ИЗГИБ
П |
Ознакомившись с деформацией при растяжении и сжатии, рассмотрим теперь изгиб, которому подвергаются многие конструкции. Например, тяжесть поезда стремится прогнуть мост, переброшенный с одного берега реки на другой, сила тяжести изгибает оси вагонов и паровоза, крыло самолёта испытывает изгиб в воздухе и т. д.
Резиновая пластинка помогла нам разобраться в растяжении и сжатии. Чертёжная резинка облегчит нам раскрытие секретов изгиба.
Возьмите такую резинку и начертите на её широкой грани вертикальные параллельные линии с одинаковыми промежутками между ними. Прогните резинку пальцами, как показано на рисунке 15. Вы увидите, что расстояния между линиями б верхней части уменьшатся, а в нижней — увеличатся. Значит, верхняя часть сжата, а нижняя — растянута. Сильнее всего растянут самый пижний слой материала, сильпее всего сжат самый верхний. Промежуточная часть деформируется меньше, а на самой середине резинки расстояния между линиями не изменяются совсем. Этот средний слой не подвержен ни растяжению, ни сжатию. Он не участвует в деформации, как бы сохраняя нейтралитет. Поэтому его и называют нейтральным слоем.
Как нам уже известно, чем больше деформация, тем больше и напряжение. Нейтральный слой не растягивается и пе сжимается, значит, в нём нет и напряжений. По мере удаления от нейтрального слоя деформация растёт, соответственно ей растут и напряжения. Наиболее напряжёнными окажутся самый верхний и самый нижний слои резины.
Рассмотрим, какие силы вызывают изгиб. На рис. 15 стрелками показаны усилия пальцев, сгибающих резинку. Усилия большого и указательного пальцев каждой руки образуют пару сил, т. е. две одинаковые параллельные силы, направленные в
Нейтральный слой Рис. 15. Деформация изгиба. Верхняя часть резинки сжата, пижияя растянута, Длина нейтрального слоя осталась неизменной. |
Разные стороны. Подоб - МеИтральнОйанД
Ное взаимодействие усилий часто встречается в жизни. Например, водитель автомашины, прикладывая силы своих рук к баранке руля, создаёт пару сил, поворачивающую руль. Такую же па ру создают усилия паль цев. завинчивающих гайку. Действие пары сил будет тем большим, чем больше образующие её силы и чем больше расстояние между ними — плечо пары.
Произведение силы на плечо называется моментом. Усилия пальцев изгибают резинку, они создают момент, называемый изгибающим.
Подобно резинке любая деталь машины или
Сооружения будет изгибаться только в том случае, если действующие на неё силы образуют изгибающий момент.
Создаваемые правой и левой рукой моменты уравновешивают друг друга, так как они одинаковы по величине и противоположны по направлению. Но если мысленно разрезать резинку на две половины (рис. 16), то момент внешних сил, воздействующих на любую половину, будет уравновешен моментом внутренних сил, действующих в месте разреза.
Посмотрите на рисунок 16. Напряжения, условно обозначенные на рисунке тонкими стрелками, в верхней и нижней частях резинки направлены в противоположные стороны, потому что верхняя часть сжимается, а нижняя
растягивается. Заменим растягивающие напряжения одной силой — их равнодействующей (на рисунке обозна^ чепа одной жирной стрелкой).
Проделаем то же самое с напряжениями на верхней части. Получилась пара сил. Момент этой пары равен й противоположен моменту, создаваемому пальцами: они уравновешивают друг друга. Чем больше момент внутренних сил, тем сильнее сопротивление изгибу.
Способность бруса сопротивляться изгибу, его прочность при изгибе, зависит от размеров поперечною сечения. Если сравнить два ьпндратпых бруска из одного и того же материала, из которых один имеет поперечное сс чегше, например, 1 см X I см> я другой - 2 см X 2 см, то niopoii брус будет в восемь раз прочйее первого. А брус сечением 3 см X Г/лечо пары X 3 см окажется уже в
Внутренних-сил 27 раз прочнее пруса се-
чением I СМ X 1 К.«.
Возьмём теперь стальной стержень, начнём его изгибать, постепенно увеличивая нагрузку. Наступит такой мо-
Рис. 16. Равновесие внешних и мент, когда напряжение в
Внутренних сил при изгибе. Крайних, наиболее уда
Ленных от неГітральпого слоя, частях поперечного сечения стержня достигнет предела текучести. Вот этот момент и считают опасным для прочности детвли. Его учитывают при определении поперечных размеров детали. Поперечные размеры обычно берут такими, чтобы расчетное напряжение в крайних точках сечения не превысило допускаемой величины.
Однако в этом случае способность детали сопротивляться изгибу еще далеко. не исчерпана. Ведь Напряжения во внутренних частях стержня будут меньше допускаемых.
Учеными разработаны способы расчёта на прочность балок и других изгибаемых частей машин я сооружений. В этих расчётах учитывается способность стрежней, балок и других деталей сопротивляться изгибу и после появления текучести материала в наиболее напряженных слоях. Практически это даёт возможность полнее использовать
Грузоподъёмность балок, создавать более лёгкие и экономичные конструкции машин и сооружений из металла и других материалов.