ПРИМЕНЕНИЕ МНОГОЭЛЕКТРОДНОЙ НАПЛАВКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Наплавка деталей сельхозмашин
Одной, из наиболее быстроизнашивающихся деталей сельхозмашин, используемых в больших количествах, является плужный лемех. Упрочнение новых и восстановление изношенных лемехов многоэлектроднои наплавкой дает большой экономический эффект [25].
Сущность технологии многоэлектродной наплавки новых лемехов заключается в следующем. Поверхность, подлежащую наплавке, фрезерукл на глубину 2 мм. Подготовленный таким образом лемех укладывают в специальный кондуктор с пневмоприжимами и фиксируют в определенном положении. Поверхность, подлежащую наплавке, плотно прижимают к медной подкладке с буртом, расположенным вдоль лезвия лемеха и служащим одновременно упором при фиксации положения лемеха и оснасткой для удержания шихты и флюса.
Наплавочная головка оборудована специальным механизмом, позволяющим включать и отключать подачу части проьолок в зону наплавки. Управление механизмом подачи проволок осуществляется автоматически. Для подачи шихты на поверхность использован специальный дозатор. Слой шихты засыпают флюсом АН-348. Режим наплавки: постоянный ток обратной полярности, напряжение наплавки 30 В, диаметр проволоки 1 мм, марка проволоки Св-08, число 12 шт Наплавленный слой имел состав У55Х12Г10С. Испытание партии наплавленных лемехов показало увеличение их износостойкости по сравнению с ненаплавленными в 4 раза, а с наплавленными ТВЧ в 2—2,5 раза
Технология, разработанная для восстановления изношенных лемехов, прошла промышленную про - верку [25]. По этой технологии изношенные лемехи сортируют и делят на пять групп по наименьшей ширине в носовой части лемеха: первая группа имеет ширину 100 мм и более; вторая группа 95—99; третья 90—94; четвертая 85—89. Лемехи, у которых расстояние от
центра первого крепежного стержня до конца носика менее 170 мм, объединяются в пятую группу.
Процесс начинают с оттяжки лемехов, для чего их нагревают в пламенных промышленных печах до температуры 1100—1200°С. На нагрев одновременпо подаются лемехи одной группы. Оттяжка режущей кромки лемеха под наплавку осуществляется на электропнев - матическом молоте с массой падающих частей 150— 200 кг.
Молот оборудован специальным профильным бойком и направляющим устройством. Лемех потещают в оправку и крепят в ней. Оттяжку ведут последовательными ударами от бороздного обреза к носку. Первый проход бойка по лезвию ведут сильными ударами, при обратном проходе силу удара уменьшают и формируют поверхность. В результате такой ковкк поперечный уклон режущей кромки (8°) обеспечивается наклонной поверхностью верхнего бойка.
Ковку прекращают при температуре 900—950 °С. Толщина режущей кромки оттянутого лемеха должна быть 2—2,5 Мм, на расстоянии 120—I5G мм от носка она постепенно увеличивается до 3,5—4 мм. Размеры контролируют специальной скобой; облой удаляют на винтовом фрикционном прессе усилием 1,6 МН. Пресс оборудован двухместным обрезным штампом, позволяющим за два рабочих хода выполнить обрезку лемеха без нагрева.
Автоматическая наплавка твердого сплавг осуществляется на специальной многоэлектродной установке непрерывного действия. Рабочий-наплавщик укладывает лемехи в кондуктор и закрепляет их так, чтобы режущая кромка соприкасалась по всей длине с медной подкладкой. Медная подкладка по длине имеет плавный вертикальный прогиб 10 мм на длине 565 мм. Прижатый лемех тоже изгибается и в таком виде поступает под наплавку. Прогиб лемеха до наплавки необходим для предотвращения тепловых деформаций после наплаьки. Остаточный прогиб составляет 2—3 мм. Он необходим для заглубления лемехов во время пахоты почвы.
Закрепленные лемехи вместе с транспортером подходят под наплавочный аппарат, где на них дозируется шихта, насыпается флюс и происходит наплавка. Наплавленные лемехи продолжают двигаться на ниж-
ней ветви транспортера, затем оператор снимает наплавленный лемех и ставит новый. Перед наплавкой оператор проверяет наличие в бункерах шихты и флюса, а также наличие проволоки в кассетах. При правильно организованной работе наплавочного аппарата один оператор может за 1 ч непрерывной работы наплавить до 33 лемехов. С учетом непредвиденных остановок фактическая производительность установки составляет 200 лемехов за рабочую смену. По данным промышленных испытаний данной технологии и оборудования установлено, что себестоимость восстановленного лемеха составляет 60—75 к. і
Опорные катки тракторов — массовая быстроизна - шивающаяся деталь, срок службы которых зависит от условий эксплуатации.
При современной организации системы ремонта целесообразно создавать крупные ретиіітно-наплавоч*' ные базы с поточной технологией индустриального типа, а также организовать выпуск заводами-изготовителями катков с рабочими поверхностями, упрочненными наплавкой износостойкими сплавами.
Опорные катки трактора изготовляют из стали 45 с твердостью обода НБ 440—600. Допустимый износ на одну сторону составляет 10 мм. Для их массовой наплавки рекомендуется универсальная многоэлсктрод - ная установка, позволяющая выполнять наплавку одновременно двух катков Катки устанавливают ьа одну ось вместе с флюсоудерживающими дисками, весь набор сжимается. Каждый кагик наплавляется четыре мя электродами марки Нп-ЗОХГСА под флюсом АН-28 в один слой толщиной 5,5 мм. Для надежного сплавления места стыка его в процессе наплавки очищают от шлака. Катки, изношенные до предела, наплавляют в два слоя. Установка позволяет наплавлять до восьми катков в час.