МОРСКОЕ ДНО

КАК ИЗУЧАЛИ МОРСКОЕ ДНО

М

Ожно ли нарисовать общую картину рельефа морского дна, картину, которую нельзя увидеть? Правда, сей­час мы уже можем фотографировать и наблюдать через подводный телевизор морское дно на значительных глуби­нах, но при этом мы охватываем только очень маленькие участки, которые освещены электролампой, соединённой с прибором. Полную картину рельефа можно создать только путём измерения очень большого количества глу­бин и притом так, чтобы каждое место, где получена глу­бина, было точно нанесено на карту.

КАК ИЗУЧАЛИ МОРСКОЕ ДНО

Рис. 1. Свинцовый лот для малых глубин.

Кроме того, нужно знать строение дна. Непосредствен­ный метод для этого — получение пробы грунта и не только с поверхности дна.

С незапамятных времён глубину моря измеряли длин­ным шестом или верёвкой (тросом) со свинцовым грузом на конце. Так был создан первый лот — прибор для изме­рения морских глубин (рис. 1). В донышке груза делается ямка, смазанная салом. Когда груз касается дна, ямку заполняет донный грунт, и образец его поднимают на по­верхность.

Лотом очень просто измерить сравнительно небольшую глубину, до 100—200 метров. При больших глубинах из­мерение сильно затрудняется.

До середины XIX века исследователи опускали лот на тросе из растительного волокна. Такой трос довольно тя­жёл и непрочен. Выпустив с борта 2—3 километра троса, мы уже не сможем вытащить его обратно — он лопнет от собственного веса. Но и на меньших глубинах точное из­

Мерение глубины довольно затруднительно. Обычный вес свинцового груза — около 5 килограммов, но примерно столько же весит 100 метров намокшего троса. Поэтому, начиная уже с 500—600 метров, ощутить момент падения лота на дно почти невозможно. Вес троса становится значительно больше веса груза.

КАК ИЗУЧАЛИ МОРСКОЕ ДНОПервые глубины более 1000 метров были измерены в России при Петре I, который изобрёл новый лот с отде­ляющимся грузом. В этом лоте сквозь тяжёлый чугунный шар проходила металлическая трубка. Шар удерживался на трубке особыми рычажками (рис. 2) и соскакивал с них при ударе о дно. Таким образом, обратно на па­лубу моряки вытаскивали лёгкую трубку, в которой застревало небольшое ко­личество донного грунта.

В XVII—XVIII веках стали быстро развиваться естественные науки. В это время были составлены первые карты рельефа дна.

Вначале это была обычная карта моря, на которую наносились цифры, указы­вающие глубину в различ­ных местах. Общей кар­тины рельефа морского дна такие карты не да­вали.

В 1736 году француз-

Ский географ Бюаш со - Рис 2. Лот с отделяющимся единил одинаковые от - грузом,

Метки, нанесённые через

10 морских саженей, линиями, получившими название изо­бат, то-есть линий равных глубин (интересно, что такой же способ изображения рельефа суши появился лишь спустя несколько десятилетий). Сейчас этот способ изо­бражения рельефа наиболее распространён и точен. При­мер подобной карты дан на рис. 3.

В XVIII веке в России был создан военный и торговый флот. Для нужд мореплавания стали составлять морские карты и производить промеры глубин. Большие работы

7

подпись: 72*
были развёрнуты в Финском заливе, в Каспийском море и на озере Байкал.

Рис. 3. Карта рельефа дна Каспий­ского моря с изобатами через 200 и 500 метров.

подпись: 
рис. 3. карта рельефа дна каспийского моря с изобатами через 200 и 500 метров.
Глубина Финского залива лишь в отдельных местах превышает 100 метров, поэтому промеры не представляли там особых трудностей. Составленная карта отличалась такой точностью и полнотой, что она была удостоена пре­мии Парижской Академии наук. Сложнее было изучить глубины Каспийского моря. Сейчас мы знаем, что его ма­ксимальная глубина со­ставляет 990 метров. В XVIII веке русские гид­рографы Соймонов и Ко- лодкин составили до­вольно полную карту дна Каспия, но в некоторых местах определить глу­бину не удалось.

Большие успехи в измерении глубин были достигнуты штурманом Алексеем Пушкарёвым на озере Байкал (1772 г.). Наибольшая измеренная глубина превышала там 1200 метров.

В прошлом веке через океан начали проклады­вать телеграфные кабели. Перед прокладкой нужно было определять рельеф дна. Для измерения глу­бин применялся лот с отделяющимся грузом. С этого времени начались обширные исследования океанских глубин. Англи­чане снарядили для этой цели большой корабль «Чэллен - джер», который 4 года (1873—1876 гг.) бороздил воды земного шара. В экспедиции участвовали крупнейшие учёные того времени, но ни одного геолога среди них ещё не было. В течение следующих 20 лет различными госу­дарствами было организовано большое число океаногра­фических экспедиций, среди которых известно плавание
русского корабля «Витязь» под командованием адми­рала Макарова. Учёные сделали значительное число про­меров, по которым удалось составить первые карты рельефа дна океана. Почти во всех экспедициях прими­тивными ещё приборами собирались пробы грунта, что позволило составить и первые карты донных отложений.

Таким образом, к концу XIX столетия учёные уже имели общее представление о строении дна океанов и морей.

МОРСКОЕ ДНО

ПОДВОДНЫЕ ХРЕБТЫ И ПУЧИНЫ

Н А картах океанского дна среди бескрайных подводных равнин, лежащих на глубинах в 3—5 тысяч мет­ров, невольно бросаются в глаза узкие подводные хребты и глубочайшие желоба. О них стоит погово­рить …

КОРАЛЛОВЫЕ ОСТРОВА И ПЛОСКОВЕРШИННЫЕ БАНКИ

З Наменитый русский мореплаватель Ф. Беллинсгаузен во время своего кругосветного плавания в 1819— 1821 годах обратил внимание на необычные формы ко­ралловых островов и впервые пытался объяснить их про­исхождение. Кораллы — …

ИЗ КАКИХ ГОРНЫХ ПОРОД состоит ЛОЖЕ ОКЕАНА

Ак устроено дно вдали от материков? Может быть, Эта трудно доступная область интересна только океа­нографам? Нет, и здесь решаются важнейшие задачи геологии, имеющие отношение к строению и развитию земной коры. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.