Мониторинг
Однажды возникнув, потребность в рыночном моделировании никогда не исчезнет. Каждый год меняются фирмы, рынки, клиенты, начинаются новые кампании. Это означает, что маркетинг-микс тоже должен изменяться. То, что является наилучшим решением в одном году, не будет наилучшим в другом. Мониторинг предполагает обращение к прошлым решениям, чтобы посмотреть, работают ли они до сих пор. Он выявляет отклонение, чтобы узнать, требуется ли модели новая информация. Он осуществляет обратную связь с построением будущих моделей.
Рыночное моделирование - резюме
Менеджерам нужны знания и для того, чтобы использовать модели, и чтобы их строить. Из опыта вытекают некоторые полезные заключения. Простые методы часто дают ответы, которые настолько же хороши и надежны, как и результаты гораздо более сложных техник. Необходимо понимать основу спецификаций и то, как осуществлять предварительные расчеты модели. Менеджеры должны быть в состоянии задавать вопросы и разглядеть, надежны ли результаты.
Рыночное моделирование кажется жестким и конкретным процессом, но оно не таково. Опыт и суждение играют основную роль, а польза результатов — в том, чтобы направлять процесс принятия решений, а не в том, чтобы их принимать на основе модели. Математика ограничивает разработчиков модели так же, как природа ограничивает инженера. Авиаинженер вынужден работать с алюминием с его проблемами усталости материала потому, что это наилучший из доступных материалов для такой работы. Разработчик рыночных моделей оказывается перед такими же проблемами. Все параметры могут быть осмыслены и все желаемые характеристики известны, но для того, чтобы представить их все, просто не существует способа. Модель может направить менеджера в противоположную сторону от наихудших решений и по направлению к наилучшим, но стратегические решения принадлежат ему самому.