Машины и аппараты пищевых производств

СИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСА

Различают производственную и техническую эксплуатацию. Производственная эксплуатация охватывает использование ма­шины по назначению, а также процессы, сопровождающие непо­средственное использование техники. Техническая эксплуатация Включает такие этапы использования, как обкатка, техническое обслуживание, хранение, ремонт, транспортирование машины, разборка и утилизация.

Для осуществления эксплуатации необходимо располагать Средствами эксплуатации: зданиями, сооружениями, техниче­скими устройствами, в том числе станками, приборами, инстру­ментом, запасными частями и эксплуатационными материалами. Средства технической эксплуатации размещают и применяют на объектах ремонтно-обслуживающей базы, пунктах технического обслуживания (ТО), центральных мастерских, участков ТО и ре­монта, специализированных ремонтных предприятий.

Совокупность машин (оборудования), средств эксплуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила их взаимодействия, необходимых и достаточных для выполнения поставленных задач, образует систему эксплуатации, неотъем­лемой составной частью которой является система технического обслуживания и ремонта техники. Система технического об­служивания и ремонта техники представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества экс­плуатируемых машин. При этом техническое обслуживание вы­ступает как комплекс операций, либо операция по поддержанию работоспособности или исправности машины при ее использовании по назначению, ожидании работы, хранении и транспортировании. Ремонт отличается от технического обслуживания тем, что при ремонте выполняемые операции направлены на восстановление работоспособности машины, или ресурсов ее составных частей.

Наряду с техническим осуществляется и технологическое обслуживание. Оно представляет собой комплекс операций под­готовки машины к использованию по назначению, хранению транспортированию, приведению ее в исходное состояние после двух последних процессов, не связанный с поддержанием надеж­ности машины. Технологическое обслуживание является состав­ной частью использования машины по назначению, хранению и транспортированию.

На показатели надежности и эффективности работы машины оказывают значительное влияние условия эксплуатации характе­ризующиеся совокупностью внешних и внутренних факторов, действующих на машину.

К внешним факторам относят климатические условия, теп­ловые, химические и механические воздействия на машину, уро­вень технического обслуживания и ремонта. К внутренним фак­торам относят конструктивно-технологические показатели со­ставных частей машин, микроструктура трущихся поверхностей, их шероховатость, зазоры в соединениях и свойства смазочных материалов.

Характерной особенностью условий эксплуатации машин является их случайный характер. Температура, влажность, запы­ленность воздуха, интенсивность износа, стойкость деталей не являются стабильными, постоянными во времени и в пространст­ве. Они изменяются в определенных пределах и влияют на усло­вия эксплуатации машин.

Условия эксплуатации в свою очередь влияют на техническое состояние машины через механическое изнашивание трущихся де­талей, которое включает следующие виды изнашивания: абразив­ное, адгезионное и коррозионно-механическое. В результате меха­нического изнашивания постепенно изменяются размеры трущихся деталей, увеличиваются зазоры в соединениях, например, в шар­нирных соединениях, в подшипниках скольжения и качения.

Вследствие агрессивного воздействия среды происходит коррозионное изнашивание деталей. Кроме того, появляется фи­зико-химическое изменение материалов в деталях, т. е. их старе­ние. Все это отражается на параметрах технического состояния (в том числе на износе деталей и соединений) - различных физи­ческих величинах, характеризующих работоспособность и ис­правность машин, а также качественные признаки ее состояния.

Среди параметров, которые можно количественно измерить, различают структурные и диагностические параметры.

Структурные параметры - это износы, размер деталей, за­зоры и натяги в соединениях, физико-механические свойства ма­териала. Диагностические параметры используемые для опреде­ления технического состояния машин, - температура, шум, виб­рация, степень герметичности, давление, расход масла, парамет­ры движения деталей. Они косвенно характеризуют структурные параметры машины. В тех случаях, когда структурный параметр определяется в процессе диагностирования прямым измерением, он одновременно выступает и как диагностированный. Качест­венные признаки технического состояния, появляющиеся в ре­зультате изнашивания, деформации, разрушения или старения деталей и материалов под влиянием условий эксплуатации, обычно проявляются в виде течи масла, появления характерного шума, скрежета, специфического запаха. Качественные признаки не измеряют.

Техническое состояние машины - это совокупность подвер­женных изменению в процессе эксплуатации ее свойств, характе­ризующая пригодность изделия к использованию по назначению, определяемая значениями параметров технического состояния и качественными признаками, состав которых установлен техниче­ской документацией.

В процессе изменения технического состояния машины каж­дый параметр изменяется от номинального до предельного значе­ния. Номиначьное значение параметра - величина, обусловленная функциональным назначением параметра и служащая началом отсчета отклонений. Номинальное значение свойственно новым и капитально отремонтированным деталям или составным частям машины. Предельное значение параметра - это наибольшая или наименьшая величина, которую может иметь работоспособная составная часть машины с оптимальной эффективностью. Допус­каемое значение параметра (или допускаемый износ детали, со­единения) характеризуется граничной величиной, при которой составную часть машины после контроля (дефектации) допускают к эксплуатации без выполнения операций технического обслужи­вания или ремонта. Допускаемое значение приводят в техниче­ской документации на обслуживание и ремонт машин. При до­пускаемом значении параметра составная часть надежно работает до следующего планового контроля.

Различают следующие виды технического состояния: ис­правное и неисправное, работоспособное и неработоспособное. Исправность - состояние машины, при котором она удовлетво­ряет всем требованиям нормативно-технической и конструктор­ской документации. Работоспособность - состояние машины при котором значения всех параметров, характеризующих спо­собность выполнить заданные функции, соответствует требова­ниям нормативно-технической и конструкторской документации.

Машина может, быть работоспособной, но неисправной. На­пример, повреждена окраска корпуса установки, помят бункер питателя. В этом случае работоспособность (производительность, качество продукта) сохраняется, но машина неисправна, т. к. не удовлетворяет всем требованиям нормативно-технической или конструкторской документации.

Неисправная машина характеризуется наличием технической неисправности, а неработоспособная - отказа, т. е. события, за­ключающегося в нарушении работоспособности. Обычно отказ вы­ражается в достижении параметром технического состояния пре­дельного значения или в появлении качественного признака потери машиной работоспособности. Медленное, постепенное изменение параметра технического состояния от номинального до предельно­го значения характеризует постепенный отказ (потерю работоспо­собности) составной части машины. Скачкообразное изменение параметра до предельного значения характеризует внезапный от­каз. При превышении параметром предельного значения может на­блюдаться поломка составных частей машины и ее авария.

На показатели надежности и эффективности работы особое влияние оказывает соблюдение правил производственной и техни­ческой эксплуатации. В этой связи различают нормальную и реаль­ную эксплуатацию. Нормальная эксплуатация, характеризует про­цесс использования машины в полном соответствии с действующей эксплуатационной документацией. Реачьная эксплуатация - это процесс использования машины в сложившихся условиях.

Большинство случаев работы машин относятся к реальной эксплуатации, когда не все правила, например, технического об­служивания и ремонта, выполняются. Нормальная эксплуатация машин характерна для их работы при испытании на заводах- изготовителях, при высоком уровне обслуживания техники.

Как правило, работа машины в реальных условиях эксплуата­ции сопровождается уменьшением наработки на отказ в 2-3 раза по сравнению с нормальными условиями эксплуатации.

Наработка на отказ, а также общая продолжительность и трудоемкость устранения последствий отказа тесно связаны с ка­чеством технической эксплуатации машин. Поэтому указанные показатели могут быть с успехом использованы при заключении договоров на обслуживание и ремонт машин в условиях рынка и служить оценкой уровня выполнения работ.

В связи с тем, что число и продолжительность устранения (время восстановления) последствий отказов колеблются в значи­тельных пределах, для оценки уровня технической эксплуатации применяют комплексный показатель надежности - коэффициент готовности. Этот коэффициент характеризует вероятность на­хождения машины в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение кото­рых применение машины по назначению не предусматривается, например при плановых ТО и ремонте.

Коэффициент готовности определяется отношением среднего времени исправной работы между отказами, к этому же времени, увеличенному на среднее время восстановления, то есть на сред­нюю продолжительность устранения последствий отказа. В целях оценки уровня реальных условий эксплуатации среднее время вос­становления должно учитывать подготовительно-заключительное и оперативное время восстановления, время поиска места или при­чины отказа, время поиска и доставки запасных частей. Другими словами, среднее время восстановления - это средняя продолжи­тельность от момента остановки машины после отказа до момента начала работы после устранения последствий.

В отличие от коэффициента готовности коэффициент тех­нического использования характеризует вероятность нахождения машины в работоспособном состоянии в произвольный момент времени с учетом того, что при плановых ТО и ремонте машина считается неработоспособной, как и при неплановом ремонте.

Работы по технической эксплуатации машин могут осущест­вляться либо их владельцами или арендаторами - самообслужи­ванием, либо с использованием технического сервиса. Под тех­ническим сервисом понимается совокупность оплачиваемых услуг по обеспечению производства машинами, оборудованием и прибо­рами, эффективного использования и поддержания их в исправном состоянии в продолжении всего периода эксплуатации.

Технический сервис является фирменным, если все виды га­рантированных и других услуг по производственной и техниче­ской эксплуатации машин и оборудования осуществляет завод - изготовитель через сеть собственных и экономически независи­мых сервисных предприятий (государственных, кооперативных и частных) в виде посредников - дилеров. Технический сервис включает:

- изучение спроса потребителя и рекламу;

- своевременную и достоверную информацию о машинах, обо­рудовании и приборах;

- предпродажную подготовку, доставку, сборку, монтаж и на­ладку техники;

- обучение эксплуатационно-ремонтного персонала;

- своевременное обеспечение потребителей ремонтно-техноло - гическим оборудованием, запасными частями, сменяемыми узлами, агрегатами, инструментом и материалом;

- прокат, аренду и организацию использования техники;

- проведение операций технического обслуживания и ремонта;

- экономическую гарантию качества и надежности новой и от­ремонтированной техники;

- гарантию и ответственность партнеров за выполнение работы и услуги.

Концепция развития технического сервиса в современных условиях предусматривает:

- активную заинтересованность и обязательное участие заво­дов-изготовителей машин, оборудования и приборов в вы­полнении всего комплекса работ по техническому сервису в целях полного и своевременного удовлетворения потребно­стей предприятий молочной промышленности;

- надежно действующий рыночный, экономический механизм, обеспечивающий взаимную заинтересованность сторон с приоритетом заказчика (владельца техники); разработку и реализацию мер по повышению производительности труда, качества и надежности оборудования и на этой основе увели­чение производства продуктов питания высокого качества;

- оптимизацию размещения сети предприятий и производств технического сервиса по регионам страны, исключение моно­полии в этом деле;

- совершенствование организационных форм, технологий ре­монта и технического обслуживания машин и оборудования с целью обеспечения их надежной и эффективной работы, фор­мирование прокатных пунктов специализированной техники;

- создание заказчикам возможностей свободного выбора ис­полнителей ремонтно-обслуживающих работ путем развития рынка услуг, состязательности в деятельности ремонтно - обслуживающих предприятий и производств всех уровней;

- приведение в соответствие со спросом на услуги структуры дей­ствующих мощностей ремонтно-обслуживающих предприятий, включая изготовление новых средств и деталей, внедрение на­учно-технического прогресса с учетом технической, экономиче­ской и социальной политики в новых условиях хозяйствования;

- оказание услуг с целью продления срока службы машин, при­обретение у потребителя бывшей в эксплуатации техники, ее восстановление и продажу по льготным ценам с гарантией;

- улучшение снабжения запасными частями, оборудованием и материалами, построение эшелонированной системы управ­ления запасами деталей, узлов и комплектующих изделий со специальными складами-накопителями, радикальное измене­ние принципов работы органов материально-технического снабжения, создание соответствующих страховых запасов непосредственно в звеньях ремонтно-обслуживающей базы;

- углубление кооперации между ремонтно-обслуживающим предприятиями и заводами-изготовителями техники, развитие новых организационных форм сервиса, включая применение дилерской модели в оказании услуг.

Место технической эксплуатации машин среди других работ технического сервиса представлено в таблице 18.1.

Таблица 18.1

Комплекс работ, обеспечивающий приобретение и эксплуатацию машин и оборудования

№ п/п

Наименование работ

Стадии жизненного цикла

Сервис

Подготовка н прода­жа машин

Эксплуатация

Технический

Подготовка к экс­плуатации

Производственная эксплуатация

Техническая эксплуатация

А s

Все работы

В том числе ТО и ремонт

О

Ь

U §

А

П

S о а с

1

Маркетинг

+

+

+

2

Транспортирование и досборка

+

+

3

Предпродажное обслуживание

+

+

+

4

Комплектование комплексов для продажи (проката)

+

+

+

5

Продажа техники (прокат)

+

+

6

Обучение потребителя, обеспечение его НТД

+

+

+

7

Продажа запчастей

+

+

8

Создание объектов производст­венной базы потребителей и их оснащение

+

+

+

9

Обкатка машин

+

+

10

Технологическое регулирование машин и агрегатов перед работой

+

+

11

Гарантийное обслуживание (ремонт)

+

+

+

12

Ресурсное диагностирование

+

+

+

13

Техническое обслуживание и ремонт

+

+

+

14

Консервация и хранение машин

+

+

15

Покупка подержанной техники для продажи

+

+

16

Ремонт, модернизация подер­жанной техники для продажи

+

+

+

17

Разборка после списания машины составной части) с утилизацией негодных и использованием дру­гих составных частей

+

+

Фирменное обслуживание техники. Важным средством улучшения технической эксплуатации оборудования предпри­ятий молочной промышленности является развитие фирменного технического сервиса с непосредственным участием заводов из­готовителей машин и оборудования.

Этот принцип принят в мире повсеместно.

Почти, полное отсутствие фирменного технического сервиса в России объясняется отсутствием заинтересованности у моно­польно действующих заводов промышленности.

Эффективным способом изменить существующее отношение заводов изготовителей к обеспечению работоспособности выпус­каемой ими техники является, с одной стороны, экономическое поощрение за участие в процессах технической эксплуатации, а с другой, использование методов экономического принуждения, делающих невозможным выпуск изделий, не обеспеченных каче­ственным техническим сервисом. И то и другое реализуется в рыночной экономике при ликвидации монополий и развитии кон­куренции производителей.

Создание и хозяйственная деятельность центра технического сервиса осуществляется на государственных, акционерных, арендных или кооперативных началах. На фиксирование дея­тельности технических центров может использоваться часть тор­говой наценки на продаваемые машины и запчасти.

Центр технического сервиса несет ответственность перед за­водом-изготовителем за соблюдение его интересов по качеству ремонта, технического обслуживания и рациональному использо­ванию запасных частей. Реализацию функций технического сер­виса осуществляют через районные сервисные предприятия.

Объемы, сроки, стоимость работ и услуг центра техническо­го сервиса фиксируются в договорах молокоперерабатывающих предприятий с заводами-изготовителями техники.

В гарантийный период эксплуатации техники фирменное об­служивание и ремонт проводятся по договорам между заводами - изготовителями и техническим центром. При этом расходы за услуги и ремонт возмещает завод-изготовитель. Источником по­крытия затрат на гарантийный ремонт должно явиться включение нормативного уровня этих затрат в цену изделия. Игнорирование этого условия является одним из серьезных препятствий на пути развития фирменного сервиса.

В послегарантийный период эксплуатации техники фирмен­ное обслуживание и ремонт осуществляются по договорам между хозяйствами и предприятиями, эксплуатирующими технику, и техническим центром. Стоимость таких работ оплачивает пред- приятие-владелец техники.

Источником финансирования развития производства центра технического сервиса являются средства, полученные за выпол­нение работ и услуг, от реализации продукции и от торговых на­ценок на реализуемую технику, запасные части, другие матери­альные ресурсы и прочие доходы.

Важнейшей формой обязательного участия заводов-изгото - вителей в техническом сервисе техники является развитие фир­менного ремонта наиболее сложных агрегатов и узлов и восста­новление изношенных деталей. Развитие может идти по пути создания собственных ремонтных производств или по пути со­вместного участия действующих специализированных ремонт­ных мастерских, заводов АПК и заводов-изготовителей.

Машины и аппараты пищевых производств

Промышленные фаршемешалки

Для бесперебойной работы и максимального удобства при изготовлении мясной продукции не обойтись без надежной и качественной специализированной техники.

Производство посуды

Посуда вошла в нашу жизнь и обыденность ещё с древних времен, но её покупка и продажа является до сих пор актуальна. За счет высокого качества керамики и длительности эксплуатации, посуда …

Словарь технических терминов

Автоматизированная система инструментального обес­печения - система взаимосвязанных элементов, включающая участки подготовки инструмента, его транспортирования, накоп­ления, устройства смены и контроля качества инструмента, обес­печивающие подготовку, хранение, автоматическую установку и замену инструмента. АСИО …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua