Мощение. Тротуарная плитка, тротуары и дороги
Архитектурные и дизайнерские решения
Человек при ходьбе до 30 % времени смотрит себе под ноги, поэтому восприятие им поверхности земли является важной составляющей эмоционального воздействия среды.
Обработка поверхности земли с применением разнообразного по форме, цвету и текстуре декоративного мощения позволяет повысить эстетические качества среды и внести дополнительную знаковую информацию, облегчая ориентацию в транзитных пешеходных пространствах города [8].
Выбор характера покрытия в пешеходном пространстве определяется рядом факторов, среди которых соображения функционального использования (организация движения пешеходов, эксплуатационные особенности, организация водостока и др.) сочетаются с эстетическими требованиями (цветовое и графическое разнообразие, согласованность с архитектурным окружением, индивидуальность образа места) [8].
Внешний вид покрытия, определяется размерами и формой камней, размерами и формой швов, цветом и текстурой поверхности камней. Однако, из-за острого, в общем случае, угла обозрения размеры камней трудноразличимы, а текстура просматривается только при влажном покрытии. В сухую погоду цветовые различия и контрастность между цветом камня и его текстурой слаборазличимы. Для обеспечения контрастных эффектов при любой погоде, рекомендуется использовать чередование искусственных камней, особенно цветных, с различной лицевой поверхностью (гладкой и фактурной); чередование камней различной геометрической формы; применение белых и чёрных камней [14].
В литературе по ландшафтному дизайну, для дорожных покрытий предлагается использовать естественные пастельные цвета (кремовые, коричневые, сероватые). Рекомендуется избегать дорожных покрытий кричащих расцветок, если только они, конечно, не вписываются в общий дизайн территории.
За счёт фактурной поверхности камней, рисунок дорожного покрытия получается более чётким, ярким и выразительным (рис. 4). Высокий декоративный эффект также дости
гается за счёт чередования в дорожном покрытии камней мощения с гладкой и фактурной лицевой поверхностью.
При оформлении дорожек и площадок искусственный камень мощения часто сочетают с булыжниками, галькой, деревянными элементами, клинкерным дорожным кирпичом. Комбинация этих материалов в дорожном покрытии разрушает привычное однообразие, однако, к выбору компонентов следует подходить со вкусом, учитывая эстетический эффект их взаимодействия (Приложение 7, раздел 6).
Для организации пешеходного движения и реализации большинства функций открытых пространств, требуется заметно меньше площадей с твёрдым покрытием, чем это зачастую бывает в современном городе. Как показывает мировая практика, одним из условий сохранения экологической комфортности на застроенных территориях является наличие не менее 10 % площади в виде озелёненных поверхностей [8]. Для устройства “зелёных” и “дренирующих” швов может быть использован камень мощения 3Ф.8 “Execk” - как самостоятельно, так и в комплекте с камнем 2К.8 “Квадрат” (табл. 9, раздел “Зелёные и дренирующие покрытия”). При таком варианте устройства покрытия, осадки проникают в грунт, не перегружая канализационные системы; растительный мир получает необходимую влагу для развития и жизни.
Искусственные камни мощения с успехом могут быть использованы не только в дорожном строительстве, но и в благоустройстве: при устройстве ступеней лестниц, оформлении элементов малых архитектурных форм - цветочных клумб и подпорных стенок (Приложение 7, раздел 6).
Примеры архитектурных и дизайнерских решений территорий различного назначения приведены в Приложении 7.
4. 2. Выбор оптимальной формы, размеров и раскладки искусственных камней мощения в дорожном покрытии.
Форма и размеры камней мощения, их расположение в дорожном покрытии, должны не только гармонировать с окружающей застройкой, отвечать архитектурным и эстетическим задачам, но и обеспечивать такие эксплуатационные показатели дорожной одежды как прочность и ровность покрытия.
Дорожную одежду считают прочной, если под воздействием движения и погодно-климатических факторов сохраняется сплошность и ровность покрытия. Ровность дорожного покрытия - это качественное состояние покрытия, характеризующееся наличием и величиной различных дефектов: выбоин, впадин, выступов, сдвигов, волн, ступенек [6].
Высота искусственных камней мощения назначается в зависимости от условий эксплуатации дорожных покрытий (табл. 8).
При выборе формы камней мощения следует учесть следующие рекомендации.
1. Восьмиугольные, шестиугольные и квадратные камни обладают максимальным сопротивлением внешним воздействиям от автомобильного движения. Также данные формы наиболее целесообразны с точки зрения минимальной протяженности швов в покрытии [см. работы Б. Н. Карпова, В. С. Орловского, А. М. Симановского, А. А. Тимофеева].
2. Фигурные элементы мощения (с горизонтальной (в плане) связью) лучше перераспределяют силы скольжения и качения по поверхности дорожного покрытия, чем значительно снижают нагрузку на основание. Дорожное покрытие из них обладает максимальной устойчивостью к сдвигу. Поэтому, рекомендуется применение фи-гурных камней мощения на участках дорог с уклоном местности и на участках дорог с автомобильным движением.
3. При проектировании покрытий, составленных из камней различной конфигурации и размеров, во избежании риска поломок, следует избегать применение камней с резко различающимися (более чем в 2 раза) размерами в плане [14].
Примеры раскладок основных видов камней мощения содержатся в таблице 9. Раскладка камней мощения имеет большое значение при интенсивном автомобильном движении, когда особенно важно обеспечить прочность, ровность и равномерный износ дорожного покрытия. С этой точки зрения, рекомендуется вести укладку камней мощения под углом 45° к оси движения автотранспорта, чтобы все места стыков камней подвергались примерно одинаковому износу, а в контакте с колесом находилось мак-
симальное количество элементов мощения (рис. 5). В местах, где нагрузки от транспорта незначительны, возможно использование разнообразных вариантов рисунков мощения.
Необходимо заблаговременно увязывать форму, размеры и раскладку камней с конкретным участком для мощения с целью уменьшения пиленых стыков. Например, переломы плоскостей в тротуаре в зоне въездов, перекрёстков и т. д., следует совмещать со швами в покрытии [14]. Камни мощения “Классика” (1К.6; 1К.8; 2П.6) оптимально применять для устройства кругов, радиусных дорожек и площадок, камни 2Ф.8 “Ромб” - на больших площадях, где рисунок мощения будет хорошо просматриваться.
Различные типы камней не согласуются между собой габаритами и формой. На границе их стыков можно использовать бортовой камень, натуральные колотые или пиленные камни, булыжник.
Для участков дорог и площадок с “зелёными” и “дренирующими” применяются специальные виды искусственных камней 3Ф.8 “Execk” (197 х 197 х 80) и 2К.8 “Квадрат”(97 х 97 х 80).
В проектной документации следует обязательно обозначать раскладку камней мощения в покрытии (табл. 9).
Назначение территории |
Высота искусственных камней мощения, мм |
Рекомендуемые формы и размеры, мм |
Дорожки и площадки предназначенные исключительно для пешеходного движения |
50, 60 |
1П.6 “Брусчатка” (197х97х60); 1К.6 “Классика-1” (115х115х60); 2П.6 “Классика-2” (172х115х60); 1.Ф6 “Волна “UNI” (225х112,5х60); 3К.5 “Квадрат” (397х397х50). |
Участки дорог, где не предусматривается систематическое движение автотранспорта (пешеходные зоны, тротуары, стоянки автотранспорта и т. д.) |
80 |
1П.8 “Брусчатка” (197х97х80); 1К.8 “Классика-1” (115х115х80); 3Ф.8 “Execk” (197х197х80); 2К.8 “Квадрат”(97х97х80); 2Ф.8 “Ромб” (295х170х80). |
Территории портов и логистических комплексов, участки автомобильных дорог в местах остановок общественного транспорта, рулежные дорожки аэродромов, обозначение наземных пешеходных переходов, рулежные дорожки аэродромов. |
100, 120 |
1Ф.10 “Волна “UNI” (225х112,5х100; 112,5х112,5х100) |
Участки дорог и площадок с “зелёными” и “дренирующими швами” |
80, 100, 120 |
3Ф.8 “Execk” (197х197х80); 3Ф.8 “Execk” + 2К.8 “Квадрат”(97х97х80). |
Таблица 8 |
Рекомендуемые формы и размеры искусственных камней мощения |
> |
Направление движения.
Продольная ось мощения совпадает с направлением движения автомобиля.
В контакте с колесом автомобиля находится строго определенное количество рядов камней. Вероятность образования колеи и износа, например, по направлению въезда в гараж.
< |
Направление движения.
Рекомендуемая раскладка камней мощения в покрытии.
В контакте с колесом автомобиля находится большое количество камней мощения. Нагрузка распределяется на более широкую площадь. Вероятность образования колеи уменьшается.
Рис. 5. Варианты раскладок камней мощения в дорожном покрытии при автомобильном движении.
Таблица 9