«Кареты без лошадей»
Механическая самокатка с ручным приводом и зубчатыми передачами впервые описана в 20-х годах XV века Джованни ди Фонтаной, профессором Падуанского университета. Старинные итальянские гравюры сообщают нам, какова была конструкция и как она действовала. На одном из рисунков, например, прекрасно виден деревянный полуоткрытый кузов, легкая крыша на деревянных опорах, под ней медленно вращаются два горизонтально установленных цилиндра с продольными брусками по периметру, они передают мускульное усилие ездока-возницы на целую систему шестерней, а через них на колеса. Даже просто глядя на гравюру, можно представить — работа была адовой. Обливаясь потом, ездок с трудом увлекал свой громоздкий экипаж, несовершенен был механизм и тяжела маши-
Профессор из Падуи Джованни ди Фонтана ездил в экипаже собственной конструкции |
На, поэтому дорогу приходилось выбирать не хуже Аппиевой.
Потребовалось еще одно столетие, чтобы «самобеглая» идея увлекла многих. К воплощению ее в разных странах подходили по-разному.
Интересными изобретениями могла похвастать, например, Германия. Так, в середине XVII века цирковой кузнец из Нюрнберга Иоханн Хауч прославился тем, что построил несколько необыкновенных карет и колясок. Пробой пера, а точнее сказать, молота и топора явилась трехколесная повозка, приводимая в движение руками. Двигалась она по городской брусчатке хотя и медленно, но без особых усилий, прекрасные многослойные кованые рессоры делали поездку мягкой и плавной. Затем Хауч создал богато украшенную четырехколесную самодвижущуюся карету, которую у него купила Швеция для принца Густава. Использовалась эта коляска для торжественных выездов.
Город Нюрнберг вообще оказался щедр на изо-
Бретателей «карет без лошадей». Стефан Фарфлер, например, «изобрел велосипед» по необходимости. В 1685 году этот нюрнбергский часовщик сломал ногу, болезнь и подтолкнула его к открытию. Однажды он выехал в город на экипаже собственной конструкции, основанной на принципе часового механизма, однако вместо гирь и пружин использовалась сила рук.