Извозчики, рикши и
Неугомонные трехколесные экипажи пробивают себе дорогу в толпе пешеходов и машин. Наконец, вырываются на свободные участки улиц и тут же, в мгновение ока, расцвечивают асфальт ожерельями спиц и козырьками тентов. Эти разноцветные — голубые, изумрудные, густо-синие, сиреневые, пурпурные — скорлупки создают удивительный, ни с чем не сравнимый колорит, как на картине художника-импрессиониста, с той разницей, что изображение ежесекундно меняется — калейдоскоп. Цвета набегают друг на друга, перемешиваются, расплываются и иногда застывают — это педальный возница высаживает пассажира. Вы спросите, где можно наблюдать такое сказочно богатое многоцветье? В Бангладеш, на Навабпур-роуд, главной торговой улице Дакки. Здесь царство велорикш.
Но вот Дакка позади. Шоссе сизым дымком медленно тянется в сторону Кокс-базара. Вся дорога и теперь заполнена рикшами, даже здесь, в сельской местности, их тысячи и тысячи. Автомобилю приходится приноравливаться к неспешной езде, искать свободные просветы. То же самое можно наблюдать и «в бананово-лимонном Сингапуре».
В Ханое насчитывается до 40 тысяч велосипедистов. Для подавляющего большинства вьетнамцев велосипед — это рабочая лошадка, юркий грузовой транспорт. Они несутся и по широкой улице Хюэ, и ловко скользят в тесных извилистых переулках старых кварталов, по оживленным торговым улочкам, которые так и называются: Кувшинов, Корзин, Вееров, Шляп, Причесок, Парусов, Серебра, Шелка, Рыбы, Сахара, Риса. А вот и велорикши с пассажирами под тентом-балдахином — женщиной с детьми, седовласым старцем.
...Раннее утро. Японский порт Харуми. Десятки велосипедистов медленно вывозят с территории порта тележки, доверху груженные продуктами. Ездоки прикрепляют тележку к велосипеду, усаживаются в седло и тотчас отправляются на рынки и в магазины. Двухколесный транспорт для извоза товаров приобрел настолько широкий размах, что японские велосипедные предприятия конструируют специальные велогрузовики.
Приближается час обеда. На асафальте появляется велосипедист, ловко управляющий одной рукой, другая занята. Пальцы крепкой кисти широко расставлены, держат фарфоровую пирамидку из сосудов, напоминающих пиалы. Он виртуозно везет, несет, возносит по лестницам и в лифтах дымящийся обед. Его ждут с нетерпением, длинные деревянные палочки «хаши» наготове. Быстрей, быстрей! Мимо конкурентов-продавцов с маленькими ароматными тележками, набитыми «якитори» — шашлычками на деревянных палочках.
«Велоизвозчиков» очень много в Японии. А вот рикш нет. Хотя, впрочем, не будем столь категоричны, рикши в Японии изредка мелькают. Колеса осторожно и величаво везут кимоно. Вот уже видно и лицо. Изысканный, утонченно-мраморный профиль. Мягкий излом губ. Пирамида прически и красивая, немного театральная поза. Кто же это? Прекрасная незнакомка? Да, именно такой, неожиданной и неизвестной, останется она даже для тех, чей стол сервирует и кого услаждают, дремотно успокаивая, ее неторопливые мягкие речи и движения. Это гейша — один из немногих персонажей старинной Японии, мирно ужившийся с XX веком.
Рикши — этот самобытный, чисто восточный транспорт — начинают появляться и в Европе. Ве - лотакси — это рикши по-европейски. Их нередко можно увидеть, например, на улицах Амстердама: спаренные велосипеды с рекламным козырьком - тентом, впереди над передними колесами большой проволочный лоток для багажа. Порой, как в ряде городов ФРГ, такисисты используют многоместный тандем. Существуют даже специальные стоянки возле табло, светящегося в вечерние часы.
Европейские велоизвозчики доставляют не только пассажиров, но и небольшие грузы. Так, в Югославии недавно соорудили грузовой велосипед универсального использования, на нем в большой тележке рабочие могут транспортировать грузы, чтобы не гонять лишний раз тракторы или автокары на внутризаводских территориях. В южных городах грузовой велосипед, оборудованный «сатуратором», помогает развозить газированную воду. Пришелся он «ко двору» и югославским дворникам — на велосипед устанавливается съемный ящик для мусора, прикрепляются метла и совок.
Постепенно приживается грузовой велосипед и у нас в стране — в Литве и в Украине. Красочно одетые продавщицы развозят мороженое по улицам Шяуляя, а харьковчанин Диндорога соорудил особый раскладной багажник — он аккуратно и компактно сложен, раскрывается только в тех случаях, когда нужно доставить какой-нибудь груз (не более 60 килограммов).
Надо сказать, что в России грузовой велосипед впервые появился еще в 20-е годы нашего века, сооружение это напоминало современный мотоцикл с коляской. Для особо тяжелых грузов в те же годы применялся и другой — рессорного типа: большой багажный ящик устанавливали на два передних колеса и сверху снабжали рукояткой вместо велосипедного руля. Седок располагался на седле позади.