Мир мотоциклов
Два колеса и двигатель. Так просты основные составляющие мотоцикла! Но так трудно объяснить, чем он притягателен для людей вот уже более 110 лет.
Причина этого отчасти в том, что мотоцикл — это гораздо больше, чем просто вид транспорта. Он включает в себя все — от старинного дорожного мопеда Скотта до современного гоночного 250-кубового «Эприла»; от примитивной, громыхающей «Велосетты» до будущего покорителя пустынь —
«Хонды ЕХР-2».
Этот раздел книги прослеживает извилистый путь от самого первого мотоцикла марки «Айншпур» Готлиба Даймлера до рекордно быстрого «Дэйв Кампоса» (518 км/ч) фирмы «Харлей-Дэвидсон» — через Челси-Бридж, Толливуд и Нюрнбергское кольцо. Но если есть мотоциклы, то есть и те, кто их разрабатывает, строит, совершенствует, ремонтирует, а также те, кто передвигается на них, путешествует, соревнуется, разбивается, сражается
или спасает жизнь других.
Мир мотоциклов — это история: от Мика Дугана, толкающего свою «Хонду NSR500», до Марлона Брандо, прислонившегося к своему «Тэпдербэрду»; от добровольца, доставляющего продовольствие в африканскую полупустыню, до супербаикера, воскресным утром выписывающего кренделя на «Дукати 916». Все это разные люди, на разных мотоциклах и в очень разных ситуациях, объединенные причастностью к двум колесам и двигателю.
■ СЛЕВА.
Братья Вермер в Париже продали несколько сотен легких и практичных мотоциклеток модели 1898 г. с даигагтыем, установленным над передним колесом. |
■ ВНИЗУ.
В 1901 г. французская фирма запатентовала «Нью Вернер» с двигателем, для лучшей управляемости установленным между колесами, как во всех последующих мотоциклах. |
Іотлиб Даймлер не слишком увлекся мотоциклами и вскоре после создания «Айншпура» в 1885 г. оставил их, чтобы сделать себе имя в новорожденной автомобильной промышленности. Но он совершил огромный прорыв. Хотя паровые локомотивы и пароходы в 80-е гг. ХТХ в. уже завоевали прочные позиции, пар плохо подходил для маленьких экипажей. Установив на «Айншпуре» двигатель внутреннего сгорания (265 см4), Даймлер, который работал раньше помощником і їлобретателя четырехтактного двигателя доктора Николая Отто, вольно или невольно указал путь развитию персонального транспорта.
До того пытались создать паровой мотоцикл. Так, в 1869 г. во Франции Мишо-Перро поставил паровой двигатель па велосипед. Но с ростом популярности двигателей внутреннего
РАННИЕ ДНИ |
■ НА САМОМ ВЕРХУ. Трицикл «Де Дион Бутон» с четырехтактным одноцилиндровым двигателем той же фирмы, очень успешно выпускавшимся в последние годы XIX в. |
■ ВВЕРХУ. Одноцилиндровый «Индиан» с двигателем, наклоненным назад по американскому образу. В 1902 г. было построено более 100 таких мотоиигеюв id сообщалось об очереди еще на 17 лет. |
■ СПРАВА.
В первые годы мотоциклы измешыись так быстро, что «Айншпур» Даймлера cmaji реликвией уже через 15 лет. |
■ ВВЕРХУ.
Говорят, что первые мотогонки состоялись, когда два мотоциклиста впервые повстречались на дороге. Эти два дорожных гонщика, несомненно, получили удовольствие от дружеского соревнования в 1903 г.
сгорания эти попытки были оставлены.
В числе первых новаторов были братья Гильдебранд из Германии, ос новавшие в 1894 г. вместе с Вольфмюллером первое в мире производство мотоциклов. Двухцилиндровый 1500-кубовый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением они поместили в специальную стальную раму. В числе прочих нововведений братья применили только что изобре тенные Джоном Бойдом Данлопом пневматические шины. Максимальная скорость около 40 км/ч была более чем дос таточной при заднем тормозе* в виде простого металлического стержня, который скреб по земле.
Следующий большой шаг в развитии мотоцикла сделали французы граф Альберт де Дион и Жорж Бутоп, создав одноцилиндровый четырехтактный двигатель с объемом цилиндра 125 см Рассчитанный на эффективную мощность 368 Вт (0,5 л. с.), оп в действительности давал больше при частоте вращения 30 Гц (1800 об/мин) и был очень компактен. Впервые э то т двигатель использовал де Диоп па трицикле, успешно участвовавшем в гонках 90-х гг. XIX в. К огорчению создателей двигателя, его стали незаконно копировать многие другие фирмы, когда производство мотоциклов распространилось по Европе.
Немногие из новых фирм смогли найти лучшее место для двигателя, пока братья Вернер в Париже, сначала вслед за де Дионом разместившие его над передним колесом, в 1901 г. не пересмотрели 3-го решение. Двигатель «Ныо Вернера» размещался низко, между колесами, в стальной раме и вращал заднее колесо через приводной ремень. Со своим велосипедным седлом, тормозом па ободе колеса и улучшенной управляемостью благодаря низкому центру массы «Нью Вернер» стал прообразом мотоциклов XX в.
■ ВНИЗУ.
■ СЛЕВА.
«Уолл Аутовел» (1910 г.), показанный здесь, был грузовым велосипедом с двигателем и добавочным колесом. |
Полковник Лоуренс, в 20-е гг. XX в. самый попумрный гонщик, на своем хитроумном «Брат Супериоре» с У-пбра. тьш двухцилиндровым двигателем.
■ CJIF. KA.
Первый в мире кик - стартер, помещенный возле заднего колеса, был одним из новшест йоркширской фирмы «Скотт » на ее двухтактном мотоцикле с двумя пара;ъ1елъными цилиндрами. |
С этого момента мотоциклы стали развиваться быстро, так как увлечение их производством распространилось по Европе и Америке. В том же 1901 г. американцы Джордж Хенди и Оскар Хедстром выпустили первый мотоцикл І індиан». Три года спустя, когда они впервые применили на «Индиане» управление газом путем вращения ручки руля и сгали разрабатывать свою первую двухцилиндровую модель, у их фирмы появился новый конкурент — «Харлей- Дэвидсон». За последующие десять лет фирмы «Ипдиап», «Харлей» и другие, и том числе «Эксцельсиор», поставили на мотоцикл V-образный двухцилиндровый двигатель, который в Америке и поныне (>с гается фав< >рит< >м.
Две американские фирмы — «Индиан» п «Пирс» — в 1909 г. выпустили четырехцилиндровые модели, но к тому времени сверх сложную «четверте)'» бельгийской фирмы «ФН» продавали уже четыре года. Рядный четырехцилиндровый двигатель с объемом цилиндров 363 см воздушным охлаждением и карданным валом делал «FN» очень спокойной и шикарной машиной — несомненно, первым супермотоциклом! За два десятилетия объем цилиндров четырехцилиндрового «FN» возрос до 750 см3, у него появились муфта сцепления, кор >бка передач и усо верше і іетвоваї шые в ил к и.
Техника сделала скачок вперед и в других странах. В 1910 г. английская фирма «Скотт» установила на мотоцикле не только двухтактный двухтцілиітдровый двигатель
РАННИЕ ДНИ |
с воздушным охлаждением, но и кик - стартер, цепную передачу и телескопическую переднюю вилку.
В ранних четырехтактных двигателях, в том числе па «Харлее», были механические клапаны взамен прежних окон, причем впускной клапан открывался просто поршнем.
В 1913 г. фирма «Циклоп» (США) выпустила большой родстер с двумя V-образно стоящими цилиндрами и верхним распределительным валом. Всего через год французская фирма «Пежо» создала гоночный мотоцикл с двумя вертикальными цилиндрами, двойными кулачковыми дисками и четырехклананными головками цилиндров.
После Первой мировой войны производство мотоциклов в США несколько лет страдало от конкуренции массового автомобиля «Форд-Т». Но в Европе мотоциклетная промышленность переживала бум. Английские фирмы «Матчлес», «Триумф» и «Велосетта», германские «БМВ» (ее первая модель «R32» — с двумя цилиндрами объемом 493 см3, 1923 г.) ■ ВНИЗУ.
Ранние «БМВ», такие, как этот 482-кубовый <<R52» с двумя горизонтально расположенными цилиндрами (1928 г.), положили начало аккуратным и надежным мотоциклам, которые фирма выпуасала много лет.
и «Цюпдан», итальянские «Бенелли» и «Мото іуцци» выпускали все более совершенные мотоциклы.
В конце 30-х гг. мотоциклы стали недорогими, быстрыми и просто управляемыми машинами. На вершине рынка стоял «Сквер Фор» фирмы «Ариэль», роскошный 1000-кубовый мотоцикл для туристов. В 1937 г. фирма «Триумф» создала 500-кубовый «Спид Твин» с двумя параллельными цилиндрами и выпускала его более 50 лет. Прекрасные, мощные машины с V-образными двухцилиндровыми двигателями создавали фирмы «Брэф» и «Винсент» в Великобритании, «Харлеи» и «Индиан» в США. Всего через полвека после первой, едва ковыляющей модели «Айншпур» мотоцикл стал отличной, послушной машиной.
■ СЛЕВА, НА с. 12.
В 1935 г. Лондонская выставка мотоциклов показала прогресс в их развитии за несколько десятилетий. На снимке — 500-кубовый «Нью Империал» и первый в мире четырехцшиндровый «Холден» (1897 г.).