли радиоактивные процессы превращения одних химических элементов в другие с выделением больших количеств тепла. Твёрдые вещества Земли постепенно размягчались, становились пластичными, подобно густой смоле. Началось расслоение веществ: более тяжёлые опус к алис ь вниз к центру Земли, более лёгкие поднимались в верхние её слои.
Новая, советская материалистическая теория хорошо объясняет все закономерности в движении планет и их спутников. Вместе с тем это— строгая научная теория, обоснованная многочисленными математическими расчётами.
Конечно, теория О. 10. Шмидта требует своего дальнейшего уточнения и дополнения, но уже сейчас можно
С уверенностью сказать, что советские учёные стоят на верном пути к разрешению великой загадки происхождения Земли. Нет сомнения в том, что именно в нашей стране, где Партия и Правительство создали все условия для успешного развития науки, будет разрешена эта труднейшая проблема естествознания.
Разрабатывая вопрос о происхождении нашей планеты, советская наука решает его в тесной связи с другим, более широким вопросом: как возникают и развиваются во вселенной звёздные миры.
Ни одно явление в мире нельзя правильно объяснить, если брать его отдельно, изолированно от других фактов, вне связи с другими явлениями природы.
Только метафизики пытались и пытаются объяснять явления природы и общества вне взаимной связи друг с другом. А это всегда приводило и приводит к неверным, поверхностным и односторонним объяснениям того или иного явления, к извращению действительности.
«В противоположность метафизике, диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и независимых друг от друга, — а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.
Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений» (Краткий курс истории ВКП (б)).
Вселенная — это вечно развивающаяся материя. В ней идёт бесконечный процесс зарождения, развития и гибели отдельных небесных тел [19]). Астрономические наблюдения подтверждают это положение диалектического материализма.
В наше время наука в странах империализма уже не способна решать большие научные проблемы. Это особенно видно на примере космогонии. Вместо серьёзных обоснованных научных теорий и гипотез, там воскрешаются библейские сказки. Современные буржуазные космогонические гипотезы это, по существу, просто беспомощные догадки, лишённые какой-либо научной ценности. Одной из таких «теорий» является, например, модная сейчас гипотеза английских учёных Милна и Холдена. Они утверждают, что вещество всей солнечной системы образовалось из некоего «первозданного атома» световой энергии (!?). При этом Милн даже «установил» момент «сотворения мира».
Столь же нелепа и не имеет ничего общего с наукой «теория» западногерманского фашиста Иордана о том, что звёзды, якобы, возникают во вселенной из «ничего».
Поддерживая прогнившее здание империализма, его учёные лакеи пытаются «научно» доказать, что мир был создан богом. «Не понимая диалектического хода познания,— говорил о таких «учёных»-мракобесах А. А. Жданов,— соотношения абсолютной и относительной истины, многие последователи Эйнштейна, перенося результаты исследования законов движения конечной, ограниченной области вселенной на всю бесконечную вселенную, договариваются до конечности мира, до ограниченности его во времени и пространстве, а астроном Милн даже «подсчитал», что мир создан 2 миллиарда лет тому назад. К этим английским учёным применимы, пожалуй, слова их великого соотечественника философа Бэкона о том, что они обращают бессилие своей науки в клевету против природы».