«Кэрри мо» и мобильные «вигвамы»
Плохо отправляться в путешествие без рюкзака! Но где пристроить его велосипедисту? Интересно, куда укладывали багаж наши деды, готовясь к дальним поездкам? Перед глазами архаичная модель образца 1890 года — самокатка «на дутиках». Экипаж экипирован: птичье крыло седла замыкается маленькой кожаной сумкой для документов, никаких багажников нет, под сумкой висит на стальных проволочных кронштейнах кожаный ранец, а впереди, перед рулем, еще и объемный саквояж. Перед ним поместился фонарь — масляный, желтый, с мягким светом, часы, укрепленные на руле, отсчитывают путевое время.
А как экипируются в долгий путь спустя сто лет? Багажника — два, над передним и задним колесами. Груз, тот, что впереди,— между рогами руля, задний багажник тоже емкий, кожаные сумки расположены буквой П, как переметные сумы на лошадях. Но кожа немало весит, не пора ли перейти на нейлон? И вот на велосипед навьючивается экспериментальный багаж (его называют «Кэрри мо», что означает «большеносец»), который распределяется по всему «телу» экипажа. Такой метод разработали сами велосипедисты — проверен дорогой. Нейлоновые емкости продуманы до мелочей.
Для двухколесного велосипеда их предлагается много видов и модификаций. Вот, к примеру, один из возможных вариантов: сумка с карманом установлена перед рулем, две большие торбы — по обеим сторонам переднего колеса и еще три рюкзака окружают заднее колесо. Шесть багажных мест, расположенных компактно, не мешают поездке.
Самая доступная форма проведения отпуска на колесах — в кемпинге. Расходы на постройку кем - пингового прицепа ничтожны, поэтому такой огромный интерес вызвала, в частности, в Польше книга Адама Слодового «Строим туристские прицепы», выдержавшая уже два издания. Любой из путешествующих велосипедистов скажет, что туристское оборудование, перевозимое в рюкзаке, затрудняет саму езду — Слодовой предлагает раскрепощающий ездока небольшой одноколесный прицеп. На нем размещаются палатка, продукты, рыболовные снасти, за прицепом — сигнальная лампа и катафот. Если для прицепа используется колесо от детского велосипеда, то багаж помещается сверху, над ним, колесо побольше позволяет укрепить емкости по обе стороны от него, на двухколесной тележке устраивается объемистый багаж, а если вес его превышает 55 килограммов, Слодовой рекомендует применять рессоры.
Увлекались сооружением прицепов и американцы. Например, фирма «Уит Мейт» разработала специальный велоприцеп из фанеры, алюминия и брезента, причем это не только емкость для багажа. На стоянках прицеп (вес его 25 кг) превращается во вместительный разборный домик с дверью, окошком и тремя спальными местами. Но как увлечь его за собой? Здесь много предложений. Например, «дышло» прицепа нависает полукружьем над задним колесом, повторяя изгибом его форму, а крепится прицеп к велосипедной раме на шарнирном замке под седлом. Или же иной вариант: колесо прицепа находится далеко от велосипеда, примерно на расстоянии до полутора метров. Устойчивость экипажа при этом повышается и вместе с тем увеличивается площадь для навески багажа. Итак, в путь! «Трейлер» — постоянный спутник и «оруженосец» ездока — принимает на себя все тяжести (в прямом смысле слова) путешествия. Особенно он удобен для семейных путешествий. Велосипедный туризм прямо-таки создан для них. Это путь к семейному взаимопониманию — так решили две канадские супружеские пары. Они стартовали в Анкоридже на Аляске, затем их путь лежал на юг. Путешественники пересекли Канаду и финишировали уже в Соединенных Штатах Америки, в Монтане, одолев несколько тысяч километров.
С еще большим комфортом (а кстати, и багажом: почти 100 кг) могут путешествовать семейные пары на трехколесном веломобиле воронежского инженера Германа Грабора. Но комфорт: кресла вместо седел — сидишь, как в шезлонге, тент от солнца и дождя,— еще не все. Экипаж к тому же легок — разобрав, его несложно переносить в рюкзаке.