КАК ВОЗНИКЛА РЕЛИГИЯ О НАШИХ ДАЛЁКИХ ПРЕДКАХ
Р |
Еакционные буржуазные учёные, защитники религии, утверждают, что религия — явление вечное, присущее людям во все времена. Они объявляют, что религиозное чувство рождается вместе с человеком.
Марксистско-ленинская наука о природе и обществе опровергает и разоблачает проповедников таких взглядов. Она доказала, что религия не является чем-то вечным, якобы присущим природе человека, что она есть явление историческое. Многими научными фактами доказано, что на заре человечества люди совсем не имели религии.
Открытия и находки археологов — учёных, изучающих быт и культуру древних народов, — дают нам возможность проследить за процессом становления человека и определить, на какой ступени его развития появилась религия.
Останки первых предков человека были найдены в 1901 году на острове Ява на глубине 15 метров ниже уровня протекающей там реки. По черепу учёные определили, что обладатель её был получеловеком, полуобезьяной. Учёные так и назвали этого наиболее древнего предка человека — «питекантропом» (греческое слово «питекос» обозначает обезьяна, а «антропос» — человек).
Эти обезьянолюди — питекантропы — жили на Земле около полутора миллиона лет назад.
В 1926 году в Китае был найден новый тип обезьяночеловека— синантроп, который является более развитым обезьяночеловеком. Он значительно отличается от питекантропа и по объёму и строению тела и по размерам черепа. От эпохи синантропов нас отделяет более 500 тысяч лет.
В результате дальнейшего развития обезьянолюдей, через сотни тысяч лет, появились на Земле новые представители человеческого рода — «неандертальцы», или «палеонтропы», т. е. «древние люди» (неандертальцами эти люди были названы потому, что их останки учёные нашли в 1856 году в долине реки Неандерталь в Германии) .
Неандертальцы постепенно превратились в более развитый тип человека — кроманьонца,— получившего это название от деревни Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году были найдены его останки.
Как указывает Ф. Энгельс, кроманьонцы были уже «готовыми», «завершёнными» людьми, сильно отличавшимися от своих предков неандертальцев, которые представляли собой лишь «формирующихся» людей, имевших заметное «обезьянье» наследие в строении тела и чертах лица.
Эти и другие археологические находки рассеяли религиозные выдумки о происхождении человека. Рухнула церковная легенда о чудесном сотворении первых людей. Восторжествовала подлинно научная теория происхождения человека от человекообразной обезьяны. Прочно и навсегда победило материалистическое учение об эволюции живых организмов, согласно которому все существующие ныне высшие живые организмы, не исключая человека, развились из низших организмов путём постепенных закономерных изменений.
В длительном процессе превращения обезьяны в человека важную роль сыграли её биологические особенности: в сравнении с другими животными более развитый головной мозг, такое строение передних и задних конечностей, которое позволяло прямую походку. «Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни... — говорит Энгельс, — обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать всё более и более
Рис 1» Первобытные люди выгоняют из пещеры медведя, чтобы занять его логово для жилья.
Прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».
Первенствующая, решающая роль в этом процессе принадлежала труду; именно в процессе труда человек воздействовал не только на окружающую природу, но и на самого себя.
Рис. 2. Различные орудия первобытного человека, сделанные из камня: 1 и 2—-скребки; 3 —проколка; 4 — резец; 5 — резец-скребок; б, 7 и 8 — наконечники копий. |
Маркс и Энгельс указывают, что трудовая деятельность человека начинается с изготовления и употребления различных орудий. Первыми орудиями человека были предметы, которые он находил вокруг себя. С земли человек поднимал палку, камень, на морском берегу он собирал раковины, у деревьев отламывал остроконечные сучья.
Этими предметами первобытный человек защищался от нападения хищных зверей, охотился, ловил рыбу, добывал огонь; они были его орудием труда при добывании пищи.
Труд создал самого человека.
Синантропы использовали в качестве орудий для добычи пищи лишь те предметы, которые находили в окружающей среде.
Но уже неандертальцы, и тем более кроманьонцы, стали сами изготовлять орудия для охоты (рис. 2).
Благодаря труду у человека постепенно совершенствовалась рука. Она, по словам Энгельса, не только орган труда, она также и продукт его. Вместе с тем, параллельно с развитием руки, шаг за шагом, развивалась голова, возникло сознание.
Однако на ранней стадии первобытного общества при крайне низком уровне производства в сознании людей от
ражались лишь трудовые процессы, связанные с добыванием пищи, с изготовлением орудий труда и т. п. Сознание людей того периода было ещё не способно образовывать сложные отвлечённые понятия, лежащие в основе религиозных верований. Синантропы, например, не имели ещё никакого понятия о религии, о её обрядах.
В этом нас убеждают не только исследования жизни первобытного человека. Люди с крайне низкоразвитым сознанием были обнаружены в прошлом веке. Учёные нашли племя дикарей на острове Огненная Земля. Речь этих туземцев была почти нечленораздельной; жили они в ямах, знали только грубые каменные орудия. Огнеземельцы не хоронили умерших, не совершали никаких обрядов. У них не было религии!
Такое же племя диких людей — племя Кубу — было обнаружено в лесах острова Суматра. У них также не было найдено никаких признаков религиозных верований. Люди племени Кубу не умеют охотиться, живут без огня и постоянных жилищ, ночуют в ямах и на деревьях. Дикари не ведут счёта времени, не имеют почти никаких орудий для добычи пищи. Они питаются лишь плодами, кореньями, лягушками, ящерицами, гусеницами.
Тысячи поколений людей жили и умирали, не зная религиозных верований.