Объективная спецификация
Объективная спецификация представляет собой нахождение математической функции, которая легко поддается обработке и как можно точнее соответствует субъективной спецификации. Вероятно те, кто не занимается составлением моделей, будут удивлены, какие затруднения это может вызвать. В табл. 2 перечислены некоторые простые выражения, а в табл. 3 — их связь с качественной спецификацией. Выбор определяется ответами на серию вопросов и экономичностью (простотой) процесса:
♦ Как много правильных характеристик имеет выражение? Ни одно выражение не содержит всех нужных характеристик и не будет способно всегда идеально подходить к любым данным. Отсюда возникает вопрос: «Каковы важнейшие характеристики?». Например, при оценке влияния складской площади может не иметь значения, что двойное логарифмическое выражение показывает нулевое значение объема продаж в случае, если товар занимает нулевую складскую площадь. Но это неприемлемо в рекламной модели, где продажи осуществляются и в периоды отсутствия рекламы.
♦ Как много неверных характеристик имеет выражение? Выражение может очень хорошо подходить в некоторых отношениях, но быть совершенно неправильным в других. Многочленное выражение гибко, но при экстраполяции может давать нелепые результаты, показывая объем продаж, стремящийся в крайних значениях к плюс или минус бесконечности.
♦ Можно ли произвести расчеты? В некоторых случаях неизвестные коэффициенты легко вычисляются с помощью анализа регрессии. В других случаях, например в очень гибком выражении Гомперца, это невозможно. Это означает, что необходимо более интенсивное применение компьютерных вычислений и менее известных методик.
♦ Можно ли выражение оптимизировать? Линейное выражение вообще не дает оптимума, поэтому если цель — применить модель для распределения ресурсов между товарами или СМИ, то оно бесполезно. Оно может руководить распределением ресурсов, но не покажет, когда остановиться. Другие выражения, такие как полулогарифмическая модель, дают простые правила распределения, выведенные прямо из уравнений. Третьи, такие как нелинейные выражения, гораздо труднее оптимизировать. На самом деле каждое выражение вогнутой кривой может давать оптимум, но с некоторыми это сделать легче.
♦ Использовалось ли выражение раньше? Некоторые выражения завоевали доверие благодаря широкому применению; другие применяются редко. Двойная логарифмическая модель имеет некоторые недостатки, но она гиб-
Таблица 2 Простые выражения
|
кая и поэтому применяется, чтобы представить маркетинг-микс. Простота полулогарифмической модели — причина ее популярности при решении задач с распределением ресурсов. Применение популярных моделей уменьшает возможность глобальной ошибки и искажения результатов в спецификации.
В своей модели финансирования рекламы П. Дойль и Дж. Сондерс (Doyle and Sanders, 1990) использовали полулогарифмическую модель, чтобы представить связь между объемом продаж музыкальных записей и затратами на рекламу:
5t = c+pln(Pt_)) + dn(Vt_,) + M(, (7.1)
где:
St — объем продаж за t-ю неделю;
Pt _, — объем рекламного воздействия в прессе за предыдущую неделю;
Vt j — объем воздействия телерекламы за предыдущую неделю;
с — неизвестная константа;
р, v — неизвестные коэффициенты (эластичность воздействия);
ut — элемент ошибки;
In — натуральные логарифмы.
В зависимости от поставленной задачи данные собираются одномоментно или за некоторый период (временной ряд). Модели с временными рядами (отслеживающие) могут примерно определить воздействие рекламы или стимулирования на
о
СО
Таблица 3 Характеристики спецификаций
|
Теоретические основы |
объем продаж или долю рынка. Ежегодные данные для построения временного ряда редко используются, поскольку требуемое количество точек ретроспективы заставляет разработчика модели рассматривать слишком далекое прошлое (т. е. 24 года). Есть вероятность, что с течением времени связь между объемом продаж и переменными маркетинга-микс менялась, и поэтому вся работа лишается надежности. Более разумно использовать ежемесячные данные, потому что за период в три года, в течение которых связи могут сохраняться, можно получить данные по 36 временным точкам. Однако даже за это время ситуация часто меняется и в данных возникнет дискретность. Приходится также бороться с сезонными колебаниями.
Одномоментные данные существуют там, где информация поступает одновременно из нескольких мест. Например, в магазинах с электронными кассами можно отследить соотношение между объемом продаж и продвижением какого-либо товара на примере большого количества торговых точек.
Если собранные данные неточны или некоторые временные серии более точны, чем другие, результаты искажаются. Исследования, занимающиеся измерением телевизионной аудитории, более точны, чем средства измерения аудитории любых других СМИ, поэтому, как правило, они дают более надежные результаты. Всегда будет искажение из-за различного качества данных, но там, где возможно, следует сравнивать данные, аналогичные по качеству. Из этого следует, что профессиональные медиа-ассоциации поступят правильно, улучшив качество регистрации результатов своей работы, если только они стремятся увеличить привлекательность пользования их средством информации.