Надежен, как «роллс-ройс»
Если помните, в переводе с латыни «велосипед» означает «быстрые ноги». Руки же бездействуют во время езды, спокойно опираясь на двурогий руль. А мальчишкам руль и вовсе без надобности — лихо ездят «без рук».
И вот одновременно в нескольких странах изобретатели задумываются, как бы включить в работу руки — ведь при этом резко возрастает скорость. Конструирует оригинальную приставку к самому обычному велосипеду Е. Воробьев. Решение тактично и не требует переделки велосипеда. Хотите? — добавим лишнюю тягловую силу. Не желаете? — снимем. Приставка, снабженная педалями, обеспечивает передачу усилия на переднее колесо, нагрузка поровну — и для рук, и для ног. Имеются новые предложения и у инженера Н. Меркулова, его идея — создать рычаги для рук.
Приучает к работе мышцы рук и мюнхенец Зигфрид Лерин, он ловко приспосабливает ручной привод к переднему колесу своего велосипеда. Однако его английский коллега Гарольд Бат с нескрываемой иронией посматривает на эту забаву. Его конек — маховик.
Бат «замахнулся» на маховик прежде всего потому, что это накопитель энергии, надежный, как мотор «роллс-ройса». Маховик, прилаженный к раме, раскручивается, аккумулируя энергию, передаточный механизм (кстати, сооруженный из деталей двух старых велосипедов) его «подзаряжает». Машина Бата пользуется популярностью не только в Англии, но и за рубежом. Как же она «действует»?
Англичанин уверенно садится в седло (оно подвижно) и тотчас своим весом опускает его вниз. Механизм живо откликается и через рычаг и шестерни приводит в движение колесо. Бат едет. Достаточно несколько раз привстать с седла, которое тотчас поднимается вслед за ездоком, и двухколесный экипаж начинает разгоняться. Но Бат не отвергает и педали — они не помешают при езде в гору. Интересно, что направление их вращения можно менять. Ведь раскручивая педали в одном направлении, ездок заставляет работать лишь одну группу мышц, меняется направление вращения — сокращаются уже другие мышцы.
Эта идея оказалась заразительной — прежде всего потому, что она рациональна: в то время, как одни мышцы ног работают, другие отдыхают. Плохо ли? И вот харьковчанин В. Плевако решил попробовать. Он реконструирует передачу и при езде раскручивает педали не только вперед, но и назад, а его «ландолет» все так же уверенно продвигается вперед.