Механика трубопроводов и шлангов
Обзор экспериментальных исследований взаимодействия стержней с плохообтекаемым профилем с потоком воздуха или жидкости
Экспериментальные исследования взаимодействия стержней ■с внешним потоком можно условно разбить на две группы: взаимодействие неподвижного стержня с потоком и взаимодействие подвижного стержня с потоком. В первом случае определяются: для стержней круглого сечения — сила лобового сопротивления; для стержней некруглого сечения — сила лобового сопротивления, подъемная сила и осевой аэродинамический момент.
Если реальная конструкция или ее элемент, рассматриваемый как стержень, при нагружении потоком воздуха деформируется так, что угол атаки остается равным нулю, то экспериментальных данных только о силе лобового сопротивления достаточно, чтобы исследовать статику стержня в потоке. Если же при нагружении потоком воздуха сечения стержня поворачиваются и появляется угол атаки, то для решения задачи равновесия стержня в потоке необходимы данные о подъемной силе и моменте, зависящих от угла атаки Следует отметить, что наиболее детально исследованы стержни с плохообтекаемымн сечениями (имеющими одну ось симметрии) при нулевом угле атаки. Результаты экспериментальных исследований плохообтекаемых стержней (проведенные до 1967 г.) собраны и систематизированы в книге [24]. Существенно хуже обстоит дело с экспериментальным определением аэродинамических сил л моментов при ненулевых углах атаки, поэтому исследование статики гибких стержней с плохообгекаемым профилем с учетом поворота сечений по отношению к направлению потока вызывает значительные трудности. Для ряда сечений экспериментальные результаты по определению аэродинамических коэффициентов, входящих в силу лобового сопротивления, подъемной силы и момента приведены в работе [24].
Ко второй группе экспериментальных исследований взаимодействия стержней с плохообтекаемым профилем следует отнести работы, посвященные определению аэродинамических сил и моментов, действующих на движущийся стержень. Исследование задач динамики стержней, находящихся в потоке, невозможно без знания действующих на стержень со стороны потока сил, которые, как показывают экспериментальные исследования, существенно зависят от движения стержня Подробный анализ многочисленных экспериментальных исследований взаимодействия движущихся стержней с потоком дан в книге [24]. В основном экспериментальные исследования проводились для стержней круглого поперечного сечения, но даже для этого частного случая данные, полученные разными авторами, весьма сильно отличаются между собой как по числовым значениям, так н по физическому объяснению наблюдаемых явлений.
В последнее время опубликовано много работ с новыми числовыми данными и новыми попытками аналитического представления действующих на движущийся стержень (только для круглого сечення) аэродинамических сил. Основные трудности при экспериментальном определении аэродинамических сил связаны с возникающей при движении цилиндра подъемной силой, перпендикулярной скорости потока. При движении стержня действующие на него аэродинамические силы зависят от относительной скорости (рис. 2.1). (й — скорость движения стержня.) Возникающая аэродинамическая сила уже не будет направлена по оси х как для неподвижного стержня. Эту силу
16
Рис. 2.1
ХОу, то
Где дп — аэродинамическая сила лобового сопротивления, — подъемная сила. Обе составляющие при больших углах аи (при скоростях |м|, близких к 1г? о|), зависят от угла аа. Так как экспериментальные исследования (и теория размерностей) показывают, что аэродинамические силы пропорциональны квадрату скорости потока, то модули сил дп и дь должны быть вида
1?л1=Сп(а<>)?по(®лоО; Ы=С1(0;а)?№(%от), (2.2)
Где сп и Сь — аэродинамические коэффициенты, определяемые экспериментально, силы дпо и дьо для стержня круглого сечения вычисляются по формулам:
0=-у р^о,; (2.3)
Где с?— диаметр стержня (г>от)?г— нормальная составляющая относительной скорости. В зависимости от скорости потока г>о, диаметра стержня а и кинематической вязкости V, которые входят в безразмерный критерий Рейнольдса:
Ке=_^_, (2.4)
Возможны различные режимы обтекания стержня. Например, для неподвижного цилиндра (м=0, рис. 2.1, а) при интервале изменения Ке от нуля до 40 цилиндр обтекается по линиям тока близким к линиям тока потенциального обтекания (рис. 2.1, а) [24]. При числах Де=40-^250 за цилиндром образуется устойчивая вихревая дорожка (вихри Кармана) &рн, л^мииарном харак-
17
Тере обтекания Безразмерная частота срыва вихрен при неподвижном цилиндре определяется критерием Струхаля
®Ь
Где со — размерная частота срыва вихрей.
С увеличением числа Ке (150^Ке^300) регулярность вихрей в вихревой дорожке за цилиндром нарушается, но сохраняется вблизи цилиндра. При Яе>300 срывающиеся с поверхности цилиндра вихри дробятся и рассеиваются в следе, переходя в мелкие турбулентные завихрения.
До начала срыва вихрей на неподвижный цилиндр действует только сила лобового сопротивления, экспериментально исследованная для ряда симметричных сечений. При возникновении вихрей, которые чередуясь срываются то с верхней поверхности цилиндра, то с нижней — резко изменяется эпюра давления со стороны жидкости по периметру кругового сечения и в результате появляется отличная от нуля проекция равнодействующей 01 сил давления на направление, перпендикулярное скорости набегающего потока. На рис. 2.1, б показана эпюра давлений р, полученная экспериментально для произвольного момеига времени [24]. Если стержень упруго подвешен, то появляющаяся периодическая сила дк (сила Кармана) возбуждает колебания стержня по направлению оси у. Возникающие колебания стержня приводят к тому, что спустя некоторое время наступает синхронизация частоты срыва вихрей с собственной частотой колебаний стержня. При этом появляется и подъемная сила дп, так как появляется вертикальная скорость к, то есть по направлению оси у на движущийся стержень в режиме обтекания с образованием вихрей действует суммарная сила, равная подъемной Цъ н силе Кармана | ди |, четко разделить которые, используя экспериментальные исследования, практически нельзя. При расчетах удобно представить эти силы, как независимые, т. е. полную подъемную силу представить в виде
Такое представление полной подъемной силы qi_n является приближенным (после появления сил Кармана), так как изменение характера обтекания стержня, вызванного срывом вихрей, приведет и к изменению |</ь|. Пренебрегая изменением |§/,| при срывном обтеканнн можно считать, что и дк независимы. Физически это эквивалентно допущению, что прн определении дь имеет место безотрывное обтекавие при всех числах 1^с (потенциальное обтеканне со своей эпюрой давления по контуру сечения). На эпюру давлений, начиная с Ке>40, накладывается независимая эпюра давлений, вызывающая появление периодических сил Кармана. Самое существенное для практики заключается в том, что для упругих стержней при отрывном режиме обтекания возникающая сила Кармана приводит к появлению подъемной силы qLy зависящей от упругих деформаций стержня, то есть рассматривать колебания стержня только под тей - ствием силы Кармана нельзя. Эта точка зрения на причины возбуждения интенсивных колебаний плохообтекаемых тел применительно к мостовым конструкциям подробно изложена в книге [49].
Указанная особенность взаимодействия упругих стержней с потоком говорит о том, что рассматривать колебания стержня' при срывном режиме обтекания как только вынужденные колебания нельзя. Эти колебания следует рассматривать как автоколебания со всеми присущими им особенностями. Анализ существующих концепций в теории колебаний плохообтекаемых тел в вихревом потоке содержится в статье [28].
Возвращаясь к анализу опубликованных работ по определению аэродинамических сил, действующих на движущийся стержень круглого сечения, следует отметить, что основное внимание уделялось определению аэродинамических коэффициентов с„, Сь н с,: в зависимое! и от %е. Аэродинамический коэффициент ск входи г в силу Кармана дк, равную
|'/к| = ад<и(г£о,). (й.7>
Чтобы привести в соответствие экспериментальные данные с принятой формой записи аэродинамических сил (в основном подъемной силы с учетом силы Кармана) предлагаются различные варианты зависимости сх. и ск (нли аэродинамический коэффициент суммарной подъемной силы) от параметров тви - жения стержня [45].
В работе [ЮО] предполагается, что аэродинамический коэффициент суммарной силы (</*, + </к) зависит от скорости й (рис.
2.1) , что приводит к нелинейному уравнению движения системы с идной степенью свободы, которое исследуется методом осреднения
В работе [99] коэффициент подъемной силы удовлетворяет дифференциальному, уравнению типа уравнения Ван-дер-Поля, содержащему четыре новых безразмерных параметра, которые должны быть определены из экспериментальных исследований. Уравнение для коэффициента подъемной силы Сх_ содержит правую часть, зависящую от скорости вертикального движения стержня й, т. е. для исследования колебаний упруго подвешенного стержня автор предлагает модель, которая описывается системой двух нелинейных уравнений относительно неизвестных сь и и {и — вертикальное смещение стержня),
К сожалению достоверность получаемых решений при решении этих уравнений весьма сомнительна, так как уравнение для Сц. сконструировано чисто интуитивно и не может быть строго обосновано, а также точное определение четырех неизвестных параметров практически невозможно. Но сама идея, что между
Рис. 2.2 аэродинамическим коэффициентом полной подъемной силы и движением стержня имеется более глубокая обратная связь, чем алгебраическая зависимость сх, от и и й. правильна, но трудно реализуема при получении аналитических зависимостей.
Исследования взаимодействия стержней с плохообтекаемым профилем показывают (к этому выводу в настоящее время приходят практически все авторы), что возникающие колебания стержней в потоке являются самовозбуждающимнся, то есть относятся к автоколебаниям, как при безотрывном обтекании, так и с отрывным.
В основном все эксперименты проводились для прямолинейных стержней. Значительно меньше исследовалось обтекание провисающих стержней (как правило абсолютно гибких стержней) [11]. При исследовании статики и динамики криволинейных стержней, находящихся в потоке, необходимо знать действующие на стержень аэродинамические силы при произвольном угле между векторим относительной скорости потока Уот и вектором Си направленным по касательной к осевой линни стержня (рис. 2.2, а). На каждый элемент стержня единичной длины при взаимодействии с потоком вязкой жидкости действуют три силы, так как вектор полной аэродинамической силы да можно представить в виде суммы трех векторов (рис. 2.2,6): (]„ — вектор распределенной аэродинамической силы лобового сопротивления, лежащий в плоскости, перпендикулярной осевой линии стержня, дь— вектор подъемной силы, перпендикулярной вектору </ц и дI — вектор аэродинамической силы, направленной по касательной к осевой линии стержня. Для идеальных жидкости или газа вектор равен нулю. Вектора дп и д^ зависят от нормальной составляющей г7Пот вектора относительной скорости, вектор д — от проекции г>0т на направление вектора ё.
Получить экспериментально значения |§п|, |?ь| и | ^11 для всех возможных значений £>о, фс и й практически невозможно, поэтому единственный путь при определении аэродинамических сил — обобщение экспериментальных результатов исследования обтекания стержней для частных случаев <рб.