«НСУ»
■ СЛЕВА. Мотоциклы 'НСУ»: 250-кубовый «Супермакс» (слева) и 125-кубооый «Суперфокс» с одноцилиндровыми demamejiRMu. Я ВНИЗУ. «Супермакс» был одним из самых утонченных мотоциклов 50-х гг.. но его цепа ограничивала поставки па экспорт. |
■ «НСУ СУПЕРМАКС» (250 см3) Ісрманская фирма «НСУ» в XIX п. производила вязальные машины, потом к ним добавились велосипеды, а в 1901 г. был выпущен первый мотоцикл. Первые машины имели швейцарский 1,5-сильный (1.1 кВт) двигатель на велосипедной раме. Через два года
■ НСУ СУПЕРМАКС» (1955 г.)___________
Двигатель с воздушным охлаждением,
2 клапана.
I ЦИ-ШНДр
Объем
цилиндра 2'17 гм3 (69 X fifi мм) /Мощность 13,2 кВт (18 л. с.),
108 Гц (6500 об/мим)
Масса 1 (VI кг (с'ухая)
Мак (им ал ъная скорость 120 км/ч
■ ВВТНХУ. Евро Твин» фирмы «Овер» с двигателем «Ямаха TDM850'» был быстрым. изящным и дорогим. |
■ внизу.
Пробка бензобака «Супермакса» прославляет успех «НСУ» на Гран-при.
Я в САМОМ ІІИЗУ.
Вернер Хаас, снятый на отличной рядной ’ двойке» лРенмакс», в У953 г. выигра.1 титулы в классах 250 и 125 см3.
«І1СУ» уже выпускал свои двигатели, одноцилиндровые и V2. Производство росло, и в 1929 г. был нанят конструктор «Нортона» Уолтер Мугр дія создания первого «НСУ» с верхним распределительным валом.
1 Іолучивптийся «500SS» был так похож на «Нортон CS1 », что рабо і ники «Нортона» расшифровывали аббревиатуру «НСУ» как «Norton Spares Used» —
«использующий запасы «Нортона».
І Іеред Второй мировой войной фирма «НСУ» была одной из крупнейших в мире по объему' производства, а после войны создавала многие новаторские мотоциклы, в том числе 250-кубовый «Макс». Он имел одноцилиндровый двигатель, штампованную стальную раму и вилки с ведущим звеном. Самым известным преемником «Макса» сга^'л «Супермакс», введенный в 1955 г. Он плавно и надежно шел со скоростью до 120 км/ч. был устойчиво управляем и прекрасно тормозил. «Супермакс» был так хорошо рассчитан и сконструирован, что мотоциклы «Хонда» нередко разрабатывались по его образцу. Однако и он, и его 125-кубовый собрат «Суперфокс» были слишком дороги, и их мало поку пали. В начале 60-х гг. фирма «НСУ» отказалась от мотоциклов
ДРУГИЕ МАРКИ
■ «ОК-СУПРЕМ»
В 1911 г., фирма «ОК» к Бирмингеме начала выпускать двухтактные мотоциклы «Юниор». В 1927 г. фирма стала называться «ОК-СУПРЕМ». а через год Френк Лоигмен выиграл для псе единственный ГГ. Ке самый известный мотоцикл с одним цилиндром в начале 30-х гг. выпускали в вариантах 250 и 350 см Он получил прозвище «Лайтхауз» («Светлый домик») за стеклянное окошко в камере распредели тельного вала. Дешевый и надежный 250-кубный «Флаинг Клауд»
(«Летящее облако») был популярен в конце 30-х гг., но после войны фирма выпускала лишь немного мотоциклов для травяных покрытий.
Я ВВЕРХУ. Легендарный гонщик и наладчик Билл Лэйсси с рекордным «ОК-Супрем» на Бруклендской насыпи. |
■ «ОССЛ»
Основанная Мануэлем Гиро в конце 10-х гг. к Испании, фирма стала известна трехколесными машинами п мотоциклами для трайла и эндуро, в основном с двухтактными дви га тел я м и. Выпускала она и много малолитражных родстеров. На (>дноцилиндровом двухтактном 250-кубовом мотоцикле Сантьяго Icpepo в конце (>0-х гг. выиграл много Гран-при. 1C сожалению, lepepo был уби т на острове Мэн в 1970 г., после чего «Осса» отказалась от гонок па Гран-при.
В 70-е гг. фирма выпускала удачные мотоциклы для эндуро и быстрый
и сосредоточилась па производстве автомобилей.
250-кубовый «Ренмакс» фирмы имел недолгий, по памятный успех на Гран-при в начале 50-х гг. Этот мощный мотоцикл с рядной «двойкой» и стальным хребтом большого диаметра в 1953 и 1954 гг. выиграл с Вернером Хаасом
двухцилиндровый двухтактный родстер «Янки 500». Но производственные проблем ы и падение спроса привели в 1984 г. к закры тию завода в Барселоне.
1 Іосле этого кооператив рабочих выпускал немного мотоциклов под маркой «Оссамото».
■ «ОВЕР»
Маленькая фирма «Овер» японского инженера Кенсей Сато в последние годы выпустила небольшое количество необычных и дорогих мотоциклов, в основном на рамах из дюралевых труб овального сечения. Среди лучших был «Евро Твин» с двигателем «Ямаха TDM850»
■ ВВЕРХУ. Сантьяго Гереро заворачивает «Осса Рапид» с одним цилиндром объемом 250 си1 на вираже у Бренде-Хэтч в 1969 г. |
чемпионат мира в своем классе. Затем фирма «НСУ» ушла с гонок на 1рап-при, по продолжала продавать одноцилиндровые гоночные машины «Спортмагсс» по типу родстера «Макс». На одной н * них Іерман-Петер Мюллер в 1955 г. выиграл три последовательных чемпионата в классе 250 см3.
Я ВНИЗУ. «Модель 100Sо (здесь — 1957 г.) хорошо сочеталась с коляской «Уотсон Эвин». |
4 «ПАНТЕРА» |
■ «ПАНТЕРА МОДЕЛЬ 100S»
I)(>ЛМНОЙ ОДІІОІцілиндровый мотоцикл ««Пантера» бьиі отіень УД( )беі! для езды с коляской в 10—50-е гг., когда этот вид транспорта часто использовали семьи, которые не могли приобрести автомобиль. Хотя и не особенно мощный, двигатель «Пантеры» с длинным ходом поршня давал достаточный момент вращения, чтобы сделать мотоцикл наилучшим
НАНТКРА МОДЕЛЬ 100S» (1957 г.)
|
Максимальная скорость 10У км/ч |
д'ш спокойной езды. Фирма из Йоркшира (Великобритания) сначала называлась «Ф&М» («Фелон и Мур») и с 1904 г. выпускала ««бодуны», прозванные так за одиночный, наклоненный вперед цилиндр. До 30-х гг. ««Пантера» строила также машины с двухтактными двигателями «Вильерс» и в 50-х гг. возобновила выпуск подобных машин, включая 324-кубов ю ««Модель 45 Спорт».
Самым известным «бодуном» фирмы была «Модель 100» — прочная, низкооборотная и надежная. Оригинальный
■ СЛЕВА.
«Модель 100» была неплоха и без коляски, с максимальной скоростью 109 км/ч и прекрасной управляемостью.
598-кубовый двигатель с верхними клапанами и двумя выпускными окнами появился в 1928 г. и к 1957 г.. когда стала выпускаться ««Модель 100S Делюкс», изменился относительно мало. Вместе с коляской Уотсона новая «Модель» обеспечивала не потрясающую, но надежную и очень плавную езду.
В I960 г. фирма считала, что 90% машин «Моделі. 100S» привязаны к коляскам. Э го сделало ««Пантеру» уязвимой, когда увл ечепие трсхк( >л ес 11 ыми машинами прекратилось, и в конце 60-х гг. производство закрылось.
ДРУГИЕ МАРКИ
■ «ПАРИЛЛА»
Итальянский инженер Джованни Парилла. построивший свой первый мо тоцикл в 191 6 г., прославился быстрыми н изящными родстерами и гоночными машинами, хз большинстве своем одноцилиндровыми и двухтактными, с объемом цилиндра 125 и 250 см3. Они успешно выступали на гонках 50 х гг., но потом ІІарилла переключился на двигатели для картинга, и в 1967 г. завод закрыло!.
■ ВВЕРХУ. Аккуратный «Парилла» с одним цилиндром объемом 250 см1 (1961 г. ) на трассе острова Мэн в 1992 г. |
Ш «ПАТОЇІ»
■ ВВЕРХУ. 125-кубовый мотороллер - Гексагон», созданный на «Пьяджио», удобен, защищает от непогоды и довольно быстроходен. |
Итальянский инженер Джузеппе Патопи, «колясочник» и механик Гран-при, после 1957 г. занялся разработкой pi строительством гоноч н ых мо тої ціклов. Окрашенные в зеленый цве т «Патоны» — от четырехтактных рядных «двоек» 60-х гг. до нынешних двухтактных V4 — более чем за 30 лет стали привычным зрелищем на гонках Іран-при в классе 500 см
■ «ПЕЖО»
■ ВВЕРХУ. В1911 г. «Пирс Эроу » был однилі из многих мотоциклов США с четырьмя цилиндрами в ряд. |
На рубеже XX в., в великую эру французских мотоциклов. «Пежо» была ведущей фирмой. Ке машины брали призы на гонках. Па «Нортоне» с двигателем «Пежо» Рэм Фаулер в 1907 г. выиграл первый 'ГГ на острове Мэп. Еще в 1913 г. фирма «Пежо» построила гоночный 500-кубовый мотоцикл с двумя рядными цилиндрами, двойными верхними кулачками и головкой с четырьмя клапанами на цилиндр. В начале 20-х гг. фирма «Пежо» господствовала на гонках, но в 1926 г. оставила их. Сейчас производит мопеды.
■ «ПДжО»
Основанная в 1961 г. тайваньская фирма «ПДжО» занимается массовым производством
■ ВВЕРХУ. Головной образец 1600-кубового спортивного мотоцикла «ПДжО» вызвал большой интерес на выставке 1991 г. в Милане. |
мотороллеров. В 1991 т. фирма намекнула, что в будущем может появиться 1600-ку бовый V2, прототип спортивного мотоцикла с объемом цилиндров 1596 см;і.
■ «ПЬЯДЖИО»
Более известный своими мотороллерами и мопедами, и тальянс кий гигант «Пьядлсио» — крупнейший в Европе и третий в мире производитель мотоциклов. Фирма пс только выпускает мотоциклы и сложные мотороллеры («Іеіссагон» и «Сфера») под собственной маркой. Ей также принадлежат «Веспа» и «Гилера».
■ «ПИРС»
В 1909 г. автомобильная фирма «Пирс» (США) выпустила мотоцикл «Эроу» с четырьмя цилиндрами в ряд по разработке «ФІІ» (Бельгия), но производила его всего несколько лет.
«І ІЮХ». старейшая в Австрии фирма мотоциклов, начала их производство в 1903 г. В 1923 г. она выпустила двухтактную машину с одним цилиндром объемом 220 см которую производила до 60-х гг. Позже появились грех колесные и кроссовые мотоциклы, в том числе 500-кубовые с двигателями «Готакс». Сейчас фирма выпускае т только мопеды.
Я КККНХУ. В начале 60-х гг. фирма «Пюх» выпустила несколько неплохих родстеров, в том числе эту 125-кубовую машину 1962 г. |
U «КВАНТЕЛ-КОСВОРФ»
На необычном английском мотоцикле «Квантел-Косворф» Роджер Маршал победил в Дайтоне в 1988 г. 823-кубовый рядный двига тель с водяным охлаждением и двумя цилиндрами был напряженным звеном литого шасси.
■ «КВАЗАР»
Необычный «Квазар» с посадкой ногами вперед и корпусом с крышей построил английский инженер Малькольм Ныоэл в 1976 г. (Сначала «Квазар» имел автомобильный двигатель «Релианг» мощностью 29,-1 кВт (40 л. с.). Длинный и тяжелый, он тем не менее легко достигал скорости 160 км/ч и очень хорошо поддавался управлению. В числе многих последующих разработок Пьюэла был «Фазар» с шсстицилиндровым двигателем от «Кавасаки Z1300» и скорос тью до 257 км/ч, по этих машин было создано немного.