Механика трубопроводов и шлангов
Основные результаты экспериментальных исследований взаимодействия плохообтекаемых профилей с потоком
Исследование статики стержней некруглого сечения (см рис. 11.1) невозможно без экспериментального определения зависимости аэродинамических коэффициентов от угла атаки аа, который в процессе нагружения стержня аэродинамическими силами непрерывно изменяется. Если для стержня круглого еече - иня аэродинамические коэффициенты в определенных интервалах чисел Рейнольдса (что эквивалентно определенному интервалу скорости потока) можно считать неизменными, то для стержней некруглого сечения аэродинамические коэффициенты непрерывно зависят от скорости потока из-за деформаций, стержня, непрерывно изменяющих местный угол атаки аа. Как уже указывалось во введении, основная цель данной книги заключается в изложении прикладных методов решения задач статики и динамики стержней, взаимодействующих с потоком (внешним и внутренним) воздуха или жидкости, поэтому приведем результаты экспериментальных исследований взаимодействия стержней некруглого сечения с потоком в объеме, необходимом для решения уравнений равновесия. Экспериментальные исследования обтекания стержней некруглого сечения проводились рядом авторов [24, 26, 44]. Воспользуемся результатами экспериментальных исследований, приведенными в работах [32, 36].
Изложенные в данной монографии методы исследования взаимодействия гибких стержней и нитей с потоком воздуха или жидкости могут быть использованы для проведения статического н динамического анализа поведения гибких элементов конструкций в потоке при условии, что имеется необходимая для расчетов информация о аэродинамических силах. Для разработки алгоритмов решения предположения о том, что действующие на систему силы известны достаточно. Однако для получения числовых значений, близких к реальным, при решении уравнений равновесия нли движения, требуется, чтобы числовые значения аэродинамических сил соответствовали реальным
Значениям в каждом конкретном случае для любого профиля стержня (в том числе и для плохообтекаемых профилей).
В этом основная трудность всех аэроупругих задач, так как получение подробной и достоверной информации о силах («входе») — несоизмеримо более сложная задача, требую - Рис‘ 12,1 щая очень большого объема
Экспериментальных исследований, чем последующее решение уравнений движения. Достоверность результатов решения уравнений движения полностью зависит от достоверности принятых в расчете аэродинамических сил. Основная трудность при определении аэродинамических сил, действующих на стержень с плохообтекаемым профилем, заключается в том, что аэродинамические коэффициенты сп, съ и ст (ст — коэффициент аэродинамического момента) очень чувствительны к углу атаки, причем ^та зависимость нелинейная и в свою очередь зависит от ориентации главных осей сечения стержня по отношению к направлению потока (рис. 12.1). Для решения уравнений движения необходимо иметь аналитическую зависимость аэродинамических коэффициентов от угла атаки аа, которую можно получить только при обработке результатов экспериментальных исследований, например воспользовавшись теорией сплайн-функций [2].
Результаты экспериментального определения коэффициентов аэродинамических снл указывают на существенную зависимость коэффициентов сп, Сь и ст от формы поперечного сечения стержня, обтекаемого потоком его ориентации по отношению к потоку п целого ряда других факторов, например степени турбулентности потока, качества поверхности обтекаемого элемента конструкции (коэффициента шероховатости) и т. д. Информация о значениях коэффициентов аэродинамических сил и нх зависимости от перечисленных параметров в каждом конкретном случае может быть получена только экспериментальным путем.
В данном параграфе приводятся результаты экспериментальных исследований, целью которых было определение коэффициента аэродинамических сил (силы лобового сопротивления, боковой и подъемной сил), критических значений параметров потока (скорости и направления), а также влияния турбулентности. моделей на величины аэродинамических нагрузок, действующих на гибкие стержни с различной формой поперечного сечения.
Ограничимся основными результатами экспериментальных исследований, опуская описание экспериментальной техники и методики проведения испытаний, которые подробно изложены в ряде книг, например [24, 26].
' аэродинамические силы и моменты, модули которых равны:
(12.2) (12.3) |
<]п=-~с„ р*|; (12.1)
Входят аэродинамические коэффициенты сп, сх, и ст> зависящие от угла атаки аа. Для частного случая обтекания цилиндрических тел (стержней) некруглого поперечного сечения при ао=0 (при этом условии Сь=ст=0) подробная информация о коэффициенте сп силы лобового сопротивления содержится в книге [24]. При экспериментальных исследованиях [26, 44] рассматривались сечения, приведенные на рис. 12.2 (6 = 9 см, а= 18 см, /=30 см). На рис. 12.1 показано прямоугольное сечение стержня (рис. 12.2 сечение //) при произвольном положении главных осей сечения по отношению к направлению потока (экспериментальные исследования проведены И. Ю. Графским и М. И. Казакевичем).
На рис. 12.3 представлены графики зависимости аэродинамических коэффициентов сп и сх. от угла атаки аа для сечения I: х, у — оси поточной системы координат; дп, дь — соответственно сила лобового сопротивления и подъемная сила. Кривые этих зависимостей получены при скорости потока, 26 м/с. Графики зависимости аэродинамического коэффициента подъемной силы от скорости потока (числа Рейнольдса) при различной его турбулентности и шероховатости поверхности сечения / для значения угла атаки аа=22,5° даны на рис. 2.4 для разной сте-
Пени_ турбулентности потока ет при коэффициенте шероховатости к=10-2. На рис. 12.5 приведены экспериментальные зависимое гп для коэффициента подъемной силы (при «с=29,50) для к=10-4.
Графики зависимости аэродинамических коэффициентов силы лобового сопротивления с«, подъемной силы сь и осевого момеи - та ст от угла атаки аа для сечения II даны на рис. (12.6). Кривые 1, 3, 5 соответствуют значениям аэродинамических коэффициентов, полученным при турбулентности потока 8Т=0,5%, а кривые 2, 4 — при ет=8%. Испытания, результаты которых представлены на рис 12.6 проводились при скорости потока в рабочей части аэродинамической трубы 25 м/с.
На рис. 12.7 приведены графики изменения аэродинамических коэффициентов с л, ci и ст в зависимости от аа для сечения III при скорости потока i'o=5 м/с, коэффициенте шероховатости к=9-10-5 и степени турбулентности потока ет=0,5%. Из графиков следует, ЧТО коэффициент подъемной СИЛЫ Cl, очень сильно изменяется в зависимости от аа.
§ 13. Уравнения равновесия стержня в потоке
Получим уравнения равновесия стержня круглого поперечного сечения в потоке при больших перемещениях (нелинейные уравнения). В этом случае можно считать, что в потоке на стержень действуют только распределенные аэродинамические силы qaxi, а аэродинамические моменты [Нэсг - = 0- Уравнения равновесия стержня в потоке полностью совпадают с уравнениями равновесия трубопроводов (7.1) — (7.3) или (7.72)—(7.74), в которые вместо qG надо подставить полученные в § 11 аэродинамические силы qn и qr. Аэродинамические силы входят тольке ■ в уравнения равновесия сил. Остальные уравнения, характеризующие состояния равновесия стержня, от аэродинамических сил не зависят.
Ограничимся подробной записью только уравнений равновесия сил, которые, например, в проекциях на неподвижные оси имеют вид (при P(ij=0)
TOC o "1-5" h z дО„ п / Л*,
—^-+?10 COS2'fa—e—-Qno Sin <pe (cos a----------- cos 9a) =0; (13.1)
-^p-+9?o cos2---------------- gn0 sin 2'fa ----- 1 = 0; (13.2)
-^+Ґ°o cos2<p„-^- + ?„0 sin <pa ^sin a ^ cos<p„) = 0, (13.3)
Где coscp„=^!- cosa-i - sin a,
A ds
sin?«=>Al- cos29„.
Остальные уравнения равновесия остаются без изменения.
Численное решение нелинейных уравнений равновесия стержня в потоке (двухточечной краевой задачи) является весьма гложиьщ Решение можно получить, используя метод последовательных нагружений (последовательно нагружая стержень малыми аэродинамическими силами) при известном начальном і'остоянии стержня. Для этого можно использовать метод, изложенный в книге [И]. Аналогичный метод для решения уравнений равновесия абсолютно гибких стержней в потоке изложен
И § 14.
Уравнения равновесия абсолютно гибкого стержня. В случае абсолютно гибкого стержня (ннти) уравнения равновесия
(13.1) — (13.3) имеют вид
(13.7)