«ЭКСЦЕЛЬСИОР МЭНКСМЕН»
«Эксцельсиор» был первым английским мотоциклом. Его начала продавать в 1896 г. фирма, называвшаяся «Бейлис, Томас и К"». В 1910 г. один германский промышленник уступил этой фирме название «Эксцельсиор». Она специализировалась на малых мотоциклах и выпускала гоночные 250-кубовые «Меканикел Марвелы», выигравшие в легком классе ТІ 1933 г. Это повысило интерес к «Эксцельсиору», и фирма стала выпускать такие машины на продажу, но инженеры решили, что клубные гонщики нс смогут
«ЭКСЦЕЛЬСИОР МЭНКСМЕН 250» (1936 г.)
Двигател і одноцилиндровы й
г ио. ддупшым охлаждением,
___________ 2 клапана
Объем
цилиндра 24Г> сг“ (НМ X 79 мм)
Мощность около 18.4 кВт (25 л. с.)
Matt а 182 кг
М аксималън ая скорость 128 км/ч
МОТОЦИКЛЫ ОТ А до я |
ДРУГИЕ МАРКИ
Велосипедная фирма «Шпинн» в Чикаго (США) пы пускал а под этим названием американские мотоциклы — от маленьких двухтакі ных до больших четырехтактных V2. Первые машины были выпущены в 1907 т. В 1931 г, когда фирма «Эксцельсиор» пала жертвой кризиса, завод начал выпускать четырехцилиндровые мотоци кл 1 >1 «Іендерсон». Они стали третьей крупнейшей маркой США после «Индиана» и «Харлей-Дэвидсона» Саман известная модель «Эксцельсиора» — «Супершсс» (750 см3, V2), появившаяся в середине 20-х гг.
эксплуатировать такой сложный двигатель, и сразу же заменили его более простым, с одним верхним распределительным валом.
В 19.35 г. выпускали «Мэнксмеы» 250 см3, но позже появились также
■ НА с. 138, ВВЕРХУ.
< Мэнксмен»
(«Уроженец острова Мэн») мчится по трассе ТТ.
Я НА с. 138, ПОСРЕДИНЕ. Двигатель «Эксцельсиор » (здесь — вариант 350 ем1) был прост и надежен.
■ НА С. 138, ВНИЗУ. После успеха па гонках «Мэнксмен» с конце 30-х гг. стал популярным родстером.
Я СПРАВА.
На «Меканикел Марвел» фирмы « Эксиелъсиор »
(2.50 см3 с четырьмя клапанами) Сид Клив выиграл ТТ в 1933 г.
модели 350 и 500 см Их хорошие характеристики и прочность завоевали популярное гь у дорожных и клубных гонщиков.
После Р>торой мировой войны фирма «Эксцельсиор» занялась родстерами с двухтактными двигателями «Вильерс», например 250-кубовыми «Викингом» и «Талисманом», по сбыт па дат, и в 1962 г. производство прекратилось.
■ ВНИЗУ и в САМОМ НИЗУ.
В 1911 г. немногие мотоциклы могли приблизиться к уровню ФН» сего четырьмя ^ уу цилиндрами и карданным приводом.
■ «ФН ФОР»
И 1904 г. бельгийская фирма «ФН» первой в мире начала массовое производство четырехцилиндровых мо тоциклов. Фирма была основана возле города Льеж в 1899 г. для производства оружия и амуниции, а в 1902 г. начала изготовля ть одноцилиндровые мотоциклы. Поль Келеком разработал модель 362 см3 с четырьмя цилиндрами в ряд, і п. ісоковольтит. тм мап істо п полностью закрытым выходным карданным валом. Шасси имело одну из самых ранних форм телескопической вилки.
Журнал «Фраї щузский автомобиль» заявил, что просто смешно ставить такой замечательный двигатель на обычный мотоцикл. Но фирма «ФН» была дальновиднее и два десятка лет постепенно
ФН ФОР» (1911 г.)
|
модернизировала с воспроизводство. Объем цилиндров двигателя возрос до 412, а к 1911 г. — до 491 см3 при мощности около 3 кВт (4 л. с.), появились сцепление it двухскоростная коробка передач, а скорость достигла 64 км/ч. Двигатель 748 см* был введен перед самым началом Первой
мировой войтты, в ходе которой завод захватили оккупанты, и он стал производить мотоциклы для германской армии. После войны «ФН» не потерял своей популярности, хотя в 1923 г. его переработали, заменив карданную передачу па цепную, и выпускали еще іри года.
■ CJIKKA. Іеяьмут, Фат в 1968 г. стал чемпионом мира в гонках с колясками на собственном четырехигиинд(хюаи «УРЗ». ' |
Я <ФАНТИК»
Начав производство мотоциклов в 60-е гг., итальянская фирма * Фантик» специализировалась на малых двухтактных машинах, в частности на трайловых «Кабальеро», и много лет была ведущим производителем мотоциклов для кросса и трайла.
■ - ФАТ»
Я ВВЕРХУ. «Фантик» известен своими трайловыми мотоциклами, как этот 125-кубоиый, сфо7пографированный во время Шотландских шестидневных соревнований по mpawry в 1991 г. |
Я ВВЕРХУ. Кузов эпюго Крейсера> Френсис-Барнета (модель 1936 г.) хорошо защищал мотоциклиста. |
Германский гонщик и инженер Гельмут Фат в 1960 г. впервые стал чемпионом мира в гонках с колясками. Через восемь лет, оправившись от серьезной травмы, он вернул себе этот титул на машине, которую разработал и построил сам. Эту машину Фат назвал «УРЗ» в честь свосй «малой родины» — деревни Урзепбах. «УРЗ» был поперечной «четверкой» 500 смя с частотой вращения 250 Гц и мощностью 59,7 кВт (80 л. с.). Этот мотоцикл участвовал и в гонках соло на шасси Силея и Метисса, особенно успешно — в 1969 г. с гонщиком - ветераном Термином ТСарлом Хоппе. Затем Фат создал мощный двухтактный
четырехцил иі ід ровый ряді і ый двигатель 500 см: в 70-е гг. участвовавший в гонках как соло, гак и с колясками.
■ ФРЕНСИС БАРНЕТ»
Френсис-Барнет занимался производством экономичных родстеров с 1919 г. до самой своей кончины в 1966 г. Лучшим мотоциклом фирмы был «Крейсер» 30-х гг. Он имел частично закрытый одноцилиндровый двухтактный двигатель «Вильерс», штампованные стальные щитки для ног и глубокие крылья.
В 1947 г. фирма вошла в «Ассошиэйтсд Мотор Сайклз» и продолжала выпускать малые родстеры, а также трайловые мотоциклы, приносившие доход много лет. Но из-за бурного роста продажи итальянских мотороллеров попытки Френсис - Барнета создать собственные двигатели оказались безуспешными. В 60-е гг. он вернулся к одно - и двухцилиндровым двигателям Вильсрса, то есть к модели «Крейсер».
■ СПРАВА.
Одноцилиндровый «Фа. гькон> Френсис- Барнета имел о 1959 г. характеристики, приемлемые для малого мотоцикла.
В последние годы фирменный знак «Джилера» использовали только для мотороллеров, выпускаемых Пьяджио. |
Я СЛЕВА. Вид и конструкция гоночного «Сатурно» мало изменялись в течение 50-х гг. |