Гонки С КОЛЯСКАМИ
Коляски для гоночных мотоциклов — совсем не то, что коляски для дорожных. В отличие от мотоциклов, v которых коляска сбоку, современные гоночные агрегаты — это специальные конструкции. Их цельные дюралевые шасси несут три одинаковых колеса малого диаметра, обутых в толстые шины квадратного сечения. Эти машины ближе к гоночным автомобилям, чем к мотоциклам.
Я СЛЕВА - Фриц Шайдэггер и Джон Робинсон выполняют правый поворот. Были чемпионами мира в 1965—1966 гг. |
Я СЛЕВА. Эгберт Штройер впереди Рольфа Биланда, Стива Уэбстера и Маркуса Эглофа вписывается в поворот на ТТ Нидерландов в 1988 г. |
■ ІІЛ С. 77, в в F. РХУ СЛЕВА. Рольф Биланд (в центре слева) и колясочник Курт Уолтисперг торжествуют, выиграв Гран-при Франции в 1984 г. |
Так было не всегда. В 20-е гг., когда гонки с колясками впервые стали популярны, коляски привинчивали отдельно, у них было большое колесо и легкое сиденье. В 1923 г. первый ТТ с колясками на ос трове Мэн выиграл Фредди Диксон. Его агрегат «Дуглас» имел рычаг, которым колясочник Уолтер Перри накренял машину па поворотах. Наклоняемые коляски пользовались также успехом в американских трековых гонках 20-х гг. К 1949 г., когда англичанин Эрик Оливер выиграл первый из четырех своих титулов чемпиона гонок с колясками, они стали намного ниже. Из-за этого его колясочник Денис Джепкипсоп вылетел па левом повороте.
■ ВВЕРХУ. Колясочнику Алену Мишелю - некогда любоваться видами, когда его <'LCR> мчится в гонке «Мистраль» на мотодроме Поля Рикара. |
Швейцария и Германия дали миру много лучших води гелей и конструкторов мотоциклов с колясками. Немцы Макс Дойбель и Эмиль Хорнер в 60-е гг. четыре раза подряд становились чемпионами на двухцилиндровом «БМВ». Швейцарец Фриц ТЛайдэггер побеждал дна раза и много сделал для улучшения колясок. Немец Гельмут Фат стал чемпионом на «БМВ» в 1960 г. и, перігуишись после серьезной травмы, через восемь лет победил на «УРЗ», четырехцилиндровый
четырехтактный двигатель которого построил сам.
Я ВНИЗУ. Оуэн Гринвуд (№7) на «Мини» догоняет чемпиона мира Шаидэггера. Снимок 1966 г. |
wfeuoertonionai |
visco static |
В 70-х гг. верх взяли двухтактные мотоциклы, сначала немецкие «Кепигсы», а затем «Ямахи». Несколько лет спустя швейцарец Зеймац создал объединенное шасси с мопококовой дюралевой платформой, подвеской и колесами автомобильного типа. Машина стала ниже и легче традиционного мотоцикла со стальной рамой и телескопическими вилками. В 80-е и начале 90-х гг. господствовали шасси «LCR» швейцарца Луи Христепа и их модификации.
Лучший води гель нового времени — швейцарец Рольф Биланд. В 1994 г. он выиграл рекордный, седьмой чемпионат. Он также помог фирме «БМВ» улучшить двигатель V4, который в 1995 г. был недостаточно надежным. Теперь этот двигатель принят как для колясочных, так и для одиночных мотоциклов класса 500 см3. Хотя коляски продолжают существовать, они исключены из программ многих Гран-нри, и будущее их сомнительно.
Супермотоциклы — растущая сила мотогонок. Внешне они похожи на дорожные машины, от которых произошли. Но допускаемые модификации мощных четырехцилиндровых мотоциклов жестко ограничены. Их часто делают для закрытых гонок. В последние годы сенсационные «Дукати» V2 и превосходные четырехцилиндровые японские машины класса 750 см, субсидируемые крупными фирмами и управляемые лучшими гонщиками, такими, как Скотт Рассел и Карл Фогарти, одержали несколько памятных побед.
* Супермотоциклы |
Гонки супер мотоциклов начались в США, где их традиция зародилась в 70-е гг. Тогда такие гонщики, как Ред 1 Іридмор, Уэс Кулей и Стив Мак-Лафлин, о тказались от высоких ручек руля на «БМВ»-«двойке» и 1000-кубовых «четверках» «Сузуки» и «Кавасаки».
В начале 80-х гг. Фредди Спенсер («Хонда») и Эдди Лоусон («Кавасаки») боролись на больших четырехтактных машинах,
прежде чем выступить па Гран-при. Будущие чемпионы мира на мотоциклах класса 500 см3 Уэйн Рэйни и Кевин Шванц также выступали и побеждали на супермотоциклах. Но в те дни к этому классу относились почти так же пренебрежительно, как гонщики на Гран-при относятся к дизельным машинам.
■ ВВЕРХУ. <• Дукати» Карла Фогарти, чемпиона Дуга Полена и француза Раймонда Рогие упроч н і и славу супермотоциклов итальянской фирмы в Донингтон-Парке в 1992 г. |
Такое отношение начало меняться в 1988 г., когда мировой чемпионат на супермотоциклах учредил Мак-Лафлин, бывший гонщик, который прежде способствовал организации ряда таких гонок в США. Другой американский
Я СЛЕВА. Калифорниец Фред Меркель, выступая за итальянскую команду, выиграл первый мировой чемпионат на супермотоциклах на «RC30>■>, оснащенном заводскими деталями для гонок. |
■ СЛЕВА В 1994 г. Карл Фогарти весь сезон боролся с выступавшим на Кавасаки чемпионом Скоттом Расселом (№1), прежде чем отнять этот титул для «Дукати». |
■ ВНИЗУ. Фредди Спенсер (снимок 1980 г.) в Дайтоне выступает на ч етырехц ил индровом супермотоцикл. е, перед тем как участвовать в Гран при |
■ В САМОМ НИЗУ. Стив Мак-Лафлин побеждал в национальных чемпионатах США на супермотоиикле «Сузуки GS1000» в коние 70-х гг. |
фаворит, «летящий» Фред Меркель, завоевал первые два титула на предоставленном фирмой мотоцикле марки «Хонда RC30», принеся успех серийным дорожным машинам. Затем вперед вырвался «Дукати» — благодаря правилам, разрешившим участвовать в соревновании мощным «двойкам», более легким, чем «четверки». На «Дукати» чемпионами стали француз Раймонд Роше в 1990-м и американец Дут Нолен в 1991 и 1992 гг.
Последовавший успех в продаже красных гоночных «Дукати» V2 показал коммерческу ю выгодность супермотоциклов, и другие фирмы тоже вступили на этот путь. Скотт Рассел победил на лимонно-зеленом «Кавасаки ZXR750», а в 1994 г. Карл Фогарти вернул первенство «Дукати».
Их преследовала «Хонда», сначала безуспешно, с V4 «RC45».
В 1995 г. фирма «Ямаха» вместе с полной заводской командой заявила о своих претензиях. В борьбу вступила и фирма «Бимота» К ним подтягивались фирмы «Сузуки», «Априлиа» и «Кагива», которые позднее оставили Гран-при ради супермотоциклов.
Высокий уровень соперничества в гонках супермотоциклов, их относительная дешевизна и большое влияние на продажу дорожных машин увеличили вероятность (казавшуюся немыслимой всего несколькими годами раньше) того, что класс четырехтактных заменит Гран при в качестве звездного аттракциона мотогонок.