«ГЕНДЕРСОН KJ»
До 1930 г. «Гёндерсоны» с четырьмя цилиндрами в ряд были лучшими п самыми сложными из американских мотоциклов. Фирма начала их производство в 1911 г., используя схем)' двигателя «четыре в ряд» и длинную колесную базу, что стало ее традицией. 11с рез шесть лег Билл Гендерсон, основатель фирмы, продал ее Швиппу производителю велосипедов п мотоциклов «Эксцельсиор», н ушел, чтобы основать «Асе».
С - новым владельцем фирма «Іепдерсоп» продолжала разработки, и ее 1301-кубовая модель «К» 1920 г. имела мощность
20,6 кВт (28 л. с.) и максимальную скорость 128 км/ч. У мотоцикла были электрическое освещение и полностью закрытая цепь.
В 1929 т. фирма «Гендерсон»
ГКНДКРСОН КТ» (1929 г.)_____________
Двигатель с воздушным охлаждением, 8 клапаион, iiiivCK над выпуском,
4 цилиндра в ряд
Объем
цилиндров 1301 см*
.Мощность 29,4 кВт (10 п с.)
Matta около 22Г» кг
Максимальная
скорость lfiO км/ч
разрабо тала мотоцикл «KJ», по прозвищу «Обтекаемый». Охлаждение его 40-сильного (29,4 кВт) двигателя с традиционными четырьмя цилиндрами в ряд было улучшено. «Обтекаемый» имел скорос ть до 160 км/ч, вилки с ведущим звеном и подсвеченный спидометр на
бензобаке. Но из-за разразившегося кризиса его не покупали, и в 1931 г. Швипп приостановил производство. В это время фирма «Индиан» купила права па производство машин «Асе» и в 40-е гг. продолжала выпускать свои
четырехцилиндровые мотоциклы.
ДРУГИЕ МАРКИ
Я ВВЕРХУ. «Харрис Магнум 4» с четырехцилиндровым двигателем »Сузуки GSX-R» на раме из стальных труб. |
■ «ХАРРИС»
Братья Стив и Лестер Харрисы основали свою фирму шасси в Хсртфордс в 70-с гг. и прославились серией отлично управляемых гоночных мотоциклов «Маї'нум». Эти машины имели рамы «Харрис» из стальных труб и ряд деталей высшего качества. Двигатели — обычно японские «четверки», от «Кавасаки Z1000» у «Магнума 1» конца 70-х гг. до «Сузу к и CSX-R» у нынешнего «Магнума 4».
В 80-е гг. фирма «Харрис» выпускала много шасси для гоночных машин и разработала дюралевые рамы для дорожных и трековых мотоциклов.
В последние годы фирма серьезно занялась 500-кубовыми машинами для Гран-при и вместе с французской компанией «ROC» производила их с двигателями V4 «Ямаха».
■ «ГЕРКУЛЕС»
Германская велосипедная фирма «Іеркулес» в 1901 г. выпустила свой первый мотоцикл. После Второй мировой войны фирма сосредоточилась на малых двухтактных машинах с двигателями «Сакс». В 50-с гг. она разработала целый ряд мотоциклов, в том числе свой первый двухцилиндровый «318». Это была комфортная туристическая машина с 12-сильным (8,9 кВт) двигателем и объемом цилиндров 247 см;‘.
Я СЛЕВА. Стив Харрис и его брат Лестер поставляли свои шасси для 500-кубового мотоцикла «Ямаха», выпускавшегося на заводе «Уэйн Рэйни». |
В 1969 г. «Сакс» взял фирму под свой контроль. Название «Іеркулес» сохранилось. В середине 70-х гг. был выпущен «W2000» — первый в мире коммерческий мотоцикл с ротационным двигателем Вашселя. При объеме цилиндров 294 или 882 см3 — смотря как считать — двига тель давал 19,9 кВт (27 л. с.) при 108,?> Гц и скорость почти 145 км/ч. Но эти мотоциклы, носившие в Великобритании марку «ДКВ». продавались і їлохі>, и в производстве остались только модели с двухтактными двигателями мсисе 100 см3.
■ СПРАВА.
Геркулес ДКВ W2000» с ротационным двигателем имел хорошие характеристики, но продавался гиохо.
Я ДАЛЬШЕ СПРАВА.
Послевоенный двухтактный «Іеркулес» для гонок па выносливость.
■ СЛЕВА. На свободной дороге «Хескет « выглядел быстрым, плавным, спокойным и красивым. |
■ ВНИЗУ. Сочетание и. шщного кузова, ннкел ированной рамы и двигате~ія V2 npudaecLio «V1000*» привлекательный вид. |
■ «ХЕСКЕТ V1000» Выпущенный п 1981 г.
«Хескет V1000» рекламировали как лучшую машину в мире. Лорд. Александр Хескет был богат, имел команду для автомобильных гонок Формулы-!, и на бумаге его красивый «V1000» выглядел очень привлекательно.
У четырехтактного двигателя V2 под углом 90°, с объемом цилиндров 992 см’’ и воздушным охлаждением, разработанного У->стлсйком, имелось два распределительных вала, по четыре клапана на цилиндр м мощность 63.3 кВт (86 л. с.).
У мотоцикла была изящная рама из никелированных стальных труб, детали высшего качества, в том числе подвеска «Марзоччи» н дисковые тормоза «Ьрембо» из Италии
■ ВВЕРХУ. 1488-кубоиый двухци. индровый двигатель первого в мире серийного мотоицкла «Гильдебранд и Вольфмюллер» вращался с частотой 4 Гц. |
Я ВВЕРХУ. Прежде чем создать первый в мире четырехцилиндровый мотоцикл, Холден в 1898 г. построил эту головную модель. |
СПРАВА.
Многочисленные проб темы с двигателем и коробкой передач были главной причиной неудачи «VI ООО».
ВНИЗУ.
Внешне изящный туристический мотоцикл Вампир» был так же неудачен, как и «VIООО».
«ХКСККТ УЮОО» (1982 г.)______________
Двигатель с. воздушным охлаждением. 8 клапанов,
V2 под углом 1)0“
Объем
цилиндров 992 см4 (95 X 70 мм) Мощность Г>8,9 кВт (80 л. с.),
108 3 Гц (0500 об/мим) Масса 2МО кг
Максимальная скорость 193 км/ч
І Іесмотря па чрезмерную массу — 230 кг, — мотоциклом было легко управлять. Тормозил он очень хорошо. Машина была достаточно быстроходна и спокойна при максимальной скорости 192 и крейсерской 145 км/ч. По «Хескет» плохо брал с места. Его шумный, ненадежный, теряющий масло двигатель V2 был обременен нечетко работающей и шумной передачей. І Іроизводство пришлось приостановить, недостатки устранялись медленно, и фирма «Хескеї Мотосайклз» в мае 1982 г. обанкротилась.
В следующем году лорд Хескет учредил новую фирму для производства туристичесісих мотоциклов «Вампир», но большинство недостатков у машин осталось, и их было выпущено мало
ДРУГИЕ МАРКИ
Первым в мире серийным мотоциклом была четырехтактная 1488-кубовая машина братьев Іенриха и Вильгельма Гильдебрандов и Алоиса Вольфмюллера. Основанная в 1894 г. в Мюнхене компания выпустила около 1000 машин с водяным охлаждением и двумя цилиндрами в ряд. Мощность была 1,84 кВт (2,5 л. с.), максимальная скорость — 40 км/ч. Нормальное торможение осуществлялось стальной ложкой, прижимавшейся к передней шине, экстренное — большим задним стержнем, скребущим о дорогу Модель очень скоро устарела, и в 1897 г. ее производство прекратилось.
11олковник сэр Іенри К. Холден, один из сильных характеров начала эры мотоциклов, разработал первый в мире четырехцилиндровый мотоцикл. Охлаждаемые водой цилиндры объемом 1054 см" стояли в ряд. Машину выпускали в городе Ковентри в 1899—1902 гг. Четырехтактный двигатель имел
2,2 кВт (3 л. с.), сообщая похожему па велосипед «Холдену» скорость около 40 км/ч. В 1906 г. полковник Холден создал первую в мире гоночную трассу в Бруклеиде
■ ВНИЗУ СЛЕВА.
Для параллельной - двойки» 305 см3 ровность работы СВ77 и его максимальная скорость 152 км/ч производили большее впечатление. Л В САМОМ ІІИЗУ.
Модели «Хонда» («СВ77» и похожая на нее 247-кубовая СВ72») были быстрыми, хорошо сделанными и надежными машинами.
«ХОНДА »
Крупнейшее в мире производство мотоциклов началось в октябре 1946 г., когда Соихиро Хонда основал в деревянном сарайчике в Хамамацу свой исследовательский институт. Желая снабдить дешевым і ранспортом население побежденной во Второй мировой но іне Японии, Хонда начал с ус тановки ос тавшихся от войны двигателей на велосипеды. Тодом позже он создал собственный 50 кубовый двухтактный двигатель, а в 19 19 г. вместе со своими 20 рабочими выпустил первый комплектный мотоцикл: 98-кубовую двухтактную «Модель D». Продажа шла хорошо, и уже в 1953 г. Хонда разработал более сложную «Модель J Бенли», четырехтактный {)()-кубовы й од іюцил и 11 дровый двттгатель которой многим обязан немецкому «НСУ».
В начале 60-х гг. появились первые экспортные «Хонды»: «СВ72» (250 см3) и «СВ77»
(305 см3). Спортивные варианты четырехтактных параллельных «двоек» «С72» и «С77» отличались
«ХОНДА СВ77» (1963 г.)_________________
Двигатель с. ппилушпмм охлаждением, 4 клапана,
2 параллельных цилиндра
Опт, им
ціниндров 305 см5 (60 X 54 мм)
Мощность 21 кВт (28,5 л. с.),
150 Гц (9000 об/мин). Масса 150 кг (сухая)
М акт и а яьнаи скорость 152 км/ч
Л ВНИЗУ.
■ СЛЕВА. До того как основать в 1946 г. свою фирму мотоциклов, Согіхиро Хонда был автомобильным инженером и гонщиком. ■ ВНИЗУ СЛКВА. Первый комплектный мотоцикл «Хонда » — 98-кубовая «Модель D» («Мечта») 1949 г. т виизу. Продуманная реклама принесла «СЛОО - успех. |
Многими своими успехами в 60-е гг. фирма < Хонда» обязана простым, надежным родстерам, например этому 125-кубовому *Ьеюги».
Л В САМОМ НИЗУ.
Хотя и не особенно быстрый и удачный, «СВ450>■ обозначил появление <•<Хонды» на рынке больших мотоциклов.
от английских аналогов расположением цилиндров под углом 180°. Штампованную стальную раму, применявшуюся в популярной 125-кубовой модели «СВ92». заменили стальной трубчатой. Вилки были телескопическими, с двойными амортизаторами и мощными передним и задним барабанными тормозами. С максимальной скорос тью 152 км/ч и хорошей управляемостью модель «СВ77», известная в США как «Суперхаук», соперничала со многими более крупными английскими мотоциклами. Надежная и не теряющая масла, она укрепила репутацию фирмы «Хонда», особенно после того, как Майк Хейлвуд выиграл на ней мировой чемпионат 1961 г. в классе 250 см
Изо всех мотоциклов марки «Хонда» за много лет наибольшую роль сыграл скромный «С 100 Суперкэб», выпущенный в 1958 г.
Он сочетал в себе полностью закрытый стиль мотороллера с большими колесами и размещением двигателя, характерным для мотоцикла, и был удобен, спокоен, экономичен и надежен. «С 100» соответствовал известному рекламному девизу: «На «Хоиде» вы встретите самых внимательных людей» — и по решению фирмы продавался в США не только мотоциклетными дилерами, но и в магазинах спорт - и культтоваров. И вскоре «Суперкэб» оказался самым успешно продаваемым мотоциклом всех времен.
Мотоциклом, доказавшим, что «Хонда» теперь большая сила в своей отрасли, стал «СВ450»
1965 г. До появления «С В» японские фирмы довольствовалис ь производством малых мотоциклов. Но эта машина с двумя параллельными цилиндрами, объемом 445 см3 и мощностью
31,6 кВт (43 л. с.), рекламируемая как «Черный бомбардировщик» или «Черный сокол», стала угрозой для долго господствовавших английских «двоек». И в самом деле, мотоцикл «СВ450» оказался спокойным, удобным и мягко управляемым, с максимальной скоростью около 160 км/ч. Несмотря па респектабельный вид, он не (мог побороть сопротивление англичан и не имел большого успеха. 11о модель «СВ450» показала, что фирм і «Хонда» начала атаку на рынок больших мотоциклов.
МОТОЦИКЛЫ ОТ А до я
Я ВНИЗУ. Четырехцитндровый 736-кубовый двигатель работал спокойно, наделаю, не терял масла и запускался электрическим стартером. |
■ СЛЕВА. Шасси «СВ750» было менее удачньш, чем двигатель, но управлять мотоиик-юм бьиго достаточно легко. Я СПРАВА, С. 163. Со своим четырехщштдровым двигателем и дисковым передним тормозом СВ750’ бьы в 1969 г. первоклассной машиной. |
■ «ХОНДА СВ750»
1 Іоявление «Хонды СВ750» в 1969 г. вывело мотоциклы на новый уровень качества и сложности. Это был не прос то первый массовый четырехцилиндровый мотоцикл. Он заманчиво сверкал своими хромированными выхлопными трубами, имел электрический Стартер, дисковый передний тормоз и пятискоростную коробку передач. И все это — за приемлемую цену. «СВ750» прославился в начале 70-х гг. как первый супермотоцикл и оказал большое влияние па последующие машины.
Самым привлекательным и «СВ750» был двигатель с объемом цилиндров 736 см3, который работал спокойно,
■ в самом низу. Стройный, быстрый (до 160 км/ч) «CR400» про. шали супсрмопищик-юм для бедных. |
«ХОНДА СВ750~ (Т9ЬЧ г.)_______________
Двигатель с воздушным охлаждением, 8 клапанов,
поигречная «четнерка»
Объем
цилиндран 736 см’ (61 X 63 мм)
Мощность 49,3 кВт (67 л. с.),
133 Гц (8000 об/мин)
Масса
218 кг (сухая)
Максимальная скорость '201 км/ч
надежно и развивал мощное і ь 49,3 кВт (67 л. с..). Хотя двигатель имел всего по два клапана на цилиндр, его конструкция стала результатом работ ы фирмы «Хонда» в 60-е гг. над высокооборотпыми «четверками» с двумя распределительными валами. «СВ750» был большим, быстрым и мощным универсальным мотоциклом с высокими ручками руля. Он спокойно шел на максимальной скорости около 200 км/ч, был достаточно хорошо управляем и Продавался по всему миру.
В 70-е гг. фирма «Хонда» относительно мало занималась совершенствованием «СВ750», так как эта модель не имела соперников, кроме 900-кубового «Кавасаки /Л», появившегося в 1973 г. «Хонда СВ750» даже потеряла некоторые преимущества, когда выбросы ее двигателя уменьшились. Выпущенная в 1976 г. модель «СВ7501» с пониженными ручками руля, более гоночным стилем, ярко - желтой окраской и чеі ырьмя выхлопными трубами, собранными в одну, развивала скорость не более 193 км/ч. Модель «СВ750К» 1979 г. имела ненадежный двигатель с 16 клапанами, и управлять ею
было хуже. Обе они оказались не так хороши, как блистательный «СВ /50».
В 70-е гг. двигатель «СВ750» стал основой для многих специальных и гоночных мотоциклов, однако у «Хонды» успехи в основном были на выставках, а не на треках. Одна из лучших ее удач в гонках — победа американского ветерана Дика Мэнна в Дайтоне в 1970 г., сильно поднявшая имидж «четверки». Некоторыми и:* наиболее удачных гоночных «четверок» были мотоциклы «RSB» для эндуро середины 70-х гг. Они побеждали на длинных дистанциях с такими гонщиками, как французский дуэт Кристиан Леон и Жан-Клод Шемарин.
Успех «СВ750» вдохновил фирму «Хонда» па выпуск в 70-е гг. ряда меньших «четверок», начиная с «СВ500». Этот мотоцикл появился в 1971 г. и в некоторых отношениях также был лучшим. Его 198-кубовый двигатель мощностью 36,8 кВт (50 л. с.) обеспечивал максимальную скорость более 160 км/ч, а меньшие, чему «СВ750», размеры и масса улучшили управляемость и маневренность. В 1975 т. был ■ ВНИЗУ.
Через 10 лет после первой < четверки» 16-клапапный - СВ750К> оказался ненадежным и плохо упрадляемым.
Я В СЕРЕДИНЕ
«СВ750», на котором Дик Минн победи.1 о Дайтоне в 1970 г. Здесь на нем мчится гонщик журна. шст Аган Кэтчкарт.
выпущен другой победитель, «СВ400», разработанный фирмой «Хонда» в основном для европейского рынка. Он имел пониженные ручки руля, спортивный стиль, изящную систему выпу ска «четыре в одну» и привлекал сочетанием яркого дизайна и строгой управляемости
МОТОЦИКЛЫ ОТ А до я
■ ВНИЗУ.
Рядный четырехшишндросый двигатель «GL1000» бы. а уравновешенным, мощным и изящным.
Л ВНИЗУ иоснкдинк.
Название «Золотое крыло» означало полет по билету первого класса.
Л В САМОМ НИЗУ.
* «Хонда» |
Даже первый «GLIOOO», еще не усовершенствованный, был больь и роскошным мотоциклом.
ыыиим, мощным
I |
і 1 |
■ «ХОНДА GL1000 ГОЛД ВИНГ» 1 Іемногие. мотоциклы произвели такое впечатление, как «Іолд Винг» («Золотое крыло»). Большой и роскошный «Винг», выпускавшийся более 20 лет, был не просто мотоциклом. Он создал культ, с которым пе могла соперничать ни одна другая модель, и ознаменовал собой новую ступень двухколесного комфорта и солидности. Для многих мотоциклистов эта машина, самая популярная в США п выпускавшаяся в 80-е гг. в городе Огайо, была самой великолепной, самой дорогой и самой желанной. Первый «GL1000» появился в 1975 г. и был тогда самым большим и тяжелым в мире. Он отличался от других моделей не только рядным четырехцилиндровым двигателем с водяным охлаждением, по и |
карданным приводим, двухдисковым передним тормозом, а также бензобаком под сиденьем. «C. L» имел мощность 58,9 кВт (80 л. с.), максимальную скорость 196 км/ч и резво брал с места, несмотря па массу в 260 кг. Плавностью хода и комфор том он быстро привлек к себе много поклонников, особенно среди американцев среднего возраста. |
«ХОНДА GL1 ООО І ОЛД ВИІ1Г» (1975 г.)
Максималъп ал скорость 196 км/ч |
I
I
I
я СЛЕВА.
Управление такой тяжелой машиной не может быть легким, но «GLIOOO» очень спокоен при поездках на да^гьние расстояния.
Я ВНИЗУ.
Владельцы «Голд Винга» традиционно старше и представительнее, чем средние мотоциклисты.
Приспособления, вводимые многими гонщиками в свои машины, побудили «Хонду» выпустить в 1980 г. улучшенную модель. І Іалванпая в США «Интерстейт», а в Европе «Де Люкс», она сочетала увеличенный до 1100 см3 двигатель с жестким обтекаемым багажником и защи тными штангами. Мотоцикл стал сенсацией, как и «Эспенкейд» («Бочонок»), выпущенный двумя годами позже со звуковой системой, спинкой для пассажира и бортовым компрессором для пневматической подвески. Эти
машины открыли эру комфортного мототуризма для пожилых людей.
Многие владельцы «Іолд Вингов» устраивали клубные гонки, ралли и другие мероприятия. Два их самых больших клуба имели отделения во всех штатах США. Ежегодно тысячи мотоциклистов собирались для общения, соревнований, технической учебы и знакомства с новыми приспособлениями. Подобные встречи происходили и в Европе, где клубы «Золотых крыльев» были в 15 странах.
Размеры «Голд Винга» увеличились, и его сложность еще возросла в 1988 г., когда появилась модель «C. L1500» с новым рядным шесгицилиндровым двигателем. Полностью закрытый, с большими ()бггекателя ми, всггр<к'шіьім багажником, контролем на ход и электронным включением заднего хода для парковки, «GL1500» был самым массивным и сложным из всс «Голд Вингов». Он был также самым быстрым, спокойным и надежным, с удивительно хорошей для такого огромного мотоцикла управляемостью и торможением.
■ ВВЕРХУ. Своей панелью приборов <Бочонок» 1984 г. немного напоминал самолет. |
Я СПРАВА.
GL1500» создает для пожилых людей возможность мототуризма, непревзойденного по комфорту.
* «Хонда» |
■ «ХОНДА СВХ1000» ( )ш ел омл яющий шестицилиндровый «СВХ1 ООО» был выпущен в 1978 г., чтобы показать способность фирмы «Хонда» строить мощные гоночные мотоциклы. Его сердцем был 1047-кубовый двигатель с воздушным охлаждением, двумя распредел итсльными валами п 24 клапанами. Потомок мпогоцштипдроиых гоночных двигателей «Хонды» 60-х гг., он при мощности 77,2 кВт (105 л. с.) плавно разгонял «СВХ» до 217 км/ч. Наклоненный вперед ряд его цилиндров с сияющими выхлопными трубами был оставлен откры тым для максимального зрительного эффекта. Спроектированный как полностью спортивный мотоцикл бывшим инженером Гран-при Шоихиро Иримажири, «СВХ» отличался гладким, сдержанным дизайном и использованием двигателя в качестве конструктивного элемента стальной рамы. Устойчивая подвеска обеспечивала мотоциклу |
хорошую управляемость несмотря на его большую массу Пи один из соперничающих мотоциклов не сочетал так удачно скорость, плавность и энергию. К сожалению, этого оказалось недостаточно, чтобы «СВХ» хороню продавался, в частности, на важном рынке СШЛ. В 1981 г. мотоцикл несколько переработали и снабдили обтекателем и пневматической подвеской с одиночным амортизатором. Модель «СВХ-В» была спортивно - туристической и продавалась хорошо. Но она не сохранила внешней привлекательности прежнего «СВХ». Несомненно, самым чис токровным родстером фирмы «Хонда» в начале Ж)-х гг. был |
■ ВВЕРХУ. Стальная рама «СВХ1000» оставляла огромный шестгщгштдровый двигатель открытым. Я ВНИЗУ. Несмотря на высокие ручки, «СВХ» со своим устремленным вперед, агрессивным дизайном был для 197S г. типичным спортивным мотоциклом. |
■ ВНИЗУ.
В руках Роча Хэслема «CB1100R» стал почти непобедимой гоночной машиной.
Я ВНИЗУ. Для такого большого, тяжелого мотоцикла с жесткой подвеской «СВХ1000 > бьиг очень хорошо управляєм. |
Я В САМОМ НИЗУ.
і |
( I |
» |
«СХ500 Турбо» был выдающимся техническим достижением, но не выдающимся мотоциклом.
«ХОНДА СВХ1 ()<)()>■ (1Ы78 г.)__________
Двигатель с воздушным
охлаждением,
24 клапана, поперечный шестицилиндровый Объем цилиндров 1047 СМ'1
_______________ (64,5 X 53,4 мм)
Мощность 77,3 кВт (I05 л. с.).
150 Гц (9000 об/мин) Масса 203 кг (сухая)
Макі ималънrut вкорчеть 217 км/ч
«CB1100R» с экзотическим рядным чс'і ырехцилиндровым двигателем (1062 см3). Его выпускали штучно, в основном для участия в престижных гонках на длинные дистанции — например, шестичасовой гонки «Кастрол» в Австралии. Дальнейшим разви тием модели «СВ900» стал «CB1100R». Его улучшенный двигатель 84,6 кВт (115 л. с.), самый мощный из мотоциклетных «четверок», дополняли усиленное шасси и гоночный обтекатель. Он
был непобедим не только на треке, но и в дорожных гонках.
Одним из самых новаторских мотоциклов фирмы «Хонда» в 80-е гг. был «СХ500 Турбо», выпущенный в 1981 г. Не столько практический, сколько зкеперимеїіталыіьій, «Турбо» использовал самый маленький в мире двигатель V2 с 'турбонаддувом. Это повысило его мощность с 36,8 до 60,4 кВт (50—82 л. с.). Шасси «СХ» было существенно переработано,
а обтекаемость увеличена. Несмо тря на большую массу, получился быстрый, устойчивый и удобным спортивно-туристический мотоцикл. Но характеристики «СЧ» не соответствовали сто сложности и высокой цене, и немногие решились па такую покупку. После первого увеличения двигателя в модели «СХ650 Турбо» и создания гремя другими японскими фирмами своих мотоциклов с турбонаддувом фирма «Хонда» прекратила этот эксперимент.
і |
МОТОЦИКЛЫ ОТ А до я |
■ «ХОНДА VFR750F»
1 |
II начале 80-х гг. фирма «Хонда» создала серию родстеров с четырехтактными двигателями V4 нод углом 90°, с водяным охлаждением. Эти узкие, ровно работающие мотоциклы с низким центром массы должны были вытеснить « четверки» с поперечным расположением (вигателя. Гак, «VF750F» 1983 г. был быстрой и хорошо управляемой машиной. Іодом позже новая серия «Хонды» включала уже пять моделей с объемом цилиндров двигателей
Двигатель г водяным охлаждением, 10 клапанов, V4 под углом 90° |
Объем иіспин/іров 748 см3 (70 * 48,6 мм) Мощность 73,0 кВт (100 л. с.), 160 1'ц (9500 об/мип) Масса 209 кг (сухая) |
Максимальная скорость 240 км/ч |
■ ВНИЗУ. «VFR» модели 1994 г., как и его предшественники, был одним из лучших универсальных мотоциклов. |
«ХОНДА VFR750F» (1994 Г
от 400 до 1000 см" Но связанные с «VF750» механические проблемы потребовали от фирмы очень больших затрат и усилий, и «революция V4» сошла на нет.
Поэтому продолжатель серии «Т» — «VFR750F» (1986 г.) стал для фирмы «Хонда» одним из важнейших мотоциклов, когда - либо выпущенных ею. К счастью для фирмы, он оказался и одним из лучших. Его двигатель V4, мощность которого удалось довести до 77.3 кВт (105 л. с.), работал ровно, гибко и очень
слева, НА С. 168
«VFR750» бьы хорошо управляем, хотя и выгляде, менее спортивным, чем большинство его соперников в классе 750 см
ВНИЗУ.
Характеристики и гоночный стиль прекрасного «RC30» задавали тон в 1988 г.
внизу.
Красивый, быстрый и проворный « VF750» бы. и прекрасным люто циклим «1983 г. — пока его двигатель не рассыпсися.
в самом низу.
Необычный «NR750» с овальными поршнями и прекрасным внешним видом оказался слишком тяжелым и дорогим.
надежно. Шасси машин «VFR», опиравшиеся на полностью новую дюралевую раму, давали хорошую управляемость. Достоинства машины дополняли удачный кузов и высокое качество отделки.
В последующее десятилетне «VFR» постепенно совершенствовался. Он стал спортивнее, не потеряв технического совершенства и универсальности. Наибольшие изменения были внесены в 1990 г. в моделі. «VFR750FL». Она получила более обтекаемую форму, усиленную двойную раму и подвеску с односторонним качающимся рычагом. Еще через четыре года появился новый кузов и изменились многие детали, но основной характер и облик машины сохранились.
Фирма «Хонда» продолжила серию спортивных мотоциклов, выпустив в 1988 г. «VFR750R», более известный под кодом «RC30». Это был дорожный вариант гоночного «RVF», блиставшего в Формуле-1 и соревнованиях по эндуро в середине 80-х гг. «RC30» ручной сборки имел улучшенный стандартный двигатель от «VFR750», доведенный до 82,4 кВт (112 л. с.). Его обтекатель с двумя фарами, компактность, уменьшенная масса и мощная двойная дюралевая рама были задуманы так, чтобы получился сверхскоростной, прекрасно управляемый и фактически непобедимый мотоцикл как дія шоссе, так и для трека.
Самым необычным из всех V4 был «NR750» с овальными поршнями. С этим потомком «NR500», двухтактного мотоцикла 1979 г., фирма «Хонда» вернулась к гонкам на Гран-при. В 1992 г., через десять лет после неудачи этой попытки, появился роскошный и очень дорогой родстер «NR», двигатель которого с 32 клапанами давал наибольшую для этого класса мощность 92 кВ і (125 л. с.) при 233 Гц (14 ООО об/мин). Его шасси тоже было превосходно, но, несмотря па широкое использование легких материалов, «NR» весил 222 кг и не был быстроходнее других, менее дорогих машитт своего класса.
■ «ХОНДА CBR600F»
В 90-е гг. самым популярным и мире мотоциклом стала «Хонда CBR600F». Она сочетает хорошие характеристики с разумной ценой. За восемь лет со дня выпуска н 1987 г. было продано огромное количество этих мотоциклов — более 100 ООО. Не стремясь создать непревзойденный супермотоцикл, конструкторы фирмы «Хонда» тем не менее достигли прекрасного
ХОНДА CBR600F» (1995 г.)
■ ВНИЗУ. «CBR600F» (модель 1995 г.) сочетает в себе отличные характеристики с разумной иеной. |
/'(аигатыъ с: нодянмм охлаждением.
16 клапанов, поперечная «четперка»
Объем
цилиндров 599 см1 (65 X 45.2 мм)
Мощность 73,6 к Вт (100 л. с:.), 200 Гц
Matca 185 кг (сухая)
Максимальная скорость 248 км/ч
баланса между мощностью, управляемостью и практичностью. Успех «CBR» обусловлен решением «Хонды» вернуться от двигателей V4 снова к поперечным « четверкам», принесшим популярності» серии «СВ750».
Первоначально «CBR600F», выпущенный одновременно с большей моделью «CBR1000F», замышлялся как соперник четырехцилипдрового «GPZ600» фирмы «Кавасаки». Машина фирмы «Хонда» не отличалась
большим числом новых инженерных решений. Но характеристики «600F», в частности максимальная скорость 217 км/ч при ровно работающем двигателе 62,6 кВт (85 л. с.), прекрасная управляемость, разумный комфорт и впечатляющая надежность, обеспечили фирме «Хонда»
Я ВВЕРХУ. «Хонда CBR1000F» (здесь — в первоначсыьиой форліе 1987 г.) развылась в хороший спортивно - туристический мотоцикл. Я ВНИЗУ. Немногие супермотоииклы могут состязаться с «Языком пламени» в скорости как па виражах, так и на прямой. |
Я СЛЕВА, НА С. 170.
«CBR600», появившийся в 1987 г., остается бестселлером во всем мире.
■ СПРАВА.
Кузов - CBR600» акрыпает
и двигатель, и раму.
Я КНИЗУ.
Удивительное сочетание большой. мощности с „малой массой принесло •CBR900RR» огромную популярность.
лидерство в самом популярном классе мотоциклов.
Конкурентоспособность «СВ750» за 70-е гг. снижалась, но «CBR600F», постоянно совершенствуясь, удерживается на вершине. В 1991 г. был введен новый двигатель мощностью
78.6 кВт (100 л. с.) и переоформлен кузов. В 1995 г. пересмотрена система зажигания и внесен ряд изменений в шасси для улучшения его характеристик. Максимальная скорость превысила 240 км/ч, а управляемость улучшилась.
Подобно своему 600-кубовому собрату; четырехцилиндровый «CBR1000F» создавался для получения отличных характеристик при приемлемой цене и с годами стал очень вместительным спортивнотуристическим мотоциклом. Его двигатель с водяным охлаждением и объемом цилиндров 998 см3 развивает мощность более 95,7 кВт (130 л. с.) при среднем числе оборотов, а шасси со стальной рамой, хотя и довольно массивное, обеспечивает спокойное управление, столі, важное па длинных дистанциях.
Выпущенный «Хондой» в 1992 г. «CBR900RR» поднял
характеристики супермотоциклов на новый уровень. «CBR», известный в большинстве стран как «Фэйр Блэйд» («Язык пламени»), сохранил обычный 16-клапанный двигатель с четырьмя цилиндрами объемом 893 см3 в ряд и сдвоенную дюралевую раму. Его мощность 90,5 кВт (123 л. с.) обесі іе ч и вает макси малы іу к) скорость 265 км/ч при массе всего 185 кг — меньшей, чем у большинства 500-кубовых машин. Ровно работающий высокооборотный двигатель, гоночная форма руля и упругая подвеска обеспечивают такую скорость па прямой и на виражах, с которой трудно соперничать даже штучным машинам.
■ ВНИЗУ.
ь «Хонда |
» |
На этом «RC166», принадлежащем ныне группе энтузиастов, выступал в гонках Джим Ред нэп.
■ «ХОНДА RC166 SIX»
11 режде чем заняться 11 роизводством мотоциклов, Соихиро Хонда был автомобильным гоищиком и смог В1ІЄСТИ в новое дело свой престиж м технические знания. R середине >0-х гг. его машины приняли участие в нескольких японских соревнованиях, а в 1959 г. впервые выступили в ТТ на острове Мэн. Первые 125-кубовые гоночные мотоциклы Хонды походили на германские двухцилиндровые и не могли сравниться с лучшими в то время «МВ Агус. та», по он быстро учился. В 1961 г., когда «МВ» покинула маліле классы, гонщики фирмы «Хонда» Том Филлис и МайкХейлвуд выиграли чемпионат мира в классах 125 и 250 см3.
1962 г. был для фирмы еще удачнее. Швейцарец Луиджи Гавери выиграл первый из своих грех титулов в классе 125 см а Джим Редмэтт из Родезии стал чемпионом в классах 250 и 350 см3.
■ ХОНДА КС166» (1967 г.)_______________
Двигатель с воздушным охлаждением, 24 клапана,
поперечная «шестерка»
Объем
цилиндров 217 см4 (ЗУ X 34,5 мм) Мощность 44,2 кВт (60 л. с:.),
300 Гц (18 000 об/мин) Масса 1 20 кг (охая)
Максим алън ая скорость 245 км/ч
Редмэн становился чемпионом на «четверках» Хопдьт шесть лет подряд. 11о у Хонды были еще самые лучшие, четырехтактные шестицилиндровые гоночные машины с объемом цилиндров двигателей 250 и 350 см3. На них Майк Хейлвуд стал чемпионом в 1966 и 1967 гг.
«Шестерки» были разработаны для конкуренции с развивающейся фирмой ««Ямаха», выпускавшей очень высокооборотттые двухтактные машины. Ее компактный 125-кубовый двигатель с 24 крошечными клапанами издавал незабываемый вой и развивал мощность 44,2 кВт (60 л. с.) при 300 Гц (18 000 об/мин). «Шестерка» была предварительно испытана Редмэном в конце 1964 г., она и сделана надежнее и лучше управляемой. В 1966 г. Хейлвуд выиграл на 250-кубовом «RC166»
10 из 12 Гран-при и заодно стал чемпионом в классе 350 см3 на 297-кубовой версии этой машины. Он сохранял оба титула на «шестерке», пока в 1968 г. фирма «Хонда» не оставила гонки на Гран - при.
Преуспев в малых классах, «Хонда» не смогла выиграть чемпионаты 60-х гг. в классе 500 см3. Майк Хейлвуд отчаянно старался победить па четырехцилиндровой машине, но ее управляемость и надежность не соответствовали мощности.
В 1966 г. авария па финальном круге в Монца стоила Майку титула, который выиграл Джакомо Агостини для «МВ Агусты»,
■ с Л КВА. Даже Фредди ('пенсер не смог па «NR500» бороться за Гран-при с двухтактными машинами класса 500 см |
Я ВНИЗУ. «NR500» с овальными поршнями и монококовой рамой оказался несостоятельным па своей первой гонке в 1979 г. |
Я ВВЕРХУ. Четыре гонщика-япоица фирмы «Хонда». Все они отличились в гонках на ТТ на острове Мэн в 1959 г. — первых, в которых участвовала фирма. |
■ ВВЕРХУ. Майк Хейлвуд на этой 250-кубовой «шестерке» выигрсиг в 1967 г. «ТТЮниор». |
опередив «Хонду» на шесть очков. В предпоследней гонке следующего сезона Хсйлвуд установил рекорд крута и шел на полкруга впереди, пока его «Хонду» не заклинило на высшей передаче. Финальную гонку Майк выиграл, но титул достался Агостини по большему числу вторых мест.
В 1979 г. «Хонда» вернулась на Гран-при с двухтактными машинами, но политика фирмы дик'п )вала исгк )л ьз() паї ше четырехтактных. Так родился «NR500», V4 с водяным охлаждением и овальными поршнями, форма сечения
которых напоминала гоночный трек. У него было по две свечи, два KOI ірода и восемь клапанов на каждый цилиндр. Намечалось потом перейти к V8, но пока ограничились четырьмя цилиндрами. Мотоцикл имел также мопококовую дюралевую раму и 16-дюймовые колеса. Двигатель вращался с частотой 333 Гц (20 ООО об/мин), но она оказалась слишком велика, и мотоцикл «NR» был тихоходен и ненадежен.
К 1981 г. шасси упростили, а двигатель переработали, по фирма «Хонда» в том года отказалась от участия в Гран-при, ограничившись чемпионатом.
Я ВНИЗУ.
Швейцарский ас Луидмси Татри, здесь на 250-кубовой машине, в 1960 г. выиграл для фирмы «Хонда» три чемпионских титула в классе 125 см1.
■ СЛЕВА. Фредди Спенсер на «NS500•> борется зо тшщл чемпиона в 1983 г. |
Я ВНИЗУ. Спенсер па «Хонде NSR250» дополняет свой чемпионский дубль в 1985 г. |
ч |
■ «ХОНДА NSR500» О і казавшись от четырехтактного «NR500», фирма «Хонда» наконец 14,1 играла первый чемпионат мира в классе 500 см3 на не совсем обычной двухтактной машине. Фредди Спенсер в 1983 г. оставил позади четырехтактные «Сузуки» п «Ямаху» па трехцилиндровом «NS500» со стержневыми клапанами. Его мощность 92.7 кВт была на 7,5 кВт меньше, чем V соперников, но он превосходил |
Двигатель с водяным охлаждением, дпухтактиый, V4 под углом 112°, распределительный пал со стержневыми клапанами Объем цилиндров 199 см3 (51 X 54,5 мм) Мощность 138 кВт (187 л. с.;, 200 Гц (12 ООО об/мин) |
Масса I 30 кг М и к сим ил ьнам скорость 315 км/ч |
«Хонда» |
..ХОІ1ДЛ NSK500» (1994 г.) |
их в маневренности. А в 1985 г. Фредди во второй раз стал чемпионом на мотоцикле «NSR500». Этот V4 стал оружием фирмы «Хонда» па следующее десятилетие. С тех пор «NSR» — самая мощная из 500-кубовых машин фирмы «Хонда», отчасти благодаря однііочік)му распределительному валу который уменьшил трение, но увеличил ширину мотоцикла. После неудачной попытки разместить бензобак под двигателем в 1984 г. конструкторы «NSR» вернулись к обычному шасси со сдвоенной дюралевой рамой. У этой машины были некоторые проблемы с управлением двигателем, но Эдди Лоусон сумел ее приручить и в 1989 г. выиграл чемпионский титул. |
■ СЛЕВА ВНИЗУ НА С 174. Основная компоновка NSR500- немного изменилась начиная с 1986 г.
Я ВНИЗУ. Эдди Лоусон приручил - NSR - и выиграл титул в 1989 г.' |
Я СПРАВА.
В 1994 г. Дуган на NSH доказа*г, что управляемость не менее важна, чем мтиностъ.
В последние годы «NSR» постепенно улучшался. Самое большое изменение — введение в 1992 г. нового двигателя «Биг Бэнг» («Большой взрыв»). Зажигание его четырех цилиндров в быстрой последовательности упростило управление мощным (138 кВт) «NSR». Грюк был быстро скопирован соперниками.
Японский ас Шиничи Иго был первым гонщиком на Грап-при, показавшим скорость 320 км/ч на «XSR500» в Хоісеигайме (ФРГ) в 1993 г. В следующем сезоне чемпионом на «NSR» стал австралиец Майк Дуган, оправившийся от серьезной травмы ноги, полученной двумя годами раньше.
«Хонда» весьма успешно разделила 500-кубовый двигатель V4 пополам, создав V2 «NSR250». На нем сделали чемпионский дубль Сито Понс в 1988—1989 и Лука Кадалора в 1991—1992 гг.
А Фредди Спенсер стал в 1985 г. чемпионом на «NSR» в классах и 500, и 250 см3.
■ ВВЕРХУ. Французский гонщик Вуйемин поворачивает свой двухцилиндровый «Хорекс в классической гонке. |
■ «ХОРЕКС»
Германская фирма «Хорекс», основанная и 1923 г., создала ряд сложных дорожных и гоночных мотоциклов. Самой удачной моделью была одноцилиндровая 350-кубовая «Регина» с верхними клапанами. Ее выпускали с конца 40-х гг. Крас ивый и технически передове>й 400-кубовый «Император», рядная «двойка» с боковыми клапанами (1951), отличался вилками, телескопическими или с ведущим звеном, задней поднеской с двойным амортизатором и закрытым цепным приводом.
В середине 50-х гг. у «Хорекса» возникли трудности из-за неудачного 250-кубового мотороллера «1’ебелл», и в 1958 г. завод закрылся. В 70-е гг. компаньоны Фридель Мюих
т ввррху Вывший гонщик Сэмми Миллер на «Хускварне» V2 30-х гг. участвует в классическом параде ТТ. |
и Фриц Рот пытались воскресить марку, выпуская 1400-k6obvk> «четверку» с трбонадцувом на основе «Мамонта» фирмы «Мюпх» и серию малых двухтактных мотоциклов. Кще позже имя «Хорекс» было использовано фирмой «Хонда» для спортивн ой одної ці л и ндровой 050-кубовой машины, которую производили и продавали в Японии.
■ «HRD»
Ховард Рэймонд Дэвис, гонщик и бывший летчик-ас Первой мировой войны, в 1924 г. основал фирму дія производства мотоциклов.
В следующем год)' Дэвис выиграл на «HRD» ТТ для взрослых, а еще через два года Фредди Диксон повторил этот успех для юношей Но родстеры продавались очень плохо, и фирма вскоре закрылась Название «HRD»
купил Филипп Винсент, чтобы привлечь внимание к своим собственным машинам.
■ «ХУСКВАРНА»
Шведская оружейная фирма «Хускварна», более известная в последние годы машинами для кросса и эндуро, начала производство мотоциклов в 1903 г. В 30-е гг. фирма выпускала новаторские V2 350 и 500-кубовые машины, на которых гонщики, в том числе Стенли Вудс, выс тупали с успехом. Прекратив в 60-х гг. производство родстеров, фирма «Хускварна» продолжала выпуск хороших машин для внедорожных соревнований. В 1986 г. она стала участником группы «Каїива», и производство мотоциклов перешло в Италию.
■ ВВЕРХУ Гонщик Ян Карлссон ни «Хускварне» в Международном шестидневном яндуро 1983 г. |