СУЩНОСТЬ И ГРАНИЦЫ МАРКЕТИНГА
Маркетинг - философия или функция?
1. Введение
2. Обмен и экономический рост
3. Новое открытие маркетинга
4. Школа маркетинг-менеджмента
5. Европейская перспектива
6. Что же такое маркетинг?
В этой вводной статье определяется то, что можно назвать подлинной сущностью маркетинга: установление взаимовыгодных отношений обмена. Современная концепция маркетинга прошла по меньшей мере три фазы эволюции: возникновение массового рынка, выражение концепции в ее современном виде и перенос акцента со сделки на отношения сторон. Представленный в конце статьи обзор определений маркетинга позволяет проследить за тем, как они менялись со временем, а также предположить, какой будет сущность и направленность дальнейших изменений. Это дает возможность ответить на вопрос о том, что же такое маркетинг.
Недостатка в определениях маркетинга не существует. При этом очевидно, что очерчивание границ маркетинга будет различно у тех, кто воспринимает его как философию бизнеса или определенный склад ума, и у тех, кто воспринимает его наряду с производством, финансами и кадрами как одну из управленческих функций, подобную управлению производством, финансами или кадрами.
Для того чтобы как-то прояснить эту двойственность, имеет смысл рассмотреть то, что представляется действительной задачей маркетинга — взаимовыгодный обмен, и сопоставить изменение взглядов на способы достижения этой цели с различными стадиями экономического роста и развития.
С незапамятных времен человек был вынужден так или иначе существовать в условиях ограниченности ресурсов. В своих завершенных формах эта ограниченность может угрожать самому существованию жизни, но и теперь даже в наиболее развитых постиндустриальных обществах ее наличие проявляется особенно ярко в участи бедных и бездомных. Человечество вряд ли сможет когда-либо справиться с проблемой ограниченности ресурсов хотя бы потому, что сами человеческие запросы безграничны.
Слово «запросы» (wants) используется здесь намеренно, ибо при изучении маркетинга важно с самого начала различать «потребности» (needs) и «запросы» (wants). Согласно широко распространенной в литературе пирамиде потребностей, автором которой является Абрахам Маслоу[1] (Maslow, 1943), существует пять их уровней. «Иерархия человеческих потребностей» (рис. 1) служит полезной отправной точкой для обсуждения сущности маркетинга. В основании пирамиды потребностей Маслоу лежат физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно само физическое существование, далее следуют безопасность, любовь и уважение. Высшим же уровнем иерархии является самореализация, при которой набор потребностей индивида определяется им самим. Согласно этой схемы, человек может взойти на более высокий уровень только после того, как будут удовлетворены его потребности более низкого уровня.
Рис. 1. Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу |
Источник: Maslow, 1943:370-396.
Из приведенного описания видно, что «потребности» являются обобщающим итогом множества конкретных нужд, запросов, отражающих желания индивидов. Голодный европеец мечтает о картофеле и хлебе, а азиат скорее думает о рисе. Желание иметь выбор также является неотъемлемым свойством человеческой на
туры. Многие аспекты общественного развития и прогресса могут быть объяснены стремлением к разнообразию или поиском новых путей удовлетворения базовых потребностей. То, что этот процесс представляется самодовлеющим, может служить подтверждением маркетингового афоризма, гласящего, что «акт потребления меняет потребителя» (Baker, 1980). Иными словами, каждый новый опыт делает запросы потребителей большими и дает новому поставщику возможность завладеть потребительским вниманием, если он сможет найти новое и лучшее решение проблемы удовлетворения определенной потребительской потребности.
Таким образом, памятуя о бесконечности человеческих запросов, мы должны решить, какой набор товаров и услуг даст наибольшее удовлетворение наибольшему числу людей в данном месте и в данное время. Цель экономической системы может быть определена как «максимальное удовлетворение потребностей при минимальном* использовании ресурсов». Маркетинг способствует достижению этой цели. Для того чтобы понять, как это происходит, полезно обратиться к рассмотрению процесса экономического развития. И модель стадий экономического роста Уолта У. Ростоу (Rostow, 1962), представленная на рис. 2, является здесь прекрасным примером. Модель основана на предположении о том, что человеческие общества прогрессируют от низшего уровня существования, или стадии выживания, через ряд определенных стадий вплоть до достижения уровня многообразия и изобилия, характерного для современного постиндустриального общества.
Рис. 2. Модель стадий экономического роста У. Ростоу |
Источник: Rostow, 1962. |
* На самом деле — при рациональном использовании ресурсов, ибо при самом малом, нулевом использовании ресурсов производство невозможно. |
На нижнем уровне модели Ростоу находится натуральное хозяйство, основанное на самообеспечении: охоте, рыбной ловле и собирательстве. Подобная экономика свойственна кочевым народам и целиком зависит от природных факторов.
Члены кочевых племен могут делить пищу и кров, а также организовывать сообщества с целью обеспечения собственной безопасности, в подобном обществе отсутствуют явные формы торгового обмена.
В соответствии с одним из фундаментальных законов экономики, начиная с определенного момента, каждая дополнительная единица любого рода товаров или услуг обладает для владельца все меньшей полезностью (закон убывающей, или предельной, полезности). Если хозяин владеет избытком определенных благ, он может достичь более полного удовлетворения путем обмена избыточных благ на те, в которых он испытывает недостаток. Так, охотник может обменять мясо убитых им животных на плоды, выращенные земледельцем, к взаимной выгоде обоих.
Обмен возможен при наличии как минимум двух сторон, каждая из которых обладает излишком того продукта, в котором испытывает потребность другая сторона. После того как между двумя сторонами будет установлен контакт, они могут осуществить обмен, позволяющий им полнее удовлетворить свои нужды вплоть до уровня, при котором предельная полезность обмениваемых продуктов выравнивается (т. е. до уровня, после которого владелец получал бы меньше удовлетворения путем приобретения дополнительной единицы чужого продукта, чем путем сохранения единицы своего). Хотя закон предельной полезности прост для понимания, особенно когда речь идет о единичном обмене, попытки его практического приложения порождают многочисленные проблемы, для устранения которых необходимо выполнение следующих условий.
Во-первых, для того чтобы свести вместе людей, обладающих избытком продуктов, необходимо выделить специальное место — рынок. Во-вторых, необходимо иметь приемлемое для всех средство сохранения стоимости, которое будет играть роль всеобщего эквивалента, — деньги. В-третьих, поскольку маркетинг представляет собой сферу, отдельную от производства, для дальнейшего повышения производительности и увеличения стоимости необходимо наличие специализированных посредников — оптовых и розничных торговцев. Рынки, деньги и посредники существуют со времени появления древнейших цивилизаций. В самом деле, не будет большим преувеличением сказать, что развитие отношений формального торгового обмена лежит в основании современной цивилизации. В этом смысле маркетинг, очевидно, — куда более древнее явление, чем обычно принято считать!
Создание рынков и развитие отношений обмена стали предпосылками бурного экономического роста. Для того чтобы этот рост стал возможен, специализация труда должна была обратиться в разделение труда. Один из самых первых и самых известных примеров разделения труда приводит Адам Смит в его широко известном примере. (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов//Ан - тология экономической классики: В 2 т. Т. 1. — М., 1991. С. 83-84.)
Представляется разумным допущение, что в условиях ремесленного производства, когда каждый ремесленник отвечает за весь процесс производства данного продукта, число ремесленников в том или ином сообществе будет более или менее достаточным для удовлетворения его потребностей. Действительно, средневековые ремесленные гильдии (в более позднее время — профсоюзы) жестко контролировали численность работников, изучавших ремесло, пытаясь уравновесить спрос и предложение на рынке рабочей силы. В результате производство оказалось сконцентрированным в местах, обладающих естественными преимуществами (наличием источников энергии, сырья, рабочей силы, хорошими коммуникациями). Возникла потребность в торговцах, которые должны были продавать готовую продукцию на сильно разросшемся рынке.
Выстраивая свою оригинальную модель, У. Ростоу (Rostow, 1962) отметил, что некоторые наиболее развитые и богатые индустриальные страны практически исчерпали возможности для развития на основе массового потребления. В то время как рост населения существенно замедлился и едва ли не прекратился, дальнейший рост производительности привел к насыщению рынков товарами, создавая возможности для перепроизводства. Джон Кеннет Гэлбрейт (/. К. Galbraith, 1958) назвал такое общество постиндустриальным. Ростоу же охарактеризовал его как вышедшее за пределы эпохи массового потребления. Восемью годами позже, в 1970 г., Уолт Ростоу несколько пересмотрел свою модель и назвал этот этап стадией стремления к качеству — если практически не изменяющееся по своей численности население физически не может потреблять больше, единственным фактором экономического роста становится его стремление потреблять «лучше».
Очевидно, человеческие потребности (спрос) определяют предложение, нахождение же соответствия предложения и спроса происходит в процессе обмена и маркетинга. Также ясно, что процессы такого рода начались очень давно. Поэтому и возникает вопрос о том, почему маркетинг считается феноменом, присущим именно XX столетию? Мы рассмотрим данный вопрос в следующем разделе, а здесь приведем некоторые ключевые положения, являющиеся следствием нашего, пусть и упрощенного, подхода к рассмотрению процесса экономического развития.
Во-первых, обмен приводит к увеличению стоимости и к росту удовлетворения потребностей участвующих в нем сторон. Помимо прочего, он способствует повышению разнообразия товаров и расширению выбора потребителя. Во-вторых, участники торгового обмена обладают свободой выбора, вследствие чего обмен происходит только в том случае, когда участвующие в нем стороны считают его выгодным. Из этих наблюдений проистекает наше исходное определение маркетинга как процесса, связанного с установлением взаимовыгодных отношений обмена. В-третьих, специализация и разделение труда ведут к существенному повышению производительности и увеличивают объем производимых товаров. В свою очередь, это возросшее предложение приводит к повышению жизненного уровня и росту народонаселения, вследствие чего повышается спрос и стимулируется дальнейшее развитие производства. В-четвертых, концентрация производства, рост размеров и многообразие рынков усиливают потребность в специализированных каналах распределения, в обслуживающих их и управляющих ими посредниках. В-пятых, возросший уровень жизни ведет к стабилизации темпов роста населения и абсолютного размера рынка (спроса), однако ускорение технического прогресса позволяет расширять предложение. Именно этим и объясняется «новое открытие» маркетинга.