Потребитель
Позитивная экономическая теория может использоваться для анализа любой формы потребительского поведения вне зависимости от того, насколько аморальным, бестолковым или шовинистским оно будет представляться лицу, осуществляющему этот анализ.
(Lipsey, 1966)
Таблица 2 Сравнение экономики и маркетинга
|
Источник: Houston and Gassenheimer, 1987. |
В рамках экономического подхода, уделяющего основное внимание проблеме распределения ресурсов, потребительский выбор представляется универсальным {Bennett and Kassarjian 1972). Кельвин Ланкастер (Lancaster, 1979) замечает, что «экономист видит индивида как систему предпочтений... эти предпочтения и являются в сущности индивидуальными экономическими личностями». В микроэкономике потребительский выбор определяется законом убывающей предельной полезности. Хотя некоторые экономисты предпочитают называть его «принципом» или «гипотезой», мы вслед за Полом Самуэльсоном (Samuelson, 1961) будем называть его законом. Суть этого закона состоит в том, что при потреблении какого-либо одного товара (при неизменном объеме потребления и постоянных ценах на другие блага) полезность каждой его последующей единицы (предельная полезность) сокращается до наступления полного насыщения. Потребитель максимизирует полезность, т. е. достигает максимальной совокупной полезности, когда предельная полезность последней денежной единицы, потраченной на тот или иной товар, является в точности такой же, как и предельная полезность последней денежной единицы, потраченной на любой другой товар. Однако максимизирующие полезность индивиды, обладая ограниченными ресурсами, сталкиваются с проблемой выбора конкретных товаров и их количеств (см.: ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ).
Для разрешения проблемы выбора экономист использует кривые безразличия (см., например: Lancaster, 1980). Кривая безразличия изображает комбинацию товаров, удовлетворяющих потребности потребителя в равной степени или обеспечивающих равную совокупную полезность. Множество таких кривых образует карту кривых безразличия. Читатель, возможно, уже замечал, что использование карт кривых безразличия в маркетинге основывается на технике совместного анализа (Colvin et al., 1980), используемого, например, для построения рекламной стратегии. Пол Грин и Йорам Уинд (Green and Wind, 1975) описывают эту технику более детально, а К. Джедиди (Jedidi et al., 1996) показывает, как можно ее использовать при анализе сегментов рынка.
Концепция безразличия предполагает наличие альтернативных издержек (упущенных выгод), так как индивид, приобретая какой-либо товар, отказывается от благ, которые были бы ему доступны при приобретении другого товара. Индивид пребывает в состоянии безразличия только в том случае, если альтернативные издержки, связанные с выбором какого-либо товарного набора, не превышают совокупной полезности другого варианта.