Легенды и были об экомобиле
Велосипед — древний и современный... В таинственном Египте задолго до нашей эры существовал необычный символ — крылатый амур, но не летящий, а касающийся высокого стержня, завершающегося у земли двумя колесами. На античных фресках можно увидеть мятежную римскую богиню счастья и удачи Фортуну, несущуюся на одном колесе. Или вспомним «Илиаду» — Гомер рассказывает о том, как Гефест создавал трехколесные коляски, чтобы представить это чудо совету богов. И кто может теперь с уверенностью утверждать, в мифах ли рождались необычные экипажи или чудесные коляски заставляли складывать о себе легенды.
К счастью, до нас дошли не только легенды. История оставила если не чертежи, то, во всяком случае, подробные рисунки этих сказочных колесниц.
Самобеглые коляски теснили врагов в Персии во времена Александра Македонского, катились по военным дорогам России, их использовали в средние века швейцарцы в же
стоких битвах с австрийскими феодалами.
Шло время, и пращур велосипеда — самокатка постепенно исключалась из военных баталий, поскольку конные колесницы были и быстрей и ма - невренней.
И все же она не исчезла бесследно, а преобразилась в карнавальный атрибут, стала своего рода игрушкой, правда, огромных размеров. Теперь скорость передвижения не имела ровным счетом никакого значения. Наоборот, чем медленнее передвигалась коляска, тем лучше можно было разглядеть ее причудливую форму, окраску, огромные, целиком увитые скульптурным орнаментом колеса. В «Нюрнбергской хронике» середины XVII века горожане могли прочитать интересное сообщение: «Коляска, которая идет свободно и не требует ни коней, ни другого тягла, и такая повозка идет в часе 2 тысяч шагов. Можно ее остановить, когда нужно. Можно на ней ехать, когда хочется, а все сделано из часового механизма». Очевидцы отмечали, что эта «триумфальная карета», как называли ее, была богато позолочена, украшена резьбой и аллегорическими статуями с вознесенными трубами, которые издавали громкие звуки, предупреждавшие пеших о приближении колесного дива.
И снова текло время, и самодвижущиеся коляски, или,
как их еще называли — «экипажи без лошади», становились проще, ехали быстрее. Причем в каждой стране судьба их была особенной...
К середине XIX века позолоченные колесницы уже отошли в прошлое, их заменили так называемые бисиклетки. И если художники в древности сами подчас строили уникальные экипажи, то впоследствии маэстро (среди них, например, были Тулуз-Лотрек, Фер - нан Лсже, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Жорж Брак, Умберто Боссиони и Петров - Водкин) с удовольствием изображают велосипеды уже заводского изготовления.
Так что же такое велосипед, существовавший, как мы убедились, почти на всем протяжении всемирной истории? Какие чувства, ощущения связывают с ним люди?
Как герой волшебной сказки, узнавший таинственное заклинание, ездок, или, как раньше говорили, бициклист, временно переступает порог, за которым мир других запахов, цветов и измерений. Мир, ритмично покачивающийся вокруг скользящего тела велосипеда. Мир, в котором золотые волны ржи, слепящая лазурь неба и всклокоченная пена облаков, росчерк сиреневых теней и дали заливных лугов, серебристая фата тумана и алмазные следы дождя. Мир, дарованный человеку «радостью велосипеда».
Французы с мягким лукавством назовут это чувство «жуа де ля бисиклет». Немцы с ге - тевской задумчивостью медленно произнесут, взвешивая каждый слог: «фройдэ дэс фарра - дэс». Испанцы будто простучат кастаньетами: «ля алег - рйя дэ ля бисиклета». Англичане с непререкаемой интонацией выпалят: «зэ джёй оф зэ байсэкл».
В наши дни популярность велосипеда, равно как и иных «чистых экипажей», объединенных словом «экомобиль»[1], огромна.
И вот что удивительно. На фоне современного бетона, стали и пластмасс еще больше подчеркивается обаяние линий и форм первых двухколесных экипажей. Неловкие на первый взгляд абрисы старинных «двуколок» словно приближают к нам те далекие времена, подобно тому, как сверхновые удивительные конструкции позволяют заглянуть в будущее.
Каждая модель такого мускульного экипажа, несмотря на ее типологическое родство с другими,— явление уникальное. В книге вы познакомитесь как с особо выдающимися памятниками «дизайнерской культуры», так и с большими семействами родственных групп самокаток.
Среди творцов самобеглых колясок были и талантливые простые крестьяне, например Леонтий Шамшуренков, и озаренные «чудаки», такие, как Джованни ди Фонтана, и великие механики — Иван Кули - бин. Они вдохнули в свои поделки — в самом высоком смысле этого слова — частицу души, и поэтому соприкосновение с ними никогда не перестанет быть волнующим.
Автор