«БМВ» мотоциклы
■ ,БМВ R60/2»
Сейчас фирма «БМВ» производит мотоциклы с одним, тремя н четырьмя цилиндрами. Но название этой германской фирмы обычно ассоциируется с рядным двухцилиндровым двигателем. На первом мотоцикле фирмы «БМВ», «R32» 1923 г., стоял двигатель « боксер » мощностью 5,9 кВт при частоте вращения 55 Гц и карданная передача. Довольно дорогой, но хорошо разработанный и изящно оформленный «R32» успетпо продавался.
Среди самых популярных «двоек» «БМВ» в 50—60-е гг. были 000-кубовый «R60» и последовавший за ним в 1960 г. «R60/2». Эти модели, а также чуть менее быстрые 500-кубовые «R50» н «R50/2» тех же лет имели большой успех благодаря своем)7 спокойному; солидном) ходу, надежности и простоте в эксплуатации. У «R60/2» немного
«БМВ R60/2» (I960 г.)____________
Двигатель двухцилиндровый плоский с воздушным охлаждением, 4 клапана с толкателем
Объем
цилиндром А9-1 см3 (68 х 68 мм) Мощность 2 кВт (2(> л. с.).
9.4,3 Гц (5600 об/мин) Масса ІУ5 кг
Максимальная скорость 139 км/ч
измененный двигатель «боксер» от «R60» с воздушным охлаждением работал исключительно ровно Хотя фирма «БМВ» еще в 30-е гг. применила телескопическую вилку; «R60/2» комплектовали вилками с ведущим звеном, более подходящими для работы с: коляской. Из-за тяжелого хода руля и мягкой подвески па обоих концах мотоцикл «R60/2» мало подходил для гонок без коляски, но ему почти не было равных но
комфортности при дальних поездках.
В последние годы фирма не особенно отличалась в гонках высшего уровня, но у нее длинная и производящая впечатление история побед и установления рекордов. В 30-е гг. Эрнст Хенне добился нескольких рекордов в скорости на обтекаемых «боксерах» с воздушным охлаждением. Жорж Мейер стал первым иностранным гонщиком, выигравшим ТТ на острове Мэн. В 1939 г. он выступал па рядной 500-тсубовой «двойке» с наддувом. Гонщик фирмы Вальтер Целлер выиграл для «БМВ» много международных гонок в 50-е гг. и финишировал вторым в классе 500 см8 па мировом чемпионате 195G г. С 1954 но 1974 г. плоские «двойки» «БМВ» 19 раз из 21 становились чемпионами мира в гонках с колясками. Среди водителей были Макс Дойбель и Клаус Эндерс.
■ ель КА.
R50/2» 1955 г., 494-кубовый, с одиночны м седлом, многие детали — общие с R60/2»
Я ВНИЗУ СЛЕВА.
«Двойка» с наддувом 1939 г. На ней Жорж - Мейер выигрсы 'ГГ. М аксимальная скорость более 200 км/ч.
Я ВНИЗУ.
«БМВ» с коляской, на котором Фрии Шайдэггер стал чемпионом мира в 1965 и 1966 гг.
■ CIIFABA.
Л52» с рядны и двухцилиндровым 500-кубовым двигателем мощностью 8,9 кВт (]2л. с.). Выпущен в 1928 г.
Я СЛЕВА, НА С. 110. «R60/2» с вилками < Ирла», спокойно работающим 22-киловаттным (30 л. с.) двигателем и всеми удобствами спин превосходной туристской машиной.
■ СПРАВА. <R90S> на поворотах мог поспорить с большинством мотоциклов, хотя и был создан для комфорта и скорости. Я ВНИЗУ. Со своим обтекателем и дымчато - оранжевой окраской <•R9QS выглядел очень красиво. |
■ «БМВ R90S»
Градиционная рядная «двойка» «ЬМВ» с годами улучшалась и достигла нового уровня качества в модели «R90S» 1974 г. Ее основой Г>ыл фирменный 898-кубовый двигатель от «R90/6», но доведенный до 49,3 кВт (67 л. с.) при частоте вращения 116,6 Гц.
К нормальной комплектации <■ R90S» добавились красивый обтекатель «бикини», изящная дымчатая окраска, двойные передние дисковые тормоза и часы на приборной доске.
«R90S» не мог намного превзойти по мощности японские
Я ВВЕРХУ
Увеличенная степень сжатия и 38-миллиметровые карбюраторы «Дель Орто» довели мощность R90S» до 49,3 кВт (67л. с.).
Я СПРАВА, НА С. 113.
Красивый и универсальный «.F650». Эти машины составили 25 % всего производства «БМВ» в 1994 г.
БМВ R90S.. (1974 г.)____________________
Двигатель рядная «двойка»
с воздушным охлаждением,
___________ 4 клипа на с толкателями
Объем
иилипдроа 8У8 см1 (90 X 70,6 мм) Мощность 49,7 кВт (67 л. с.),
116,6 Гц (7000 об/мин) Масса 21.5 кг
М ак симальн ая скорость 201 км/ч
■ СПРАВА. Совершенный, хороню управляемый спортивно - туристический < Ш 100RS' открыл для рядных «двоек» «БМВ» новую эру.
супермотоциклы середины 70-х гг., например четырехцилиндровый «Кавасаки /Л», или но совершенству управления итальянские спортивные машины от фирм «Дукати» и «Мото Гуцци». Но немецкий мотоцикл плавно разгонялся до 201 км/ч, был очень удобен в управлении и комфортен, отлично отделан и надежен. В 1974 г. «R90S» в большинстве стран стоил более чем вдвое дороже «Хонды СВ750». Но, по мнению
МНОГИХ МОТОЦИКЛИСТОВ, большой
спортивно-туристїїческий «БМВ» был лучшей из машин, выпускаемых в мире.
В начале 80-х гг. фирма «БМВ» выпустила серию «К» трех - и чегырехцилиндровых мотоциклов с водяным охлаждением. По спрос на традиционные рядные «двойки» по падал. Многие модели были сохранены и модернизированы, и дела фирмы шли хорошо.
В 1993 г. появилось новое поколение «боксеров» — «R1100RS» с 1085-кубовым двигателем мощностью 66,2 кВт (90 л. с.) со впрыском горючего, воздушно-масляным охлаждением, четырьмя клапанами на цилиндр и высокими кулачками.
J
Машина имела переднюю подвеску «Тел ел с вер». Вместо телескопических вилок система состояла из полых вилочных ног, горизонтального рычага, опирающегося на двигатель, и единственного амортизатора. Система «Телелевер» обеспечивала хорошую управляемость и плавную езду. Производили впечатление и другие качества «RS»: достаточная для среднего мотоцикла мощнос ть, скорость
до 217 км/ч, защитный обтекатель, приемлемый расход горючего и энергоемкие антиблокировочные тормоза.
Э го был отличный спортивно- туристический мотоцикл.
1 Іроизводство одноцилиндровых мотоциклом «БМВ» началось с 250-кубового «R39» в 1925 г. и закончилось «R27» в 1967 г. Одноцилиндровый «F650», появившийся в 1994 г., был совсем другой машиной. І Ісрвую за всю 70-летнюю историю фирмы модель с цепным приводом — «F650» собирали в Италии, у «Априлиа, и комплектовали австрийским двигателем «Ротакс» с объемом цилиндров 652 см3. Шасси, почти такое' же, как у «Пегасо» фирмы «Априлиа», обеспечивало точное управление, нужное при скорости 160 км/ч. «F650» был универсальным и относительно недорогим родстером и хорошо продавался.
» |
Мидель «К1», появившаяся и 1989 г., снос й яркой окраской и полностью закрытым кузовом і іарунтила традиции обычно консервативной фирмы «БМВ».
Ьл иго даря глубокому переднему щитку, обтекателю и закрытой корме эта модель защищала гонщика от ветра лучше, чем даже: японские спортивные мотоциклы.
11од пластиком скрывался у совершенствованный 1 б-клапаппый
четырехцилиндровый двигатель t объемом цилиндров 987 см3 п водяным охлаждением,
«НМВ К1» |
(1989 г.) |
Двигатель |
с водяным охлаждением. |
16 клапанов. |
|
1 цилиндра п ряд |
|
Объем |
|
цилиндров |
987 см' (67 X 70 мм) |
іМощность |
173.6 кВт (100 л. і:.), |
133,3 Гц (8000 об/мин) |
|
Масса |
231 кг |
Максимальная |
|
скорость |
233 км/ч |
примененным пятью годами раньше в модели «К100». В серии «К» четыре цилиндра расположены горизонтально, а не наклонно, как в большинстве японских машин. Двигатель «К1» со впрыском горючего мощностью
73,6 кВт (100 л. с.) и аэродинамическая форма машины обеспечивали ей скорость более 225 км/ч. Прочная с тальная рама, подобная раме «К100», устойчивая подвеска (с системой «Паралевер» для устранения влияния на кардан) и энергоемкие тормоза с тройными дисками давали хорошую управляемость и эффективное торможение. «К1» был слишком велик и тяжел для спортивного мотоцикла, но способствовал росту7 популярности «БМВ».
■ ВНИЗУ. Вызывающее оформление «К1» резко отступало от консервативной традиции «БМВ». |
Ш ВНИЗУ.
■ СЛЕВА. Двигатель «БМВ» серии «К» имел горизонтальные цилиндры и в мотоцикле «К1» — 16 клапанов. |
«К1» был не таким спортивным, как это обещал его внешний вид, но вел себя на дороге исключительно спокойно.
■ ВВЕРХУ. У странного на вид «Бёмерлапда» максимальная скорость была более 112 км/ч. |
ДРУГИЕ МАРКИ
Я «БЁМЕРЛАНД» («Богемия»)
Этот мотоцикл с длинной колесной базой выпускали в Чехословакии с 1923 по 1939 г. Его разработал и производил Альбин Либиш. Двигатель одноцилиндровый, объем цилиндра 600 с. мя, мощность 11,8 кВт (16 л. с.). Кроме длинной модели «Лэнгтуреп» с размещенными сзади запасными бензобаками, выпускали также более короткую модель «Юбилей» и спортивный мотоцикл «Расер».
■ «БОСС ХОСС»
■ ВВЕРХУ И СПРАВА. Устрашающий двигатель V8 «Шевроле» делал «Босс Хосс» очень быстрым — но только на прямой! |
На этом мотоцикле, оригинально названным Hex сом Хогом «Восс Хосс», был популярный в США восьмицилиндровый двигатель «Шевроле» объемом около 6 л и мощностью 220 кВт (300 л. с.). Это, бесспорно, самая тяжелая и мощная машина из всех, но не самая удачная для серийного производства. Передача па заднее колесо цепная, скорость только одна передняя быстрая. Максимальная скорость превышала 241 км/ч, но управлять этим мотоциклом при массе 450 кг и шинах квадратного сечения было очень нелегко. Фирма < Босс Хосс» в Іеппеси (США) выпус тила в начале 90-х гг. более 150 таких чудовищ.
Б |