Мощение. Тротуарная плитка, тротуары и дороги
Эксплуатация покрытий
Дорожные покрытия из искусственных камней мощения требуют тщательного содержания и ухода. В течение всего времени эксплуатации покрытия следует следить за заполнением швов. Швы должны быть заполнены на всю высоту материалом заполнителя.
Для уборки дорожных покрытий из искусственных камней мощения используется специальные малогабаритные машины, оборудованные
пылесосами и моющими щётками (рис. 43).
В зимний период, при уборке покрытия нельзя применять средства, содержащие техническую соль. Во избежание разрушения декоративного слоя камня и его лицевой поверхности, не рекомендуется использовать для уборки инструменты с металлической рабочей частью или поверхностью.
Рис. 43. Моечная машина ЕС 60 “PROBST”. |
Для контейнерных терминалов и складских площадок может быть использован опыт зимней эксплуатации крупных магистралей Швеции, на которых специально создают наледь. Снег не вывозится, а укатывается машинами, поливается горячей водой, смешанной со щебнем. Холодный щебень выносит за границу дороги, а горячий щебень вплавляется в лед и образует шершавую поверхность.
Наиболее часто встречаемые дефекты дорожных покрытий из искусственных камней мощения и причины их возникновения следующие [1] (рис. 44):
1. Отшелушивание декоративного поверхностного слоя - дефект, который является следствием либо неуплотнения изделий, либо нарушения структуры поверхностного слоя в ходе снятия отформованных и уплотненных изделий с вибрационного лотка и их складирования.
2. Разрушение лицевого слоя искусственных камней мощения в период зимней эксплуатации дорожных покрытий из-за их очистки от ледовой корки с помощью ледоколов и ледорубов.
Рис. 44. Дефекты дорожных покрытий из искусственных камней мощения. а), б), в) отшелушивание декоративного лицевого слоя и разрушение камней вследствие нарушения технологии их изготовления; г) разрушение лицевого слоя по причине нарушения правил зимней уборки (на поверхности видны следы ледоруба); д) разрушение камней мощения в зоне водостока, вследствие отсутствия приёмного водосборного лотка; е) разрушение дорожного покрытия в местах расположения смотровых и канализационных колодцев, вследствие некачественного выполнения строительных работ. |
д е |
3. Разрушение искусственных камней мощения в местах расположения смотровых и канализационных люков. Это объясняется недостаточной подготовкой основания перед укладкой камней, наличием динамических усилий в местах примыканий.
Нарушение ровности дорожного покрытия и расползание рядов мощения являются следствием некачественных работ по строительству или допущенных ошибок при проектировании.
Некоторые вопросы эксплуатации, можно решать ещё на стадии проектирования. Например, применение систем снеготаяния (разд. 4.5.5) исключает механическое воздействие на дорожное покрытие из искусственных камней мощения при уборке и вывозе снега, что способствует увеличению срока его службы. Положительный эффект также достигается за счёт снижения травматизма и аварийности.
В настоящее время нормативные и методические документы не позволяют оценивать эксплуатационное состояние дорожных покрытий из искусственных камней мощения и принимать решение по его ремонту. Предложения по методике оценки эксплуатационного состояния содержатся в Приложении 4.
Иногда на поверхности камней мощения возникают белые соляные налеты - “высолы”, которые образуются из-за перемещения воды вместе с солями внутри бетона. В сухую погоду соленый незамерзающий раствор устремляется к лицевой поверхности камня. Вода испаряется, а соли кристаллизуются, оставаясь на лицевой поверхности в виде белого налета.
В Руководстве [14] указывается следующее: “В течение первого (иногда и второго) года эксплуатации возможно выветривание поверхности бетонных искусственных камней, подвергающихся воздействию влаги с переменной интенсивностью и входящего в состав воздуха углекислого газа. При этом на поверхности камней выделяются продукты их взаимодействия с химическими соединениями, входящими в состав бетона; появляются обесцвеченные области (пятна). В отдельных случаях возможен белый налет. В очень небольших объёмах такое явление допустимо, поскольку не влияет на прочностные свойства покрытия. Однако оно свидетельствует о происходящей карбонизации, которая может вести к снижению морозостойкости и прочности бетона”.
Образование “высолов” или выцветание поверхности искусственных камней мощения - процесс многофакторный, и борьба с ним достаточно трудна. До настоящего времени не выявлены закономерности процесса высолообразования, знание которых позволяет научно обоснованно подойти к решению проблемы высолов.
Избавится от высолов при помощи воды и щеток не всегда возможно. Вода проникает внутрь материала и “вытаскивает” на поверхность следующую порцию соли. Под действием атмосферы и агрессивных техногенных выбросов растворимые соли преобразовываются в нерастворимые. Такие соединения можно удалить только специальными составами.
Для удаления высолов и их профилактики существуют специальные средства - очистители и гидрофобизаторы. Например, компанией ПЕНТА (www. penta-91.ru) предлагаются следующие составы.
Нейтральный порошковый очиститель для удаления высолов, следов цементных штукатурок и строительных растворов. Очиститель разводят горячей водой в соотношении 1:10 -1:20 в зависимости от степени загрязнения. Расход очистителя определяется экспериментально на пробной поверхности и составляет обычно 0,02-0,10 кг/м. кв. Очиститель наносится при помощи кисти, щетки или валика, выдерживают в течение 10-30 мин, после чего остатки смывают водой.
Чтобы избавиться от образования высолов необходимо исключить возможность вымывания солей из камней мощения. Этого достигают, обрабатывая очищенную поверхность специальным составом - гидрофобизатором, придающим материалам водоотталкивающие свойства. После обработки вода не впитывается в поверхность, а стекает с нее. Составы могут применяться как в чистом виде, так и разбавленными водой или органическим растворителем (Уайт-спиртом) в соотношении 1:1. Расход составов зависит от впитывающей способности строительного материала и определяется экспериментально.
Природа образования высолов и способы борьбы с ними изложены в работах [4, 12].
Правила транспортировки, укладки и эксплуатации искусственных камней мощения изложены в Приложении 5.
Литература
1. Анохин С. А., Кузнецов В. Д. Причины разрушения тротуарной плитки. Строительные материалы, 2000, № 12.
2. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Москва, 2002 г.
3. Конструкции стен, покрытий и полов с теплоизоляцией из экструзионных вспененных пенопо - листирольных плит “Пеноплэкс”. Материалы для проектирования и рабочие чертежи узлов. Шифр М24.24/04. ОАО “ЦНИИПРОМЗДАНИЙ”. М., 2004.
4. Корнеев В. И. Высолы на цементных строительных изделиях.- Популярное бетоноведение, 2006, № 6 (14).
5. Костиков Ю. Б. Влияние параметров покрытия из искусственных камней мощения на прочность дорожной одежды. Дис. канд. техн. наук. - СПб.: СПбГАСУ, 2005.
6. Лукина В. А. Оценка транспортно-эксплуатационных показателей и технического состояния автомобильных дорог. Учебное пособие./ Архангельский государственный технический университет.
- Архангельск, 1999.
7. Львович. К. И. Эффективная программа городского благоустройства-производство плит для покрытий трамвайных путей. - Популярное бетоноведение, 2007, № 1 (15).
8. Нефедов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды.- СПб.:2002.
9. Никеров Н. С. Дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования. Часть 1. Учебное пособие. - СПб: Петербургский государственный университет путей сообщения, 1997
10. Петраков Б. И., Марыскин А. Л. Выцветы на поверхности бетонных изделий и методы их пре - дотвращения^Современные направления технологии строительного производства. Вып. 9. Статьи и тезисы докладов постоянно действующего межвузовского научно-практического семинара. - СПб.: ВИТУ, 2005. - С.83...89.
11. Покрытия портовых территорий. Методическое пособие. ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ, 2006 г. (Проект).
12. Пустовгар А. П. Предотвращение образования высолов на каменных конструкциях зданий и сооружений.- Технологии строительства,2007, № 3(51).
13. Рекомендации по конструкции дорожной одежды с покрытием из искусственных камней мощения. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Автомобильно-дорожный институт. Санкт-Петербург, 2006 г [ ].
14. Руководство по конструкциям, технологии устройства и требованиям к дорожным покрытиям из искусственных камней в Санкт-Петербурге, Департамент по благоустройству и дорожному хозяйству Мэрии Санкт-Петербурга, 1995 г.
15. Руководство по проектированию и устройству эксплуатируемых кровель с зелёными насаждениями с применением материала с усиленной защитой от прорастания кровельных систем растений Техноэласт-Грин, производства компании “ТехноНИКОЛЬ”. М., 2004.
16. Схемы операционного контроля качества строительных, ремонто-строительных и монтажных работ. Общероссийский общественный фонд “Центр качества строительства”, Санк-Петербургское отделение. СПб.: Издательский Дом КN+, 2000.
17. Технические указания по устройству гидрозащиты подземных конструкций зданий. ГОУ ДПО ГАСИС. М., 2007.
18. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров.
- М.: Стройиздат, 1986.