НАУКА ПРОТИВ РЕЛИГИИ
И. Г. ЛУПАЛО
Н |
Аука — это система знаний о закономерностях в развитии природы и общества, доказываемых и проверяемых практикой. Она возникла и развивается из практических нужд людей, из потребностей материального производства. Так, потребность в металле породила металлургию; борьба с болезнями человека и животных призвала к жизни медицину и ветеринарию и т. д.
Возникновение и развитие науки происходили и происходят в непримиримой борьбе против идеализма, против религии. Согласно идеализму вся окружающая нас природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, представлениях, понятиях. Таким антинаучным взглядам противостоит единственно правильное, научное мировоззрение нашей Коммунистической партии — диалектический материализм.
«В противоположность идеализму, который считает мир воплощением «абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания»,— философский материализм Маркса исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи...
В противоположность идеализму, утверждающему, что реально существует лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, представлениях, понятиях,— марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи,
Отображением бытия, что мышление есть продукт материи, достигшей в своём развитии высокой степени совершенства, а именно — продукт мозга, а мозг — орган мышления, что нельзя поэтому отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку» (Краткий курс истории ВКП(б)).
«Материалистическое мировоззрение,— говорит Энгельс,— означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений».
История науки наполнена непримиримой борьбой передовых, материалистических взглядов против антинаучных, идеалистических «учений» о природе и обществе. В этом отражалась и отражается борьба прогрессивных классов с отживающими общественными силами, борьба, происходящая на протяжении всей истории общества.
Материалистическая наука и её представители всегда подвергались гонениям со стороны реакционных сил общества — отживающих классов. Особую роль в борьбе против науки играла и играет церковь. В эпоху феодализма учёных-материалистов жестоко преследовала всесильная церковь; их ждали изгнания, тюрьмы, жестокие пытки, костры. В наше время в капиталистических странах борьбу против передовой, материалистической науки ведут империалисты — поджигатели войны; активным помощником в этом чёрном деле выступает церковь.
Неудивительно, что в наши дни наука капиталистического мира переживает упадок, вырождается.
Понять и осмыслить состояние зарубежной науки можно, только опираясь на знание основного экономического закона современного капитализма, открытого И. В. Сталиным: «обеспечение максимальной капиталистической прибыли путём эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путём закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путём войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей».
Именно действием этого объективного закона и можно объяснить, что такие отрасли науки как физика, химия, биология, прикладные научные дисциплины развиваются односторонне, уродливо. Империалисты используют достижения в этих отраслях науки для усиления эксплуатации трудящихся масс, для подготовки и развязывания новой мировой войны. Ярким примером этого служат разработанные американскими биологами-убийцами бактериологические средства, которые были применены американскими интервентами в Корее и Китае для уничтожения мирного населения.
Современная буржуазная наука выступает как защитница обветшалых библенеких сказок, прямо смыкается с мистикой, с поповщиной. Продавшиеся империалистическим монополиям учёные-идеалисгы под маркой «новейших» теорий протаскивают в науку самые вздорные, антинаучные представления о вселенной, о её происхождении, о сущности жизни и т. д.
Идеологи реакционной буржуазии кричат о том, что мир и его законы непознаваемы, что нашему познанию поставлены границы, которые мы не в состоянии переступить.
Всем этим антинаучным взглядам и «теориям» даёт отпор передовая советская наука, вооружённая единственно правильным методом познания и преобразования действительности — диалектическим и историческим материализмом. Она разбивает все реакционные, вздорные домыслы буржуазных учёных о бессилии нашего познания, о существовании сверхъестественных божественных сил и т. п.
Советская наука, опирающаяся на диалектический материализм, успешно решает труднейшие проблемы познания, всё глубже проникает в тайны природы, является могучим средством создания материально-технической базы коммунистического общества, средством подчинения и использования неистощимых сил природы. Она верно служит великому делу созидания и творчества на благо человечества, делу сохранения и укрепления мира во всём мире.
Выдающиеся успехи науки в нашей стране связаны с неустанной борьбой против всяких реакционных, идеалистических пут, в том числе религиозных, задерживающих развитие человеческого общества.
С самого начала своего возникновения религия служила эксплуататорским классам. Она помогала увековечить их власть и господство над народными массами. Первоначально религия была порождена бессилием и страхом первобытного человека перед грозными и непонятными ему силами природы. Впоследствии, в классовом обществе это бессилие людей было использовано эксплуататорскими классами для ещё большего порабощения и угнетения народа.
«Всякая религия,— говорит Энгельс,— является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни...».
Буржуазные идеологи, защищая религию, пытаются искажать данные науки. Они используют трудности науки в решении ряда научных проблем, истолковывают их с позиций религии. Но наука непримирима к религии, враждебна ей по своему существу. Наука вытесняет религию из всех её убежищ. Она не оставляет места для религиозных вымыслов в области естествознания, общественной жизни, даёт истинное представление о природе и обществе.