малый бизнес > МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ
Малый бизнес — слова и дела
Значение малого бизнеса для нормального существования страны с рыночной экономикой подчеркивается и даже превозносится на всех уровнях власти и всеми политическими и общественными деятелями.
Основания для этого достаточно веские: во - первых очевидное процветание малого бизнеса в большинстве развитых стран вызывает желание последовать их примеру; во - вторых малый бизнес является способом выживания многих производств, дезорганизованных и частично уничтоженных в период экономических и политических преобразований. Собственно большая часть существующих ныне малых предприятий созданы на осколках советских организаций, а бизнесменами стали в основном руководящие работники различных уровней. Вероятно, данное превращение полезно, поскольку повышает гибкость планирования и максимально приближает производство или услугу к потребителю.
Рассмотрим, однако, структуру малого бизнеса. Наиболее доходными и соответственно распространенными являются предприятия, связанные с медициной и косметологией, стоматологией и фармацевтикой; очень востребованы бухгалтерские услуги. Также востребованы реклама и интернет - технологии. Правда данная деятельность в большинстве случаев требует специальных знаний, но при их отсутствии можно заняться торговлей, ростовщичеством, частной охраной.
Данные занятия, безусловно, нужны и способствуют поддержанию занятости и выживанию, а порой и процветанию определенных групп населения.
Но причем здесь экономическое развитие, которому должен способствовать малый бизнес. Под развитием подразумевается, прежде всего, создание новых мощностей для производства товаров с использованием прогрессивных технологий. Но это в лучшем случае. А как минимум это просто создание новых предприятий с целью увеличения общих объемов производства и расширения ассортимента товаров.
На этом пути существуют значительные препятствия. В отличие от нотариальной конторы или зубоврачебного кабинета промышленное предприятие, даже малое, требует немалого помещения, причем специально оборудованного. Ему нужны коммуникации, на подключение которых необходимы особые разрешения. Ему нужно оборудование, которое дорого стоит. На все это нужны деньги, а отдача наступит не очень быстро.
Даже в пищевой промышленности при самых благоприятных условиях срок окупаемости составляет не меньше года. При производстве любой сложной техники эти сроки возрастают многократно, с учетом времени внедрения на рынок.
Не с этим ли связано подавляющее преобладание иностранного оборудования практически во всех учреждениях и предприятиях? Да что говорить об оборудовании, если болты и гайки закупаются подчас в Италии.
Вывод очевиден: лозунги и призывы хорошо бы дополнить соответствующими законами о финансировании и кредитовании.