НАЛАДКА ПРИБОРОВ И СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ
Статические характеристики
Практически для любого объекта регулирования, если сиять разгонную характеристику на минимальных нагрузках и определить коэффициент усиления объекта (к), а затем вывести объект на максимальную нагрузку (например, по расходу колчедана) и снова определить коэффициент усиления, который обозначим к2, то можем убедиться, что кх и к2 значительно отличаются друг от друга.
Чтобы объяснить это явление, проведем следующий опыт. В несколько приемов будем менять частоту вращения тарельчатого питателя и записывать показания температуры кипящего слоя. Например, изменим частоту вращения питателя с п до щ, с щ до п2 и т. д. После каждого изменения частоты вращения питателя нужно дождаться, когда затухнет переходный процесс и температура установится на новом значении. В рассматриваемом примере переходный пронесе длится около трех часов. При новом значении оборотов п2 установится температура ©гх2 и т. д. Полученные значения п и температур нанесем на график и получим зависимость ©гг ст частоты вращения п (рис. 38, а).
Если динамические характеристики зависят от времени (строятся во времени), то статические характеристики выражают взаимозависимость двух параметров. На рис. 38 приведена статическая характеристика, определяющая зависимость температуры газохода печи кипящего слоя от частоты вращения двигателя тарельчатого питателя.
Эта характеристика имеет три явно выраженные зоны: две линейные и одну нелинейную (рис. 38, а). Если в первой линейной зоне изменить частоту вращения двигателя питателя на 20 оборотов в 1 мин, то этому изменению будет соответствовать рост температуры на 28° С,
Рис. 38. Влияние технологического режима на динамические характеристики канала регулирования: а — статическая характеристика печи кипящего слоя, выражающая зависимость температуры в газоходе <ВГХ> от изменения частоты вращения тарельчатого питателя, 6 — временная характеристика в 1-й линейной зоне статической характеристики, в — то же, в существенно не линейной зоне статической характеристики. г — то же. во 2-й линейной зоне статической характеристики
т. е. коэффициент усиления по этому каналу регулирования будет равен
Вид разгонной характеристики, которая может быть получена в первой линейной зоне, приведен на рис. 38, б. Если изменить произ-| водительность печи и перевести ее в режим, соответствующий нели-1 нейнои зоне статической характеристики (рис. 38, в), и снова снять] разгонную характеристику, то коэффициент усиления по этому же] каналу регулирования станет меньше единицы: к% — ш/20 = 0,5.
Во второй линейной зоне (рис. 38, г) коэффициент усиления по каналу] регулирования меняет знак: — — ад/40 = —1.
Возможное изменение знака коэффициента усиления канала ре-1 гулирования должно учитываться при наладке АСР. При наладкеї регулятора в 1-й зоне необходимо предусмотреть его выключение при переводе технологического аппарата в существенно нелинейные ре-| жимы. Если этого не предусмотреть, то при переходе во 2-ю линейнукі зону изменится знак коэффициента усиления канала регулирования т. е. в диаграмме прохождения сигнала (см. рис. 37) знак стрелки п—0Гх изменится на противоположный. Так как знак регулятора не изменился, то в контуре ©РХ-> п будет четное число минусов (два) и контур станет положительным, а такой контур не имеет устойчивых режимов. При уменьшении ©гх регулятор увеличит частоту вращения двигателя и тем самым еще больше увеличит подачу колчедана, а это, в свою очередь, еще больше уменьшит ©гх и заставит регулятор еще увеличить частоту вращения двигателя питателя, и так до максимальной частоты.
В рассматриваемом нами примере такой лавинообразный процесс приводит к завалу печи, когда воздуха не хватает ни для горения, пи для поддержания кипящего слоя, горение прекращается, но температуры остаются высокими, сера плавится, образуя монолитные спекания, что приводит к аварии.
При работе печи во 2-й линейной зоне знак стрелки гс->- ©гх меняется на минус. На различных предприятиях работают и в 1-й, и во 2-й зонах, и даже в нелинейной и, чтобы регулятор ©гх-*- п образовывал отрицательный контур, изменяют знак стрелки п на минус
(на рис. 37 измененные знаки обведены кружком). В этом случае контур регулирования температуры газохода л-*- 0ГХ-^ п будет отрицательным (устойчивым). Контур регулирования температуры слоя а->- ©сл-^ а как был, так и остался отрицательным (устойчивым). Это значит, что каждый регулятор может работать устойчиво, но при включении двух регуляторов образуется неучтенный контур п-*~ -*-0сл-*~с1-^ 0гх->- п, в котором после изменения знака регулятора газохода в контуре стало четное число минусов, т. е. регуляторы во 2-й линейной зоне одновременно работать не смогут.
После анализа функционирования и взаимодействия всех систем авторегулирования (АСР) технологического аппарата по диаграмме прохождения сигнала составляют программу испытаний (по снятию характеристик).
Программа испытания для рассматриваемого нами примера печей кипящего слоя должна содержать:
Снятие динамических характеристик по основным каналам регулирования п-+ 0ГХ, а-* 0с.» Co6-*-Go6.
Снятие динамических характеристик по каналам взаимосвя - ьей п0СЛ, а~>- 0гХ.
Каждая характеристика должна быть снята минимум три раза.
Снятие динамических характеристик проводится для двух режимов — режима шах-производительности и режима тіп-произво - дительности. Всего нужно провести 18 опытов: по три опыта с изменением п, а, Соб. Все это повторяют для двух крайних значений производительности аппарата.
Наносить одновременно два возмущения недопустимо, поскольку обработать такую реакцию, т. е. аппроксимировать характеристиками типовых звеньев, мы не сможем. Учитывая, что длительность переходного процесса до нового установившегося значения примерно равна 3 ч для печей кипящего слоя, то все испытания будут длиться не менее 54 ч, т. е. более двух суток. Заметим, что для снятия характеристик по каналам взаимосвязи специальное время не отводится, так как они получаются одновременно с динамическими характеристиками по основным каналам. Характеристики по каналам взаимосвязи необходимы для оценки степени влияния кои турив регулирования друг на друга. Так, если коэффициенты усиления по каждо-| му каналу взаимосвязей меньше единицы (например, 0,1) и соединены эти каналы последовательно, то общий коэффициент усиления будет еще меньше (0,1 -0,1 =0,01).
Обработка экспериментальных динамических характеристик
В условиях действующего пред-) приятия технологические параметры непрерывно изменяются] поэтому при снятии характеристик почти никогда не удается отстро-j иться от помех. На рис. 39 привей дены три разгонные характеристик ки, снятые по одному и тому же каналу от частоты вращения тан рельчатого питателя до темп ер ату I ры газохода 0ГХ. Ни одна из при] веденных характеристик не може! быть использована для аппрокси! мации типовыми динамическими характеристиками из-за тех иска] жений, которые вызваны неконтролируемыми возмущениями (помехами). Чтобы избавиться от пен мех, можно несколько характерно] тик усреднить (минимум три), Hd для того чтобы их можно было со] поставить друг с другом,, тіредЕа рительно необходимо: перенести кривые (рис. 39) на одни оси координат (рис.
перестроить разгонные характеристики ьо временные, т. е. нескольк© значений ординат характеристики разделить на величину возмущения.
В результате получим временные характеристики а, б и в (рис. 41), а после усреднения характеристик— h(t) усред. Выполняют это следующим образом.
Обычно промежуточных построений (см. рис. 40 и 41) не выполняют, а прямо с диаграммной ленты снимают значения ко-
ординат разгонных характеристик (табл. 5): время t и .соответствующие ему значения температур 0ГХ.
Затем из каждого значения 0к,} вычитают начальную температуру 0О, т. е. температуру в момент нанесении возмущения. При t = 0 ©гх - 0о - Д0.
Полученные значения приращений Д0 характеристики делят на величину возмущения Д/1, при котором снималась данная характеристика, таким образом получают координаты временной характеристики
Рис. 41. Временные характеристика, искаженные помехами, и усредненная
Полученные временные характеристики h(t) приведены на рис. 41. Для получения одной усредненной характеристики необходимо просуммировать все соответствующие ординаты и сумму 2 разделить на число характеристик:
и /а _ M0i+M0s + A(0.
п Ч^усред — 3 *
Разброс точек усредненной характеристики /і(/)усред значительно меньше, чем в исходных. Если увеличить число экспериментальных характеристик, то усредненная характеристика станет еще более сгла-- женной.
І, мин |
V*#с |
де= =Нгх~ — У0 |
h (О = _ до Ал |
егх |
д« |
h (t) |
enc |
де |
h (f) |
їегх |
et a> 53 и II £* |
Art = 87 |
ю II |
S II < |
|||||||||
0 |
829 |
0 |
0 |
841 |
0 |
0 |
832 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
835 |
6 |
0,069 |
858 |
17 |
0,112 |
845 |
13 |
0,171 |
0,253 |
0,085 |
12 |
841 |
12 |
0,138 |
870 |
29 |
0,190 |
855 |
23 |
0,310 |
0,638 |
0,213 |
18 |
847 |
18 |
0,204 |
881 |
40 |
0,263 |
858 |
26 |
0,332 |
0,784 |
0,263 |
24 |
850 |
21 |
0,242 |
888 |
47 |
0,309 |
865 |
33 |
0,435 |
0,986 |
0,328 |
30 |
854 |
25 |
0,287 |
892 |
51 |
0,335 |
868 |
36 |
0,474 |
1,096 |
0,365 |
36 |
859 |
30 |
0,345 |
894 |
53 |
0,349 |
867 |
35 |
0,460 |
1,154 |
0,385 |
42 |
863 |
34 |
0,391 |
892 |
51 |
0,335 |
868 |
36 |
0,474 |
1,201 |
0,400 |
48 |
867 |
38 |
0,437 |
900 |
59 |
0,388 |
863 |
31 |
0,408 |
1,183 |
0,394 |
54 |
867 |
38 |
0,437 |
906 |
65 |
0,428 |
864 |
32 |
0,422 |
1,387 |
0,462 |
60 |
867 |
38 |
0,437 |
903 |
62 |
0,408 |
873 |
41 |
0,540 |
1,385 |
0,462 |
66 |
866 |
37 |
0,425 |
903 |
62 |
0,408 |
870 |
38 |
0,500 |
1,333 |
0,440 |
72 |
865 |
36 |
0,413 |
903 |
62 |
0,408 |
869 |
37 |
0,487 |
1,308 |
0,435 |
78 |
864 |
35 |
0,402 |
906 |
65 |
0,428 |
868 |
36 |
0,474 |
1,344 |
0,433 |
84 |
865 |
36 |
0,410 |
907 |
67 |
0,44 |
867 |
35 |
0,460 |
1,333 |
0,430 |
90 |
909 |
69 |
0,453 |
865 |
33 |
0,435 |
меньше, чем в исходных. Если увеличить число экспериментальных характеристик, то усредненная характеристика станет еще более сгла-- женной.
Постоянную времени объекта? об и коэффициент усиления объекта кус определяют по усредненной характеристике (см. рис. 17 и 34):
Го0 = 25 с; кус = 0,44 - дар,
а транспортное запаздывание т = 0, т. е. временная характеристика аппроксимируется характеристикой инерционного звена без транспортного запаздывания. Такие характеристики называют характеристиками одноемкостного объекта (см. § 22).
При высоком уровне помех, т. е. когда они возникают часто и имеют амплитуду, соизмеримую с амплитудой временных характеристик, снимают частотные характеристики. В частотных характеристиках легче отстроиться от помех благодаря тому, что период колебаний остается всегда постоянным.
Если процесс снятия частотной характеристики сложнее снятия разгонных характеристик, то обработка их проще. Обработать частотную характеристику—это значить определить амплитуды выходных колебаний.
На рис. 42, а приведены графики частотной характеристики, соответствующей сдвигу по фазеф = 180° (см. § 14). Опыт проводят следующим образом. Сначала наносят возмущение амплитудой d, а в момент, когда выходной параметр GB начинает отклоняться от исходного значения, прикладывают возмущение с обратным знаком и амплитудой, равной 2d. Поскольку знак возмущения изменился, выход - в пой (регулируемый) параметр через некоторое время тоже начнет уменьшаться, но в момент, когда регулируемый параметр опять станет равным исходному значению, знак возмущения опять изменяют на противоположный, но амплитуду при этом выдерживают равной 2d.
Такую раскачку продолжают до возникновения установившихся периодических колебаний.
При наличии помех вид переходного процесса искажается (рис. 42, б): меняются симметричность периода Т, среднее значение колебаний (пунктирная линия) Л, как это видно на рисунке, однако и период Т, и амплитуда сохраняются довольно стабильно. В крайнем случае, если помехи сильные, можно определить несколько значений Т и А и истинное значение определить как среднеарифметическую величину.