Шкода маркетинг-менеджмента
Школа маркетинг-менеджмента, возникшая в конце 50-х—начале 60-х гг., неразрывно связана с концепцией маркетинга-микс и аналитическим подходом к маркетинг - менеджменту, заключающимся в последовательной реализации функций анализа, планирования и контроля. Как и в случае с большинством примеров смены научных парадигм, заслугу здесь нельзя приписывать лишь какому-то одному исследователю. Среди тех, кто внес наибольший вклад в развитие новой школы, были Джоел Дин (Joel Dean), Питер Друкер (Peter Drucker), Тед Левитт (TedLevitt), Э. Джером МакКарти (Е. Jerome McCarthy), Нил Борден (Neil Borden) и Филип Котлер (Philip Kotler). Труды Дина и Друкера, написанные в начале 50-х, во многом предопределили развитие школы, однако положения, впоследствии названные «четырьмя “Р” маркетинга» (four Ps of Marketing), впервые появились в работе Мак-Карти «Основы маркетинга» («Basic Marketing», 1960). Здесь говорилось о том, что задача лица, маркетинг-менеджера, состоит в нахождении уникальных решений маркетинговых проблем путем управления четырьмя основными составляющими: продуктом, ценой, размещением и продвижением. Идея «маркетинга-микс» (marketing-микс или four Ps) была развита Нилом Борденом (Borden, 1964), использовавшим положения, высказанные ранее Джеймсом Каллитоном ( Culliton, 1948). Эта идея была подтверждена появившимся в 1967 г. первым изданием бестселлера Филипа Котлера «Маркетинг менеджмент: анализ, планирование и контроль» («Marketing Management: Analysis, Planning and Control»).[3] О вкладе Т. Левитта, указавшего на основной смысл маркетинговой ориентации в удовлетворении потребительских нужд, было сказано ранее.[4]
Серьезный обзор идей школы маркетинг-менеджмента представлен в статье Фредерика Уэбстера-младшего {Frederick Е. WebsterJnr) «Меняющаяся роль маркетинга в корпорации» («The changing role of marketing in the corporation»), появившейся в «Journal of Marketing» в 1992 г.