Стимулирование и личные продажи
Стимулирование, направленное на дистрибьюторов и розничных торговцев, очень важно на рынке товаров, пользующихся широким спросом, так как поддерживает усилия торгового персонала по выведению новых товаров на рынок, обеспечению себе ниши и побуждению посредников «продвигать» продукцию. Временный, вспомогательный торговый персонал может также понадобиться для поддержания конкретной акции по стимулированию, например ярмарки или сезонной распродажи. Стимулирование этого персонала может играть важную роль в поддержании торговой деятельности промышленных, а также потребительских секторов. Обсуждение сделок специального характера для ключевых потребителей, участие в ярмарках, демонстрирование образцов и предоставление информации о товарах — все это играет решающую роль в восприятии покупателями риска, а также помогает выиграть те или иные контракты. Стимулирующие подарки, даже такие заурядные, как календари, ручки и кружки, — все это является частью коммуникаций, направленных на удержание имени инициатора стимулирующей компании в поле зрения потенциальных покупателей.
Стимулирование и связи с общественностью
Стимулирующие мероприятия, такие как торговые ярмарки и презентации товара, формируют основную зону пересечения между стимулированием сбыта и PR - акциями. Такие мероприятия предоставляют потенциальным потребителям дополнительные выгоды, такие как развлечение, освежающие напитки, подарки, информацию, а также могут предоставить возможность опробовать товар или поучаствовать в конкурсе (см. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ).
Стимулирование и места продажи
Производители точно знают, что заметность их продукции в местах розничной торговли может быть решающим фактором их успеха. Это заставляет разрабатывать плакаты, специальные торговые автоматы, витрины для использования розничными продавцами в местах торговли. Однако только 25% витринных атрибутов, предназначенных для торговых точек и отправленных розничным продавцам, находят последующее применение (Shultz, 1987). Относительно низкий уровень успеха порождается тенденцией среди маркетологов не придавать значения потребностям продавцов при планировании атрибутов для торговых точек. Результатом являются экспозиционные материалы, которые непригодны для определенной розничной среды, слишком громоздки или вызывают неудобства в монтаже (см. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ).
1. Стимулирование сбыта как средство коммуникации
Было бы неправильно считать стимулирование просто одной из форм маркетинговых коммуникаций; стимулирующие мероприятия действительно играют важную роль в организации связи с рынком. Эффективные коммуникации требуют от маркетолога разработки правильного рекламного сообщения, выбора подходящих средств массовой информации и точной направленности кампании. Когда дело доходит до определения целей, стимулирование оказывается более эластичным процессом, нежели реклама, которая, в сущности, представляет одно сообщение за раз целой аудитории (метод «выстрела картечью»). Стимулирование обладает способностью передавать различные сообщения разным потребительским группам, например посредством широкого ассортимента конкурсных призов или путем электронных каталогов, хранящихся на компьютерных дисках и рассылаемых различным группам покупателей.
В терминах убеждения непосредственная направленность средств стимулирования акцентируется на фазе «Action» (действие) классической модели Стронга (Strong) AIDA (1925). В действительности же стимулирующая деятельность оказывается эффективной на любой фазе данного коммуникационного процесса;
1. Внимание (Attention): стимулирующие мероприятия, несомненно, привлекают внимание. Такие слова, как «экстра», «бесплатный», «выиграть», «специальный», помогают стимулируемому товару выделяться на полках супермаркета, которые способны вмещать до 35 ООО различных предметов, каждый из которых претендует на внимание покупателя.
2. Интерес (Interest): стимуляторы могут вносить новизну и даже забаву в самые знакомые и обыденные товары, а также в самые привычные покупки.
3. Желание (Desire): вызывается предложением дополнительных выгод, а также стимуляторами, которые усиливают желание приобрести товар, например посредством рекламирования его как привлекательного приза конкурса.
4. Действие (Action): стимулирующие мероприятия отличаются от рекламных кампаний (за исключением реклам, ориентированных на прямой отклик) тем, что стремятся к непосредственному результату. Отклики, которые стимуляторы стараются породить у потребителей, включают призыв к:
♦ ускорению сроков покупки той или иной марки;
♦ выбору торговой марки, к которой они уже привыкли;
♦ верности определенной торговой марке;
♦ переключению с марки на марку;
♦ смене товаров длительного пользования;
♦ преодолению первоначального неприятия марки и желанию опробовать товар;
♦ сбору информации о марке.