МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ХРАНЕНИЯ КАРТОФЕЛЯ
ВЫГРУЗКА ИЗ ХРАНИЛИЩА
Выгрузка из хранилища и связанные с ней транспортные операции являются следующим главным источником повреждений клубней. Как уже упоминалось в этой главе, картофель часто хранится при низкой температуре и при вывозе из хранилища может увлажниться, становясь одновременно очень чувствительным к повреждениям. Поэтому производить выгрузку следует со всей возможной аккуратностью. В Великобритании в большинстве хозяйств картофель выгружают вручную (вилами) или с помощью ковшей. В 1971 г. Отдел торговли картофелем показал, что выгрузка вилами обусловливает 13 % грубых повреждений, • тогда как выгрузка ковшами — 6-9 %.
Чем больше ковш, тем меньше вероятность повреждений, потому что меньшее число клубней контактирует с его краями и передней кромкой. Ковши промышленных погрузчиков имеют грузоподъемность до 3 т. Разработка и использование ковшей представляют собой задачи большой важности. Ковш должен быть шире трактора, без внутренних перегородок и отделений, с задней стенкой округлой формы, с боковыми стенками под углом 30°, с закругленными кромками. Легкий трактор, несущий ковш, в процессе работы должен перемещаться медленно, плавно. Предпочтительна система опрокидывания.
Помимо стандартных сельскохозяйственных тракторов с гидроприводом на ковш фронтальной навески, при разгрузке хранилищ применяются также вильчатые погрузчики с ковшом большой емкости, предназначенным для работы с корне - и клубнеплодами, и высокоманевренные погрузчики, смонтированные на салазках (фирма «Бобкет»), приобретающие популярность в последние годы. Вильчатые погрузчики, обеспечивающие быструю смену ковша на вилы или на приспособления для транспортировки тюков, стали незаменимыми на всех полеводческих фермах.
Голландский самоходный погрузчик для хранилищ (рис. 55) дает небольшое повреждение клубней, однако для его использования необходим ряд дополнительных горизонтальных транспортеров для подачи картофеля от погрузчика на сортировочную линию или элеватор. Погрузчик состоит из наклонного (под небольшим углом) транспортера, смонтированного на колесном шасси с активным приводом. Приемный конец транспортера снабжен лезвием типа лемеха, перемещающимся на уровне пола и подающим клубня
Рис. 55. Погрузчик транспортерного типа.
На транспортер. Выпускной конец связан с другим транспортером, способным совершать свободные повороты. Оператор обычно сидит в передней части машины и вводит ее в насыпь.
Подача гидротранспортерами — великолепный способ выгрузки картофеля из хранилища, однако при этом следует иметь в виду, что клубни сразу после этого подлежат мойке и обработке или упаковке Для немедленной продажи. Обычно эти процедуры выполняются в хранилищах при наличии моечного и Фасовочного оборудования. Если разгрузка производится с применением воды, то одновременно выполняется и значительная часть моечного цикла.
Наполнение накопителей. Для высокопроизводительной загрузки накопителей существует разнообразное оборудование, которое обеспечивает минимум повреждений клубней. Однако, к сожалению, это оборудование редко используется. Наиболее распространенным средством загрузки накопителя является стандартный элеватор, и несмотря на то, что значительное пространство накопителя обито амортизирующим материалом (иногда под точку разгрузки элеватора подкла - дывают тюфяки), повреждения клубней бывают серьезными. Для ослабления этого эффекта к концу выгрузного элеватора можно приспособить рассмотренную выше конструкцию «каскад» (рис. 56), однако следует учитывать, что элеватор испытывает дополнительную нагрузку из-за большой массы «каскада», полного клубней. Для крупных ферм или кооперативов следует использовать элеваторы типа «лебяжья шея» с автоматическим регулированием высоты разгрузки.
В США кузова грузовиков загружаются через задний борт при помощи длинных телескопических погрузчиков, проходящих при движении вдоль всего кузова и наполняющих его, высыпая картофель на наклонный фронт образовавшейся кучи.
Специалисты по транспортировке разработали более совершенный загрузочный механизм, который клубни из высоко расположенного накопителя подает на скребковый транспортер, проходящий вдоль всей длины бункера. Клубни при этом в любой точке падают с высоты, не превышающей 225 мм.
Рнс. 56. Загрузка кузова для насыпных грузов с помощью элеватора и устройства «каскад». |