Механика трубопроводов и шлангов
Аэродинамические силы и моменты, действующие на стержень, находящийся в потоке
Рассмотрим гибкий стержень круглого сечення, находящийся н потоке произвольного направления (рис. 11.1). Для стержня круглого сечення можно считать, что при обтекании его потоком.1 фодинамические моменты не возникают, а аэродинамические коэффициенты в определенных интервалах изменения числа Рейнольдса сохраняют постоянные значения. Прн обтекании пержня некруглого поперечного сечення (рис. 11.1) при произ - 1«)льном ориентировании одной из главных осей инерции сечения относительно направления вектора скорости потока (нормальной составляющей г? п вектора скорости потока) возникают I >родинамические моменты
Экспериментальные исследования показывают, что вектор |лв при практических расчетах может быть представлен в виде
Г е. основную роль играет возникающий при обтекании подобных профилей крутящий момент
1ДС — аэродинамический коэффициент, определяемый экспериментально.
Следует заметить (более подробно об этом сказано в § 12), ■по для профилей, показанных на рис. 11.1, все аэродинамнче - | кие коэффициенты существенно зависят от угла атакн аа. При шсутствии потока равновесная форма стержня есть плоская кривая, расположенная в плоскости Х1ОХ2. Направление потока, который считается однородным, определяется углом а (см. рис. 10.1). На рис. 11.2 показан элемент стержня с действующими на него аэродинамическими распределенными силами. При произвольном угле между касательной к осевой линии с гержня и вектором г>0 естест - цснно считать, что вектор да (полная распределенная аэродинамическая сила) не лежит и ПЛОСКОСТИ векторов (?2, ёз), г. е. вектор <7а не ортогонален нектору ё. Проектируя вектор </* на направление касательной п на плоскость, перпендикулярную к осевой линии стержня,
Получим две составляющие: Яг ~ Ь
П дп (рис. 11.2). рис. 11.1
Экспериментальные исследования [30; 76] дают возможность считать, что при числах Рейнольдса 10-'!<Re<105 (что охватывает очень большой класс стержневых конструкций) аэродинамические силы могут быть разложены на нормальную qn и касательную qt составляющие. Кроме тою, согласно квазистационарной теории обтекания [42] аэродинамические коэффицинты сил qn Xj и д можно считать (до притиру I! 2 ческого значения Re) для
Стержня круглого сечения постоянными. Эти коэффициенты определяются экспериментально. Экспериментальные исследования по определению аэродинамических коэффициентов сил qv и зi содержатся в работах [26, 42, 94]. При определении (экспериментально) аэродинамических сил дп и q принимается, что
Каждая нз них зависит от квадрата проекции вектора v$ соответственно на плоскость, перпендикулярную к осевой линии стержня и на направление касательной, т. е. модули векторов qn и зi можно представить в виде
(П. З) (11.4) |
{vn—'ь(i si л fa); (ь,=tj0 cosepj;
Где сп, сх — аэродинамические коэффициенты; р — плотность среды; й — диаметр сечения стержня; фа — угол между вектором г? о и вектором ё.
Для стержней некруглого поперечного сечения (см. рнс. 11.1) имеем
|
|
|
|
Где сш сх и сП! — экспериментально определяемые функции, зависящие от угла атаки а«.
Рассмотрим более подробно аэродинамические силы, действующие на стержень круглого сечения. Аэродинамические силы и моменты, действующие на стержни некруглого сечения, рассмотрены в § 12.
Следует отметить, что нам известны пока только модуль век- юра дп и модуль и направление вектора д1. Для записи уравнений
І линовесия в связанной системе координат необходимо найти проекции вектора дп на направление векторов ёг и ёз. Изложении» ниже метод определения аэродинамических сил, действующих на стержень в потоке произвольного направления не зави-
■иг от того, какой стержень рассматривается — гибкий или абсолютно гибкий.
Получим вначале компоненты векторов дп и в неподвиж - іпіГі системе координат, представив векторы г; о и Ъ в виде
(11.8)
'уо=('г’о сое а) (гі0 эш'а) /3; |
Воспользуемся следующей формулой:
Ах - ах-1 С05ср„ =-------- — СОБ СС-■)----- - МП а. Ах 1 ля |
Которую можно преобразовать к виду |
(11.10)
Для определения проекций векторов <?1 и дп на неподвижные
- И X] имеем следующие условия, которым должны удовлетво - !■ пь векторы дп и д:
(11.12)
(11.13)
(11.14)
(11.15)
(11.16)
Условие (11.13) означает, что три вектора (ёь г>о и дп) должна лежать в одной плоскости. Это следует из того, что направші не вектора дп должно совпадать с направлением г>п.
Дополнительно к соотношениям (11.12) и (11.13) имеем ус - іоіше (11.5):
Ы2=?ЛЛ+?№+?ПД:, = (^- їЛСптЦ ЭШ4,»,,, (11.17,
Іг Цъх ъ—компонента вектора в неподвижных осях.
В развернутом виде соотношения (11.12) и (11.13) дают следующие выражения:
TOC o "1-5" h z?№^+?™-^+<7№-^=0; (11.18) OS OS OS
ДХ'2 • . { дх$ „ dxi дхо г,
Япхг —— sin а I —— cos a-------- sin a 1 —qnxa —— cos a=0.
Ds ds ds } ds
Система грех уравнений (11.17) — (11.19) дает возможность определить три неизвестные компоненты q-nxi - Решая уравнения
(11.14) и (11.19) совместно, определяем проекции вектора qn на оси неподвижной декартовой системы координат (опуская промежуточные преобразования):
QnXl pvodcn sin <рс ^cos a------------ -------------------------------- cos ; (11.20)
Qnx =------------ L wmIcn sin <pa cos <fw ; (11.21)
2 ds
Qnx%=J-3 pvodcn sun <pc (sin a----- cos <pc] . (11.22)
Из уравнений (11.14) — (11.16) с учетом (11.6) и (11.9) получаем выражения для компонент касательной аэродинамической силы:
QlXi=-i - рщйсх cos2 <{>а ~~~ sign (cos 'fj; (11.23)
Qix.=—pwJc cos2 ya dXl ■ sign (cos %); (11.24)
2 ds
Qixt = -—- pAc, cos2 уa • dx* sign (cos <pc). (11.25)
В соотношения (11.23) — (11.25) введен множитель
Sign (соь cpa)» позволяющий учесть применение знака проекций
QiX при значениях.
Окончательно можно получить компоненты полной аэродинамической нагрузки, действующей иа единицу длины стержня (в базисе {iK}), равные сумме qnx.^qix}
Яах1=Ят sin <Pa (cos a—x[ COS <f>c) -- q[0 COS2 yaX\ (11.26)
QaXi = —qm sin 2faX2-j-qio cos2 <pax% (11.27)
Яахя—Я no sin <pa (sin a—x3 cos <pa) - j - 710 cos2 <pax3; (It.28)
Где fl'io=-|-cTprf©0 sign (cos ipe), (11.29)
COS<pa=x[ COS Ct - J - X3 Sin O.
Получим выражения для проекций аэродинамических сил в связанной системе координат. Так как проекция да на направление вектора лj известна (зi), то остается определить q2 и дз - Так как
4n^2-‘Sr,~ei—'^iqX]lj, (11.30)
В единичные векторы базиса {ij} и {ёг} связаны соотношением
Ij= kxjex - j - *2/^2 H“ *3/^3» (11-31)
.го из ( 11.30) и (11.31) получим
Я 2= Яп. =ЗxMi+<7*а*22+^А<; ( 11 -32;
З'3=З'/2a==^i*3iHr^о*a2H_^3*33- (11.33)
Из выражений для q2 и ^з следует, что решение уравнений равновесия стержня в связанной системе координат требует знания элементов матрицы /(/г, р), которые весьма сложно определить, поэтому в дальнейшем рассматриваются методы решения уравнений равновесия, записанные в неподвижной системе координат.
Выражения для компонент аэродинамических сил (дпХ ) Цщ ) удобнее для дальнейших расчетов иметь в безразмерной форме записи.
Для стержня с конечной изгибной жесткостью при переходе к безразмерным уравнениям равновесия сил [см. (7.72) — (7.74)] исходное уравнение равновесия делилось на величину Лзз//3, имеющую размерность распределенной силы, поэтому аэродинамические безразмерные распределенные силы
Переходя к остальным безразмерным величинам (полагая s=/е, х{=хг°1 и т. д), получаем следующие выражения для аэродинамических сил в безразмерной форме (индекс нуль опущен) :
QXl ='qiо cos2 <f>a —~ qn(i sin уа ^cos u —cos cpcj ; (11.35)
Зxa=Зio coe2t(pa — qn0 sin 2'fa - Ф~ ; (11.36)
QXg = qio cos2 <?a +qn0 si-n ya ^ sin a------ cos, (11.37)
Где
, i с зv%d 1 Cn p V\d
Qio=^-~^~ Is sign (cos cpj, qn0=------------------ ——/3. (11.38)
При исследовании статики (и динамики) абсолютно гибких стержней при переходе к безразмерным уравнениям следует уравнения равновесия разделить па погонную силу тяжести стержня — пщ (так как значение Л33 для абсолютно гибкого - сіержня равно нулю). Для абсолютно гибких стержней безразмерные <7ю° и сіпо равны:
1 с рі с»