Трайловые, эндуро и пустынные соревнования
■ СЛЕВА. В 60-х гг. в mpail iax побеждали четырехтактные, мотоциклы, как этот 250-кубоаый «Гривз Энглиан». На нем Билл Уилкинсон оыиграл IIIотландские шестидневные соревнования в 1969 г. |
Малая масса и шишковатые шины по шоляют трайловым мотоциклам проходить в местах, которые кажутся недоступными даже для горных козлов Это могут быть высокие скалы и глубокие овраги при обычных испытаниях, или искусственные препятствия, например огромные грубы, или ряд ступеней при все более популярных соревнованиях на крытых стадионах. Тонщики иногда полностью останавливаются на несколько секунд н о тбрасывают свои машины в сторону. За опору ногой о землю или падение штрафные очки им не начисляются.
Сейчас учитывают в основном мастерство и равновесие мотоциклистов в пределах лимита времени. Но когда в начале XX в. эг и с оревнования только зарождались, главной считалась надежность мотоциклов. Одно из важных (обытий — Шотландские шестидневные соревнования, проводимые с 1910 і и привлекающие множество участников, от любителей до высоких профессионалов. По это не чемпионат мира. Другое известное соревнование — «Скотт», проходящее на Йоркширских болотах и зародившееся как закрытое мероприятие для рабочих местного завода «Скоті ».
Самым известным трайловым гонщиком 50—60-х гг. был Сэмми Миллер. Этот ирландец выиграл более 1 ООО соревновний, в том числе пять Шотландских шестидневных. Из его мотоциклов прославился «Ариэль» с регистрационным номером GOV132 В середине 60-х гг. Миллер выступал за испанскую фирму «Бултако» и помогал в разработке мотоцикла «Шерпа» с двухтактным 250-кубовым двигателем, который оставил позади четырехтактные одної ці л индровые машины, известные как «прыгуны».
У Испании есть и другие ведущие марки: «Таз-газ» и «Монтеза». Там выдвинулось
много выдающихся трайлистов, в том числе чемпион мира Хорди Тарреса. Среди соперничающих фирм — «Хонда» и итальянские «Априлла» и «Бета».
■ СЛЕВА. Участники одиночных и ко. гясттых <тдуро преодолевают болото во время традиционных двухдневных гонок во:ые Лэндриндода в Уэльсе. |
Эндуро — нечто среднее между трайлом и мотокроссом. Это, в сущности, внедорожные гонки с лимитом времени для обычных мотоциклов с фарами. На отрезках трассы можно касаться ногами любых участков. Необходимо только проходить ряд контрольных пунктов, укладываясь в заданные лимиты времени.
Наиболее престижно Международное шестидневное эндуро, изнурительный марафон для команд со всего мира.
Другая главная форма внедорожных соревнований — гонки по пустыне. Самые известные из них — знаменитое ралли Париж—Дакар. Мотоциклы в основном огромные, двухцилиндровые четырехтактные, с большим ходом подвески, запасом горючего в задних баках и сложным компьютерным навигационным устройством. Нужно пересечь пустыню Сахара, проехав несколько тысяч километров за три недели. Весь путь должен пройти один гонщик. Другие крупные гонки по пустыне — в египетской Долине царей и пустыне Байя в Мексике.
Для гонок в пустыне выпускаются специальные машины, например «Супертенере» фирмы «Ямаха» и «Африка Твин» фирмы «Хонда».
■ СЛЕВА, НА С. 84. Величайший трайлист нашего времени испанец Хорди Торрес, завоевавший в 1995 г. свое седьмое звание чемпиона мира на соревнованиях «Газ-газ».
Я СПРАВА.
Победитель гонок в пустыне Петерхансе. гь стоит на подножках, пробиваясь на своей «Ямахе » через Сахару во время ралли Париж— Дакар в 1994 г