Механика трубопроводов и шлангов
Элементы линейной алгебры н дифференциальной геометрии
Преобразования базисных векторов. При выводе общих нелинейных уравнений равновесия и движения гибкого стержня необходимо знать методы преобразоваиня базисных векторов и их связь с геометрическими характеристиками осевой линии - стержня. Приведем основные соотношения, характеризующие положение осевой линии и сечения стержня в пространстве.
Система любых я линейно независимых векторов ёг (£=1, 2, ..., п) образуют базис {ёг} «-мерного пространства. Любой вектор а можьо разложить (единственным образом) по базисным векторам, т. е. представить в виде
(3.1)
Где аг — скалярные величины. В дальнейшем, если это дополнительно не оговорено, под базисом {ёг} подразумевается ортогональный базис, определяющий ортогональную систему координат, как прямолинейную, так н криволинейную. В криволинейных системах координат базисные векторы при переходе в другую точку пространства меняют свое направление. На рис. 3.1 показано два положения подвижных координатных осей (базиса {ёг}), связанных с осевой лннней стержня, начало которых в •системе координат х{ определяются векторами г и го. Вектор к (рис. 3.1) характеризует перемещение произвольной точки осевой линии стержня.
Если {в-,} (/=1, 2, 3) —некоторый базис в трехмерном пространстве, связанный с осевой линией стержня на расстоянии £ от начала отсчета и {е-4о} — некоторый другой базис в этом же пространстве (рис. 3.1), то каждый из векторов базиса {?*•} можно разложить по векторам исходного базиса {его}:
Є1 — І IIе 10 12^20 “Ь
(3.2) |
Є2 — 121^10 -)- ^22е2Э Н~ 12-3^30 Ї
^3 = ^31^10 ^32^23 “I“ ^2^30»
|
Рис. 3.1 Рис. 3.2 |
Где и} — проекции базисных векторов ё* на направления, определяемые векторами ё}с Элементы /,л образуют матрицу Ь (матрицу перехода от базиса ещ к базнсу ёг)
(3.3) |
£=1М=
Для матрицы перехода от базиса {£,} к базису {*•;} введем обозначения К, тогда
(3-4> |
Углы О, ф и яр, от которых зависят элементы /г,-;, не соответствуют углам при переходе от базиса {ё«3} к базнсу {е}}. Соответствующую матрицу, характеризующую состояние равновесия стержня,, обозначим К0 .
Определение элементов матрицы перехода. Найдем матрицу перехода при произвольном смещении и повороте тройки базисных векторов. Так как при поступательном смещении координатных осей базисные вектора совпадают с исходными, то можно рассмотреть только преобразования базисных векторов, связанные с их поворотом (рис. 3.2). Произвольный поворот координатных осей можно представить как три независимых поворота. Матрицу перехода Ь получим рассмотрев поворот исходных координатных осей относительно оси, совпадающей с направлением вектора ёю, на положительный угол О:
12= сов 0 • е2о + БШ & • езо; 1з= — втд-его+созО-езо.
Ц= |
Матрица перехода |
О • cos О sin S
О ; — sin cos ь
Элементы матрицы Л* так же, как и элементы любой матрицы поворота координатных осей можно рассматривать как направляющие косинусы между векторами базисов {ё*} и {*/}- Второй поворот на положительный угол <р осуществляем относительно оси, совпадающей с направлением вектора гз', получаем
(3.7) |
I=cos <р • i'i -- sin е>-/2; /2= — sin 9 • i'i -- cos <р - h h=h -
Соответствующая матрица перехода
COScp :sino‘ 0 |
||
L9= |
— sin 0 COS cp 0 |
(3.8) |
0 0 |
Последний поворот координатных осей производим относительно оси, совпадающей по направленню І2//=Є2_ на положительный угол г]?. После чего базисные вектора і," совпадают с векторами ёг'. Соответствующая матрица перехода
(3.9) |
Cos 0 ! — sin ф|1
0 1 О
Sin 4* О : COS^ II
Компоненты произвольного вектора а при каждом из поворотов (при переходе к базисам {г/}> {*/'} и {ё*}) преобразуются следующим образом:
(3.10) |
А'—Ыа а"=Lval;
А'"=Ца".
Поэтому а"=Ь^Ь^{)а. Матрица перехода от базиса {ёг-о} к базису {ёг'} равна произведению матриц £ф, и £$, т. е.
Или
^10 |
^20 |
| езо |
|
1 |
СОБ Ф СОБ Ср |
СОБ ф£Ш Ср СОБ & —[- Б1п ф БШ д |
• СОБ ф БШ Ср БШ & — — БШ Ф СОБ & |
1ч |
— БШ (р |
СОБ & СОБ Ср |
СОБ <р бш 0 |
/з |
Бш ф соб ср |
БШ ф БШ Ср СОБ & — — СОБ ф БШ & |
БШ ф б1п Ср БШ &-{- -{- СОБ ф СОБ 0 |
Возможны и другие углы поворота трехгранника осей (в другой последовательности) так, например, для самолетных углов [35} матрица
SHAPE \* MERGEFORMAT
-СОБ& Б1пф БШ Й |
Соб ср соб ф — ; бш <р сое ф-|- [
- БШ & БШ Ср Б1П ф 1 4" БШ & СОБ Ср БШ ф
-
(3.13) |
СОБ & БШ Ср
СОБ & СОБ ф |
СОБСрБШф-]- : -|-Б1П& БШ СрСОБф ■
БШ ср БШ ф —
- БШ & СОБ ср СОБ ф ■
Для матриц»! Ь (любой) справедливы следующие соотношения:
£-х=/Л Ш=Е% (3.14)
Где № — транспонированная матрица, 1г1— обратная матрица. В силу условий (3.14) элементы матрицы Ь удовлетворяют соотношениям
Г, Ук/=8,к;(8,к=| |
(3.15) |
П. /_*ч (О 1фк)
При малых углах матрица Ь (3.13) принимает вид
I= |
(3.16)
Производные базисных векторов. Рассмотрим производные
Единичных векторов ё{ по координате 5 (рис. 3.1). Так как производная от вектора по скалярному аргументу есть вектор, то представим его в виде разложения по базисным векторам {ё*}:
Да
Где к,-,— элементы некоторой матрицы ||>с»,||.
Матрица 1Ы*3|| имеет всего три независимые элемента хг
TOC o "1-5" h z
(3.18) |
О —*3 *2
*3 0 — *1
Хо *, О
Элементы матрицы ||од[| характеризуют геометрию осевой линии стержня, с которой связан трехгранник осей.
Аналогичные выражения можно получить и для производных векторов базиса {ёг0} (рис. 3.1)
= 0- (3.19)
Вместо матрицы ||од|] можно перейти к вектору к (или ко) и выражения для производных (3.17), (3.19) записать в виде
(3.20) (3.21) |
7--=*ХЄг=£к/Ікд,
Дч |
' “ х0 X = елр»хро^«0»
Где
(3.22)
X = У. уе х -{- Х2(?2 -|- кзез-
При преобразованиях полезным является представление производных единичных векторов в виде
(3.23) |
Е2 е3
*2 *3
^2» й3|
'Формула (3.20) дает возможность получить выражения для абсолютной производной произвольного вектора а, записанного
Через проекции в связанной системе координат | а, е
|кЧ да,- -
-
(3.24) |
І ЖЧ Де і д’а , - —
Єі-- у а.—- =---------------- кХа,
1 ^ дБ *
Где д/дє — локальная производная.
В развернутой форме записи из 3.20 (или 3.23) получаем:
При выводе соотношения (3.24) никаких ограничений на направление векторов Є2 и ёз не накладывалось (они ортогональны вектору ё|, направленному по касательной к осевой линии стержня). Возможны два случая ликвидации неопределенности направления векторов ёг и ёз - Если рассматривается шланг, который не обладает изгибной и крутильной жесткостью (абсолютно гибкий стержень), то целесообразно вектор ё2 направить по главной нормали к осевой линии.
Ориентированные оси, связанные с осевой линией, называют - ся естественными осями. В этом случае выражения упрощаются (так как Х2=0) и принимают следующий вид (формулы Френе* Серре [78]):
Де
|
Где |
(3.26)
ІЄі + *з<-з=£- |
Компоненты вектора Дарбу (£2) имеют следующий геометрический смысл: и3— кривизна осевой линии, — круче
Ние осевой липни. Если рассматривается гибкий стержень, то векторы С2 и ёз целесообразно направить по главным осям сечения. В этом случае К2Ф0 [78] и при преобразованиях используются соотношения (3.25). '
Так как главные оси сечения стержня (в общем случае) не совпадают с естественными осями, то х2 и у.3 есть проекции радиуса вектора кривизны осевой линии на главные оси сечения. Более подробно об этом говорится в § 5.
Соотношения, устанавливающие связь между и? и углами <р, 45, О. Воспользуемся соотношениями
(3.28)
Дифференцируя єі (328), и глеем
|
(3-Ю)
— де о
Исключая из (3 29)еои ——, получим
Д1 |
Де( |
(3.30)
Дважды встречающиеся индексы можно заменять на любые
Другие (новые). Например, в первом слагаемом в левой части можно v заменить на л, в результате получим
(^/1я + /|Лр.^.^.=ЧЛ-Я (3.32)
Из выражения (3.32) получаем
Ч,,.,=(^+.^Л)/., (3.33)
В развернутом виде из соотношения (3.33) получаем следующие выражения для х* [78]:
*1 = д21 hx Н----- ^32 4" “* 4з -{-(^22;33 — ^23^32) *10 4"
TOC o "1-5" h z ds ds os
4Ft/il — 121^33) *2» 4" ft 1^32 —*30> (34)
■*2 — —7^ l\ + ^12 + ^13 + ft/ 13 — ^3/12) *10 4"
Д. da ds
4" (^33^11 — ^Al^bi) *20 H - ft 1^12 Ай^п) *30» (3.35)
*3 = '^U ^21 - J - ^12 ^22H “ ^23 4" ft 2^23 — Л/22) *104"
5 OS OS
4 {? 13^21 — ^11^23) *20 4" (^11^22 — ^12^2l) *30* (3.36)
Полученные соотношения (3.34) — (3.36) позволяют определить хх при известных х*о (иго — характеризует осевую линию стержня в статике) и углах поворота Ф, <р и яр связанного трех - I рашшка осей. Из этих же соотношений можно найти изменения соответствующих компонент вектора х (вызванное переходами в новое состояние равновесия или движения относительно состояния равновесия) вычитая из обеих частей равенств соответствующие начальные значения х«>- Например, приращение (не обязательно малое) щ (кручение осевой линии стержня) равно
Д*1 = — *ю=~~ 4я4" J22 ^324" 1& 4" [(W33—W32) 1] х
Ds os ds
X *10+Ыя - Ш *20 4 Ыл - tM узо - (3.37)
Подставив в (3.34)—(3.36) вместо lti их выражения через У1ЛЫ 0, ф и if, получим
Х, = ^-Ј~f X1CI^ cos ф cos f — + (#1ф Sin 8 - f
-J - COS Ф sin 9 COS b) X2J + (COS Ф sin 9 sin & — sin Ф COS ft) X30; (3.38)
27
Х2 =-^— (*ю) sin ср-{- cos <Рcos &х2о+ cos <р sin ftx30; (3.39) ds v ds j
*3=-^- COS ф - J-" —Ьх10 J sin Ф COS cp-|-(sin ф sin cp sin & —
— cosФ sin ft)x2{)-j - (cos ф cosft-{- sin ф sin <p sin $)x3o. (3.40)
В выражениях (3.38) — (3.40) углы -0, <р и яр отсчитываются от положения осей {ёт}, которое принято за начальное. Эти выражения можно записать в виде одного векторного соотношения,. Згдобного при преобразованиях:
*"=£,-^-+а1); («"=*,Я); (3.41)
Где
COS ф COS <f> 0 |
— sin Ф |
0 |
||
/,= |
— sin ср 1 |
0 |
; |
Ф |
Sin Ф cos Ср 0 |
Соэф |
V |
В выражение (3.41) входит локальная производная по_5 (д'/дв). Следует заметить, что вектор хо(1) не равен вектору х0, который характеризует геометрию кривой в начальном состоянии. Вектор имеет компоненты в базисе {ё*}, равные компонентам вектора х^в базисе {его}-
Найдем вектор хо, характеризующий начальное состояние кривой, считая, что по отношению к декартовой системе координат {г*} известно положение базиса {ёго} в каждой точке кривой (рис. 3.1). Углы характеризующие положение базиса (ё10) относительно базиса {гг}, обозначим #о(5), <ро(я), яро(^).
Базисные векторы г* и ёго связаны между собой матрицей
K=\kt)\=
|
(3.43) |
Следует отметить, что единичные векторы ii от s не зависят. Дифференцируя ёго по s, получим
-^~~=eKji%jGeK0- (3.44)
Так каке/0=Ар - ie, iP=kKfleKOl'to после преобразований выражения (3.44) получим
(3.45) (3.45) (3-47) (3.48) |
„ „___ *Р ъ
Что приводит к следующим соотношениям:
Хг,=—р - COS фо COS ср0 Sin
(?9n
- sin % COS ft,. 0 — sin ф. |
Х20=——----- —— sin
■ COS ф0 -|—•
Ds
I векторной форме записи
,s d&0 .
*0=Ki-Ј--. AT,=
(3.49) |
COS ф0 COS <Po
— sin 90 10
Sin ф0 cos <f>0 0 cos cpj
Вектор смещения точек осевой линии стержия. Как следует из рис. 3.1, вектор смещения произвольной точки осевой линии стержня И=Г—го
И=г — r0=y ({Xj — Xj0) /•,). (3.50)
Дифференцируя и по s, получим
= £ — ^ю = (^11— 1) “Ь ^12^20 “h^13^33* (3.51)
Ds
Из уравнений (3.50), (3.51) следуют полезные для преобра - зованнй соотношения, связывающие направляющие косинусы вектора <7i с производными координат точек осевой линии стержня и с элементами матриц L и /С
(.3.52) |
^=V/1Pv
§ 4. Основные положения кинематики трубопроводов и шлангов
Производные базисных векторов ё, по времени. На рис. 4.1 показано положение трехгранника, связанного с некоторой кривой в два разные момента времени to и t>tc. Точка осевой линии трубопровода, с которой связан трехгранник, при движении относительна осевой линии своего положения не меняет (s = const).
В § 3 были получены со-
О гиошения, устанавливающие связь между базисными векторами кi при изменении их положения в пространстве из-за смещения трехгранника осей вдоль осевой линии. В динамике изменение положения осей вызвано двумя причинами: изменением положения осей во времени при движении точки осевой линии стержня, с которой связаны оси (рис.
4.1) и изменением положения осей при переходе в со седшою точку пространства, например, вдоль осевой линии стержня в фиксированный момет времени т. е. базисные векторы л,(.s, t) в динамике зависят от двух независимых переменных / и s. В первом случае изменение положения осей зависит от изменения скалярного аргумента t при фнксиро- Рис. 4.2 ванном значении аргумента
S, во втором случае — от изменения скалярного аргумента s при фиксированном значении аргумента t. При движении стержня происходит непрерывное изменение как положения его осевой линии, так и ее формы (из-за деформации стержня). Для описания движения стержня с определением в каждый момент времени формы осевой линии необходимо знать производные векторов связанного базиса по независимым переменным t И S.
Дифференцируя векторы ёг по t можно получить следующие выражения, вывод которых аналогичен выводу соотношении (3.25)
(4.1) |
-== —io3el--wle3;
Соотношения (4 1) можно представить и в виде (аналогично
(3.17))
TOC o "1-5" h z -^- = »хг2. ^§-=.0Хёз (4.2)
Д1 д1 дс
Или, воспользовавшись символами Леви-Чнвита,
——«кя“А= - еу«"А - <4-3>
Й К// У к 7 к
Абсолютная и локальная производные вектора по времени.
Рассмотрим вектор а{1) в подвижной системе координатных осей {с,} (рис. 4.2).
А(Л=в1(Ое,-) а2(11е2-| (4.4)
Производная вектора «(I), с учетом (1.2). равна
Да дал - . дао ~ , да* ~ , т., ~ /—ч ✓ ,7л I
------ —е л--------------- £.е2 а —I е л-а, 0« X е.) 4-а2 (ю х е2) 4-
Л л, л# * л# I/ I * V л/ I
+аЛ»х^)-=-^—Ь"Хл, (4.5)
С» а'
Где-------------- абсолютная производная;------------- локальная (относн-
О/ д*
тельная) частная производная вектора <7, характеризующая изменение векторов « во времени относительно подвижной системы координат, вектор а Ха характеризует изменение вектора а во времени, вызванное вращением координатных осей. Получим выражение, связывающее проекции векторов угловой скорости ы с углами 0, ф и і] Так как
TOC o "1-5" h z ^=//РеРо, (4.6)
Где ёро — единичные векторы базиса при і = іо, то дифференцируя
(4.6)по получим
Др ^. п — -—■
_^=_рр0=^,„,А. (4.7)
Исключая из (4.7) ёр0 получим
М. о -
Е.,> =_^/ (4.8)
к" 1 дь у
Найдем из (4.8) выражения для сог, проделав все операции суммирования. Окончательно получаем следующие выражения для проекций угловой скорости:
ДІ-21 , , ді'22 / . М_2Ъ_ / . //
Шг=-^(4.10) ' а/ 11 1 dt 1 1 at ' '
(„3=«lL/21+*l^/22+^/23. (4.11)
Л <5/ df 23 1
Воспользовавшись, например, выражениями для /*j (элементы матрицы (3.13)), получим
Cos ф cos ф —— sin ф; (4.12)
Dt dt
ДФ (59- .. to
102 * ~^Tsincp; (4ЛЗ)
О> =J*L - cos Ф4—— sin Ф cos ср. (4.14)
Dt т 1 dt гг 1
Соотношения (4.12) — (4.14) можно представить в векторной форме записи
(4.15)
JJcos ф COS ср О ||silV-J>COScp О |
О COS ф |
![]() |
|
|
|
Соотношения (4.12) — (4.14) можно представить и в безразмерной форме записи (которая используется в разделах, посвященных динамике) приняв Т— ро(, (0« = (0г°р0, ГДе Т безразмер-
Ное время, си0 — безразмерная круговая частота, ро — величина, имеющая размерность частоты колебаний. Соотношения (4.12) —
(4.14) в безразмерной форме имеют вид (индекс нуль опущен):
СЛГ, и<р. ,
10* =------ COS Ф COS ср-- — Sin '
Dt dt
Йф <эд -
(4.17) |
««2=—I-------- —- sin cp;
Dx dt
D<o, i й. ,
>3=-—— COS ф-}------ sin Ф cos e
Кинематическое уравнение, связывающее векторы со и к В механике стержней приводится следующее векторное уравнение.
(4.18)
|
В проекциях на связанные оси (опуская штрих в локальной производной)
■=*гРз—*з^
&02 Дя |
(4.19)
Переходя к безразмерной форме записи следует принять $=/е, (/ — длина стержня); т=р0£, тц=уЛ сог=со?°Ро - Подставив в
(4.19) , ограничиваясь первым уравнением, получим
Да)1 дг.1
(4.20)
Дъ
Индекс нуль, обозначающий безразмерные величины, опущен.
Если осевая линия стержня при движении остается плоской кривой, то уравнение (4.18) обращается в тождество, так как для плоской кривой
Х1=х2=0, «)1=ш2=0 и дм31де=д*з}дх.
Для ПЛОСКОЙ кривой <йз и х3 можно выразить через угол ф (угол между касательной к осевой линии стержня и осью Х):
(4.21)
Кинематическое уравнение, связывающее векторы V и со. Рассмотрим элемент стержня и найдем относительную скорость сечения В по отношению к сечению А (рис. 4.3):
(4.22)
Эту же относительную скорость можно выразить и через вектор угловой скорости ю:
ЪъАв= (Й X ех) с1б. (4.23)
Приравняв (4.22) и (4.23), получим
Или, перейдя к локальным производным,
Х^+*х®=™хе,. (4.25)
Б проекциях па подвижные оси, связанные с трубопроводом,
— -3“ ®3К2 — ^2*3 = 0; д&
4р-+®1*з — ®Л=“а; (4.26)
Дья.
----- [- — ^*2 — ~ (,)2-
Дб’
Для получения соотношений (4.26) в безразмерной форме следует принять ^ = ^г°/ро, где £>гс — безразмерная скорость