МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ СВАРКЕ
Характеристика свариваемости и рекомендации по сварке
Физическая свариваемость теплоустойчивых сталей, определяемая отношением металла к плавлению, металлургической обработке и последующей кристаллизации, не вызывает существенных осложнений, что при современных сварочных материалах и уровне технологии позволяет обеспечить необходимую стойкость металла швов против образования горячих трещин и высокие характеристики их работоспособности.
Технологическая (иногда называемая тепловой) свариваемость осложняется охрупчиванием металла в результате образования метастабильных (неустойчивых) структур в участках соединения, нагревавшихся выше температуры Асз, и разупрочнением в участках, нагревавшихся в интервале температуры — температура отпуска стали. Образование хрупких структур (мартенсита) и суммирование сварочных и эксплуатационных напряжений могут исчерпать пластичность металла и вызвать разрушение конструкции из-за образования холодных трещин как сразу после сварки, так и в течение определенного времени после ее окончания.
Образование закалочных структур во многом определяется системой легирования сталей и швов: хромомолибденованадиевые стали более склонны к холодным
123
трещинам по сравнению с хромомолибденовыми. Появлению «замедленных» холодных трещин способствует диффузионно подвижный водород.
Улучшение свариваемости (предотвращение холодных трещин) достигается местным или общим сопутствующим подогревом изделия. Подогрев уменьшает скорость охлаждения металла, снижает напряжения первого рода, что способствует уменьшению количества образующегося мартенсита. Кроме того, подогрев металла в процессе сварки способствует эвакуации водорода из сварного соединения и тем самым увеличивает его деформационную способность. Однако температура подогрева соединений должна быть ограничена как по нижнему, так и по верхнему пределу. Слишком малый подогрев не устраняет закалочных структур, а большой — способствует образованию грубой ферритно - перлитной структуры, что снижает ударную вязкость и длительную прочность соединений. В некоторых случаях (при больших толщинах) предотвращение образования холодных трещин и хрупких разрушений сварных соединений достигается выдержкой их после сварки при Т = 150...200 °С в течение нескольких часов, необходимых для завершения превращения остаточного аустсни - та и снижения концентрации водорода в шве и ЗТВ.
Как указывалось, технологическую свариваемость осложняет также разупрочнение зоны термического влияния в участке отпуска. Это происходит потому, что заготовки из теплоустойчивых сталей поступают на сварку. как правило, в термически упрочненном состоянии (нормализация или закалка с отпуском), а нагрев указанного участка при сварке снимает упрочнение. Степень разупрочнения определяется уровнем легирования и тепловым режимом сварки. Чем больше погонная энергия (большой ток, малая скорость сварки), тем шире зона и степень разупрочнения. Мягкая разупроч - ненная ферритная прослойка в зоне термического влияния может явиться причиной локальных разрушений жестких соединений в процессе эксплуатации.
Устранения разупрочнения можно добиться термообработкой (нормализация + отпуск при Т = 700 °С) посіє сварки.
Появлению локальных хрупких разрушений в процессе длительной эксплуатации при Т = 450 ..600 “С может способствовать изменение свойств металла в зоне сплавления из-за интенсивного развития диффузионных процессов между основным металлом и металлом шва. Это относится, в первую очередь, к диффузии углерода. Миграция углерода из стали в шов или наоборот наблюдается даже при небольшом различии в легировании их карбидообразующими элементами, часть из которых «удерживает» около себя углерод и «вытягивает» его из зон, где концентрация карбидообразуюших элементов меньшая. Это приводит к образованию в процессе эксплуатации обезуг/іероженной (ферритной) прослойки с одной стороны линии сплавления и карбидной гряды с другой, что существенно снижает пластичность соединения в целом и ведет к его разрушению (пример: сталь 12Х1МФ — шов 10ХЗМ1БФ — со стороны шва по линии сплавления формируются карбиды, а со стороны стали — обезуглероженная зона). Указанные обстоятельства требуют, чтобы сварочные материалы обеспечивали состав шва, близкий к химическому составу основного металла, либо чтобы шов был более аустенитным (пластичным), чем свариваемый металл.
Общими рекомендациями по всем способам дуговой сварки являются: обязательная и тщательная зачистка и подготовка поверхности свариваемых кромок, постоянство тепловых режимов, надежная защита зоны сварки и жесткое соблюдение режимов подогрева и термообработки сварных соединений.
Разделка кромок осуществляется механически или плазменно-дуговой резкой. Сварку проводят при температуре окружающего воздуха не ниже О °С с предварительным и сопутствующим местным или общим подогревом (табл. 11.1).
Таблица 111
Рекомендуемые температуры подогрева при сварке и термообработки после сварки
|
Как правило, сварные соединения толщиной менее 10 мм можно не подвергать послесварочной термообработке. Во всех других случаях она необходима, так как из - за структурной неоднородности соединения и высокого уровня сварочных напряжений сварные соединения весьма склонны к трешинообразованию.
Для ручной дуговой сварки используются электроды с основным (фтористо-кальциевым) покрытием, изго товленные из низкоуглеродистой сварочной проволоки с введением в покрытие легирующих элементов. Покрытие такого типа обеспечивает повышенную раскислен - ность металла шва и низкое содержание водорода. Од - нлко их применение требует тщательной очистки поверхности свариваемых кромок от окалины, ржавчины, масел, прокалки и просушки электродов перед сваркой, ведения процесса на предельно короткой дуге. Рекомендации по применению электродов представлены в табл.
11. 2. Сварка осуществляется на постоянном токе обратной полярности, а ток выбирается в зависимости от диаметра электрода и положения шва в пространстве.
Таблица 11.2 Электроды для сварки теплостойких сталей
|
Зазор между свариваемыми кромками заполняется узкими валиками без поперечных колебаний электрода с тщательной заваркой кратеров. Если после сварки термообработка не предусматривается, то для указанных сталей используются электроды на никелевой основе (например, ЦТ—36).
При сварке в защитных газах используются неплавя - щиеся (вольфрамовые) и плавящиеся электроды в среде инертных газов (аргон, гелий). Аргонодуговая сварка, как правило, используется для выполнения корневых швов при многослойной сварке стыков трубных элемен - 1ов. Сварка в углекислом газе из-за опасности образования окисных включений в шве применяется только і ія однопроходных швов или заварки дефектов литья с использованием проволок Св—08ХГСМА и Св— 08ХГСМФА.
Автоматическую сварку пол флюсом используют для кольцевых (поворотных) и продольных стыков трубе проводов, коллекторов, корпусов аппаратов нефтехимической и атомной промышленности и других изделий с толщиной стенок более 12...20 мм. При этом используют проволоки Св-08ХМ, Св—08ХМФА и др. С целью снижения количества оксидов в швах применяют низкоактивные по Si и Мп флюсы типа ФЦ-11, ФЦ—16, ФЦ—22. Сварку ведут на постоянном токе обратной полярности на минимальных погонных энергиях. При этом скорость сварки не должна превышать 40...45 м/ч, чтобы предупредить образование холодных трещин.
При всех способах дуговой сварки необходимо обеспечить максимальное приближение химического состава шва к основному металлу.
Другим «слабым» местом соединения из теплоустойчивых сталей являются участки охрупчивания (зоны роста зерна и закалки). Такие участки всегда присутствуют в сварном соединении, но их ширина и степень охрупчивания (оцениваемая по значению KCU или Ткр) в некоторой степени могут регулироваться за счет выбора способа и режимов сварки. В большей степени охрупчивание зависит от качества исходного металла (чистота по примесям, вид улучшающей термообработки). Действенным средством улучшения свойств всего сварного соединения является своевременно проведенный высокий отпуск (Тотл = 670.-710 “С).