Детерминанты структуры канала
Структура каналов распределения, с точки зрения их длины, плотности и типов участвующих посредников, определяется в основном тремя фундаментальными факторами:
1. Функции распределения, которые необходимо реализовать.
2. Экономическая составляющая реализации функций распределения.
3. Стремление менеджмента контролировать распределение.
Реализуемые функции распределения
Существуют различные перечни функций распределения, также часто называемых маркетинговыми функциями, или иногда функциями канала, начиная с возникновения маркетинга как отдельной дисциплины ( Weld, 1917). Такие функции, как покупка, продажа, принятие рисков, транспортировка, хранение, обработка заказов и финансирование упоминаются практически во всех из них. Также используются другие, менее общие, функции, такие как концентрация, выравнивание и распределение-, посредством их основные функции каналов распределения должны сводить продукты вместе от многих изготовителей (концентрация), выравнивать количества продуктов для баланса предложения и спроса (выравнивание) и доставлять их к конечным клиентам (распределение). Другие концепции функций распределения описывают их в терминах процесса сортировки, состоящего из аккумулирования продуктов от многих производителей, сортирования их в соответствии с обозначенными целевыми рынками и подбора продуктов в удобный ассортимент, чтобы облегчить целевым рынкам усилия по совершению покупок (Alderson, 1957). Есть также гораздо более подробные описания функций распределения, где в этом качестве представлялись очень специфичные виды де - ятелыюсти, иногда характерные исключительно для конкретной отрасли промышленности или торговли (Rosenbloom, 1987).
Вне зависимости от списка выбранных и принятых функций распределения стоящее за ними логическое обоснование одинаково для всех. Можно обозначить его следующим образом: функции распределения реализуются для завершения сделок между покупателями и продавцами. Обоснование этого — то, что существуют несоответствия между покупателями и продавцами, которые должны быть преодолены посредством реализации функций распределения. Структура канала, выбранная для реализации функций, отражает то, каким образом функции распределены между различными участниками рыночных отношений: оптовыми и розничными торговцами, агентами, маклерами и другими.
Каковы эти несоответствия, которые существуют между производством и потреблением и которые должны быть преодолены посредством реализации маркетинговых функций? В литературе по данному вопросу рассматриваются четыре типа такого несоответствия:
1. Количественное несоответствие.
2. Ассортиментное несоответствие.
3. Временное несоответствие.
4. Пространственное несоответствие.
Количественное несоответствие
Количества, в которых товары производятся для достижения низких средних удельных затрат, обычно слишком велики, чтобы какой-либо отдельный потребитель мог полностью использовать их немедленно. Поэтому такие субъекты в структуре канала, как оптовики и розничные торговцы, играют роль своеобразного буфера, сглаживающего противоречия между массовым производством и ограниченным потреблением и обеспечивающего дробление на более мелкие партии, требующиеся отдельным клиентам.