ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»
Уильям С. Харлей и его школьный товарищ Артур Дэвидсон n 1902 г. построили ^ОО-кубовый одііоцилиндровый двигатель, а годом позже вместе со старшими братьями Дэвидсона, Уолтером п Уильямом А., поставили его на велосипедную раму. Двигатель был надежен, но маломощен. Когда его форсировали, рама оказалась слишком слабой и была заменена более прочной структурой той же формы.
Еще два мотоцикла были построены в 1903 г. и другие три — п следующем году. К 1907 г. мотоциклы марки «Харлей-
«ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОП», модель «НЕ» (1913 г.)___________________________________
|
Дэвидсон» прославились своей надежностью, и их выпуск достиг 150 в год. В том же году фирма «Харлей-Дэвидсон» добыла деньги для расширения, создав корпорацию с участием 17 своих рабочих. Из сарайчика во дворе Дэвидсонов она переехала на другой конец города Милуоки (США), на авеню Джуно, где находится и сейчас.
Самые первые модели не имели фар и подвески. Но за несколько лет «Харлеи» получили вилку с ведущим звеном, карбидную фару и зажигание от магнето. Двигатель /19/1 с. м3 модели «5» (1909 г.) со впуском над выпуском давал около 3 кВт (4 л. с.) и скорость до 72 км/ч. У модели были велосипедные педали для начала движения и запуска двигателя, после чего кожаный приводной ремень натягивался ручным рычагом.
я СПРАВА.
«Харлей» поздно начал участвовать в гонках, но улучшенные и облегченные V2, такие, как эта модель, принесли успех после 1914 г.
Первый двигатель V2, построенный для модели «5Г)» в 1909 г., давал около 5,15 кВт (7 л. с.), но тяжело заводился и страдал от проскальзывания приводного ремня. Через два года двигатель V2 под углом 45° был модернизирован и получил новый
Я ВНИЗУ. «Харлей» в 1913 г. выпустил новый одноцгишндровый двигатель 3,7 кВт, а годом позже ввел кик-стартер и барабанный задний тормоз. |
зубчатый привод клапанов. Раму обновили и почти сразу же ввели цепную передачу и полностью плавающее седло. Нововведения дали большой эффект, и популярность двигателя V2 быстро выросла.
К 191?» г. двигатель модели «9Е» с объемом 1000 см3 давал около 7,8 кВт (10 л. с.) и скорость до 96 км/ ч.
Фирма «Харлей-Дэвидсон» сначала не участвовала в гонках, предпочитая увеличивать надежность машин, но в 1914 г. наконец создала собственную команду. Мотоцикл «Рекинг Крю» с мощным восьмиклапаппым двигателем V2 очень успешно соревновался с соперниками от фирм «Ипдиап», «Меркель» и «Эксцельсиор» как до, так и после І Іервой мировой войны.
Но объем производства, возросший в 1919 г. до 22 000 мотоциклов и 16 000 колясок, через два года упал вдвое, в основном из-за роста выпуска автомобилей «Форд» модели «Т», разорившего большинство мотоциклетных фирм США.
■ ДАЛЬШЕ СЛЕВА.
На эпюй официальной фотографии 1910 г.— основатели фирмы: Уильям, УЬлтер и Артур Дэвидсоны и Уильям Харлей.
■ СЛЕВА.
История «Харлеев» началась в этом сарайчиш за домом Дэвидсонов в Милуоки.
встрече в Дайтона-Бич (США).
■ ВНИЗУ. Жесткая корма этого « WL451949 г. отразилась на стиле многих современных Харлеев». |
■ ККЬ. РХУ. Двигатель V2 серии «К» (1952 г.). Отличался унитарной конструкцией и четырехскоростной коробкой передач. |
U «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН WL45 »
«Харлей» шире известен большими V2, но меньшие (750 см3) « 15» тоже сыграли пажі то роль и истории фирмы. Первая модель « 15», базовая машина с полностью открытой системой смазки, была выпущена в 1928 г. Через девять 1ст ее переоформили
ХАРЛЕЙ WI.45- (1949 г.)________________
Двигатель с воздушным охлаждением, V2 под утлом 45°,
бокти. н* кл;іп;ііп, і
Объем
цилиндров 742 см'4 (70 X <17 мм) Мощность 18,4 кВі (25 л. г.).
66,7 Гц (4000 об/мин) Масса 210 кг (сухая)
Мак сим алъ ная скорость 120 км/ч
и переработали для создания серии «W». Простая и прочная, хотя и пе особенно быстрая даже в свое время, эта модель позволила фирме пережить депрессию 30-х гг. «WLA» оказалась также удачным военным мотоциклом, и около 80 000 таких машин было использовано во Второй мировой войне.
После войны многие бывшие поенные мотоциклы переделали для мирных нужд, что повысило популярность марки по псем мире. Завод в Милуоки снова стал выпускать серию «W» в разных вариантах, включая гоночный «WR». У спортивного варианта «VVL» была немного увеличенная степень сжатия, что повысило мощность до 18,4 кВт (25 л. с.). Трехскоростная коробка передач управлялась ручным рычагом, сцепление — педалью. В 1949 г. «Харлей» ппел спою демі іфирующую систему «Гирдравлик» для подпружиненной
■ СПРАВА. Форма боковых крышек двигателя этого «Памхеда» 1946 г. аы tty ска ясно показывает, почему его прозвали «Башка под коленкой». |
Я ВВЕРХУ. Военные «Харлеи» «WLA» и «WLC», выпускавшиеся для армии Канады, доказеиги спою прочность и надежноїть. |
Я ВВЕРХУ. Трехколесный «Сервикар" 1931 г., выпускавшийся для нужд торговли, долго пользовался успехом. |
передней вилки «WL» вместо прежнего простого фрикционного демпфера. Седло было пружинным, задняя подвеска отсутствовала.
Тем ис мепес ездить па этом мотоцикле было довольно удобно, управлять им несложно, и при турах «\Ъ» уст ойчиво и надежно шел со скоростью до 96 км/ч.
В 1952 г. его сменила модель «К» с унитарной констру кцией
двигателя и четырехскоростной коробкой передач с ножным переключением. Трехколесный «Сервикар» с надежным 742-кубовым двигателем выпускали до 1974 г.
В 1936 г., когда СЛИЛ еще страдали от последствий кризиса, фирма «Харлей» смело ппела модель «61Е». Достоинствами нового мотоцикла с. двигателем V2, 1000 см* были клапаны, расположенные над головкой, и циркуляционная система смазки «61Е» был красив и имел большой успех. 1 Із-за круглых боковых крышек двигателя его прозвали «Наклхед» — «Нитка под коленкой. Он обеспечил фирме техническое превосходство над соперником «Индианом» и стал прародителем всех современных «Харлеев».
■ СЛЕВА. Объем цилиндров (883 см*) первонача. шюго двигателя «XLCH» сохраншгся и у меньшей из двух нынешних моделей «Спортсмена», и ВНИЗУ. Стремительный, громкий, мощный и достаточно легкий, «Спортсмен» вполне заслуживая свое название в 1959 г. |
«ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XLCH СПОГТСМКН.> (1962 Г.)____________________ Двигатель с воздушным охлаждением, V2 под углом 45°, 4 клапана с толкателями Объем г^илиндров 883 см3 (76,2 X 96.8 мм) Мощность 40,Г) кВт (55 л. с.), ____________ 83,3_Гц (5000 об/мин) _ Масгп_______ 220 кг_____________________ Максимальная скорость 177 км/ч |
■ «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XLCH СПОРТСМЕН»
В начале 60-х гг., па пике своей славы, «XLCII Спортсмен» был одним из самых быстрых дорожных мотоциклов. При максимальной скорости свыше 160 км/ч он разгонялся с места примерно за 14 секунд на прямой н был достойным соперником английской 650-кубовой «двойки». Так было тогда. В последующие десятилетия название сохранилось, по спортивные модели стали просто самыми малыми машинами в ряду дорожных, потому что далеко отстали от гоночных.
«Спортсмен» был выпущен в 1957 г., его двигатель V2 имел верхние клапаны. Объем его
і
і
I
I
■ СЛККА. К1991 г. объем цилиндров «Спортсмена возрос до 1200 см3, но его характеристики в целом изменгыись мало. Я ВНИЗУ. Фирма «Харлей» попыталась создать подлипни спортивный мотоцикл, выпустив в 1977 г. «XLCR ■>, однако успех оказался невелик. |
нынешний «XLH» їа посредственную подвеску и тормоза, по он все еще хорош. «XLH» сочетает очарование прежних лет е пятискоростпой коробкой передач, ременным приводом заднего колеса и надежностью, неслыханной в 1957 г. Его название уже не отвечает действительности, но «Спортсмен», видимо, просуществует еще немало лет. Одним из самых выделяющихся мотоциклов фирмы «Харлей» был стремительный черный «Кафе Расер XLCR», появившийся в 1977 г. Он имел двигатель «Спортсмена» (1000 см4) в раме, переработанной из рамы гоночного «XR750», обтекатель «бикини», двойные передние диски, матово-черные выхлопные трубы и одиночное седло. «XLCR был красив, с хорошими — по стандартам «Харлея» — характеристиками, но не привлек ни любителей, ни профессиональных гонщиков. Его мало покупали, и модель быс тро сошла. По иронии судьбы в последующие годы па нее появился довольно высокий спрос. |
цилиндров (883 см3) был тот же, что и у предшественника «КН», по диаметр больше, а ход короче, что увеличивало число оборотов. Первая модель «XL» включала в себя большой бензобак и щитки, но годом позже «Харлей» выпустил «XLCH» с улучшенным двигателем, маленькой фарой, уменьшенным бензобаком, опущенными ручками руля и шумными выхлопными трубами — в классическом спортивном стиле.
Внешний вид и характеристики «Спортсмена» с годами очень мало менялись. Объем цилиндров увеличили до 1 ООО, затем до 1200 см:ч, а в 1986 г. вернули его к 883 см3, но уже в улучшенном двигателе. Владельцы больших двухцилиндровых «Харлеев» часто высмеивают и критикуют
і
■ «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН ЭЛЕКТРА ГЛАЙД»
«Электра Глайд» — большой простой традиционный мотоцикл, пос троенный американцами для американцев, желающих путешествовать через вело свою огромную страну. Очень удобный, с пизтеооборотпым двигателем Y2, «Электра Глайд» превратился в гремящий, катящийся па двух колесах символ свободы. І Іравда. с годами отт вызвал некоторые нарекания ь отношении надежности, управляемости п торможения.
«Электра Глайд» появился в 1965 г., когда у «Харлея» к 1200-кубовому двигателю V2, пос тоянно улучшавшемуся с 1947 г., добавился электрический стартер. Его имя стало очередной кличкой: на «Гидра-I лайде» 1949 г. была гидравлическая передняя подвеска, а на «ДуоТлайде» 1957 г. — еще и задняя подвеска. «Электра ■ СЛЕВА Фирма «Харлей» ввела впрыск горючего в увенчавшем серию мотоцикле «Ультра Классик Электра Глайд» 1995 г.
Я ВНИЗУ.
«Глайд» 1978 г. имеет классические особенности, в том числе большие крылья, толстые шины и много хромированных деталей.
Глайд» с высокими ручками руля, большим бензобаком и крыльями, подножками, одиночным седлом и толстыми белобокими шинами на колесах с проволочными спицами
■ СЛЕВА. «Гидра-Глайд» (1949 г.) получи.* свое шивши* от новых ги драв, і ических передних вилок. |
■ ВВЕРХУ. Руководитель дизайна Уилли Дж. Дэвидсон, внук Уильяма А., сыграл большую роль в иыпеитих успехах «Харлея». Я ВНИЗУ. «Хершпэйдж Софтаіи Ноапэлжи» суммирует подход «Харлея» к дизайну. |
ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН ЭЛЕКТРА ГЛАЙД» (1965 г.)
|
выглядел элегантно. Несмотря на заметную вибрацию двигателя, скверную подлеску и тормоза, а также большую массу (350 кг), мотоцикл приняли хорошо.
Всего через год, в 1066 г., фирма «Харлей» изменила форму головок двигателя с «ковша» на «лопат)'», что немного увеличило его надежность. С годами добавились обтекатель и жес ткий багажник, объем цилиндров в 1978 г. увеличился до 1840 см3, и двигатель для ослабления вибрации был поставлен па резиновые прокладки.
Самый большой переворо т в истории фирмы «Харлей - Дэвидсон» произошел в 1981 г., когда ее руководство, возглавляемое Воном Билсом, выкупило фирму у головной компании «АМФ», под контролем которой в 70-е гг. «Харлей» терял качество и сбыт. «Электра Глайд» — одна из первых моделей, использовавших преимущества улучшенного литого двигателя «Эволюция». Его ввела
возрожденная фирма «Харлей * в 1981 г., и с этого времени начались ее новые успехи.
В 1995 г. в «Ультра Классик Электра Глайд» применили систем)1' впрыск, і горючего. Эту систему разработали, чтобы заслуженным двигатель V2 с воздушным охлаждением и толкателями смог достойно войти в XXI век.
«Электра Глайд» мог бы стать самым прославленным «Харлеем», но модель «Софтайл, выпущенная в 1984 г., была, может быть, самой знаменательной. Как и новый двигатель «Эволюция, «Софтайл» отличался от других машин опрятным видом, и его задняя подвеска, прячась под двигателем, создавала впечатление прочности кормы мотоцикла.
«Софтайл» ознаменовал устойчивость традиций «Харлея», так хорошо ( луживших фирме много лет. Его следующей ярком модификацией был появившийся в 1993 г. «Херитэйдж Софтайл Ностэлжи», двухцветный, с белобокими шинами и бычьей кожей на седле и сумках багажника.
Харлей-Дэвидсон |
» |
« |
■ книзу. Двигатель «Харлея XR750» отличался от других большими ребрами для осаждения, особо прочными гильзами и веном редуктора па правом боку. ■ В САМОМ НИЗУ. Устремленпы й вперед вид < XR» частично нарушен массивным глушителем с левой стороны. |
Я «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XR750»
)го один из мотоциклов, побеждавших в США на трековых гонках начала 70-х гг. «XR750», і ремящий V2, завоевывал бесчисленные победы, хотя
ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XR750» (1978 г.)
|
сохранял почти тот же внешний вид и конструкцию. Модифицированный двигатель «Спортсмена» был поставлен на шасси устаревшего гоночного «KR». Сначала мотоцикл получился маломощным, ітепадежпым и неудачным. Но в 1972 г. двигатель «XR» из литой стали заменили алюминиевым, и гонщик Марк Брелсфорд завоевал первый из многих своих титулов.
С тех пор «Харлей» не всегда стоял на вершине пьедестала. «Ямаха» с Кенни Робер тсом побеждала в 1973 и 1974 гг., а в середине 80-х «Хонда» четырежды становилась чемпионом с «RS750», в основе которого лежал двигатель V2 от «СХ500», повернутый на 90°. IIo «XR750» задавал общий тон
в чемпионатах с такими гонщиками, как Джей Спрингстин, выигрывавший три раза подряд в 1976 1978 гг., и Рэнди Iocc, дважды чемпион в начале 80-х гг. Успешнее всех был Скотт Паркер, в 1994 г. в пятый раз ставший чемпионом
■ СЛЕВА.
Родни Феррис, пригнувшись к рулю «Харлея XR750», разгоняется до 209 км/ч па соревнованиях Сакраментская миля.
Я ДАЛЬШЕ С Л КIIЛ КВЕРХУ.
Скотт Паркер и его «ХН» побеждали в последних сезонах.
Я ДАЛЬШЕ С Л ЕВ V ВНИЗУ.
Итал ья иски и гонщик Вальтер Вилла в середине 70-х гг. четырежды становился чемпионом мира в классах 250 и 350 см?.
Я ВНИЗУ.
Гоночный «VIООО открывает новое поколение «Харлгсн V2 с дюралевой рамой.
США и установивший рекорд в 60 гонках — и все это на «ХК750».
Начиная с 1980 г. фирма «Харлей» не изготовляет «XR» целиком, а продает двигатели, которые затем встраивают в мотоциклы с узлами от других фирм, например рамами «Чемпион». Новый «XR750» развивает мощность свыше
73,6 кВт (100 л. с.) и скорость 209 км/ч. За более чем 30 лет стройный и устремленный вперед вид «XR» мало изменился внешне, несмотря на появление перевернутых вилок, литых колес, задних тормозов (ранние «XR» не имели их вообще) и огромных глушителей. Его стиль копировали многие дорожные машины, включая собственную модель «Харлея» 1983 г. «XR1000» и созданные на базе «XR» специальные мотоциклы фирм «Сторц Перформапс», лос-анджелесского дилера Бартельса и других.
«XR750» никогда не создавали как машину для дорожных гонок, это трековый мотоцикл, по иногда он побеждал и на шоссе. Здесь наибольших успехов добился гонщик Кэл Рэйборн в серии англо-американских гонок 1972 г. Он выиграл три гонки и установил два рекорда скорости на кругах, финишировал вместе с гонщиком английского «Триумфа» Рэем Пикрелом и доказал, что американцы могут быть лучшими в дорожных гонках.
Сейчас фирма «Харлей» выпускает для дорожных гонок совсем другую машину, «VR1000». Ее двигатель со впрыском горючего, водяным охлаждением, восемью клапанами, цилиндрами
V2 под углом 60° открыл для американской фирмы новую эру. Мотоцикл имеет раму из двойных дюралевых брусьев, а окраской не отличается от прежних «Харлеев». «VR» впервые выступал в Дайтоне в 199-1 г. с гонщиком Мигелем Дюамелем и годом позже отстал от других супермотоциклов, сопоставимых по мощности. Но «Харлей» не сдается.
■ ВНИЗУ.
Для уровня 20-х гг. двигатель «Гендерсона» с четырьмя цилиндрами в ряд был исключительно мощным и ровно работающим.
Я В САМОМ НИЗУ.
Модель KJ, известная как «Обтекаемый», была быстрой, изящной и, разумеется, дорогой.