Три платформы
Среди изученных нами компаний наиболее успешны и неоднократном осуществлении ценностных инноваций те, что строили своих разработки на трех платформах — продукт, сервис и доставка. Смысловые оттенки этих терминов могут варьироваться в разных отраслях и компаниях, однако под продуктом обычно понимается изделие, под сервисом ■— техническое и гарантийное сопровождение, обслуживание покупателей, обучение дилеров и дистрибьюторов, под доставкой — логистика и каналы распределения.
Очень часто руководители, стремящиеся к ценностным инновациям, концентрируются исключительно на продуктовой составляющей, пренебрегая двумя другими. В долговременной перспективе такой подход не приносит выдающихся результатов, ограничивая возмолчности многократного осуществления инноваций. С появлением новых технологий и изменением потребностей покупателей обновляется и инновационный потенциал каждой из составляющих. Подобно тому как хорошие фермеры чередуют выращиваемые культуры, так и хорошие инноваторы чередуют платформы своих нововведений. (См. раздел «Virgin Atlantic: взмывая над традиционной логикой» в конце этой статьи.)
История серверного бизнеса Compaq, сыгравшего немаловажную роль в возрождении компании, наглядно демонстрирует, как три указанные составляющие могуг попеременно служить платформой для создания новых ценносгных кривых. (См. диаграмму «Как Compaq сохранила лидерство на рынке серверов?») В конце 1989 г. Compaq представила свой первый сервер, SystemPro, поддерживающий пять основных операционных систем— SCO UNIX, OS/2, Vines, NetWare и DOS — и способный работать с большим количеством прикладных программ. Остальные серверы, представленные к тому времени на рынке, также могли работать с несколькими операционными системами и многими прикладными программами. В Compaq, однако, заметили, что большинство потребителей ограничиваются использованием
14 —572В малой толики возможностей сервера. Изучив потребности, характерные для основной части пользователей, компания решила создать радикально упрощенный сервер, оптимизированный для работы исключительно с NetWare и File and Print. Появившийся на рынке в 1992 г. ProSignia являл собой ценностную инновацию продукта. Новый сервер позволял потребителям работать с File and Print в два раза эффективнее, чем SystemPro, и при этом стоил в три раза дешевле. Компания Compaq осуществила эту ценностную инновацию главным образом за счет ограничения совместимости, что позволило ей существенно снизить затраты на производство.
Когда конкуренты начали копировать ProSignia и ценностные кривые участников рынка стали сближаться, Compaq реализовала следующий квантовый скачок, отталкиваясь на этот раз от сервисной платформы. Увидев в своих серверах не автономные продукты, а элементы общей для пользователей потребности, Compaq поняла, что 90% затрат потребителя приходится на сетевые услуги и лишь 10% — на серверы как таковые. Однако компания, как и остальные работающие в этом секторе фирмы, направляла все силы на максимизацию экономической эффективности наименее дорогостоящего для покупателей элемента — аппаратного оборудования.
Compaq переориентировала свои усилия и предложила пользователям новый сервер ProLiant 1000, снабдив его двумя инновационными программными продуктами. Первый, SmartStart, представлял собой набор процедур по конфигурации и интеграции сервера. Это сокращало время, необходимое для отладки серверной сети и практически исключало вероятность ошибок, обеспечивая надежную работу сервера буквально с первого дня. Второй программный продукт, Insight Manager, помогал пользователям следить за состоянием серверных сетей, выявляя, например, перегревающиеся платы или проблемные дисководы прежде, чем они успевали выйти из строя.
Реализовав ценностную инновацию на основе сервисной составляющей, Compaq построила новую ценностную кривую, снова опередив конкурентов и расширив свой рынок. Компании, ие имеющие глубоких знаний в области информационных технологий, сомневались в своей способности конфигурировать серверные сети и управлять их работой. SmartStart и Insight Manager избавили их от этих сомнений. ProLiant 1000 стал настоящей звездой рынка.
Все больше и больше компаний стали приобретать сетевые серверы, и Compaq обратила внимание на то, что ее потребителям часто не хватает площадей для размещения компьютерного оборудования. Дорогостоящие серверы втискивали в шкафы или оставляли на полу со спутанными проводами, что, несомненно, не могло идти им на пользу. Они часто повреждались, и их было неудобно обслуживать.
Поскольку главное внимание Compaq уделяла потребительской ценности, а не действиям конкурентов, компания почувствовала, что пришло время для следующей инновации на базе продукта. Compaq предложила потребителям монтируемый в стойке ProLiant 1000 Rack-Mountable Server, предусматривавший размещение всех имеющихся в организации серверов в одном высоком, узком шкафу. Это решение обеспечивало эффективное использование пространства, предохраняло серверы от повреждений и гарантировало удобный доступ для ремонта, обслуживания и модернизации. Компания сконструировала свой стеллаж таким образом, что в него легко устанавливались как серверы самой Compaq, так и оборудование других производителей. Это сделало новый продукт привлекательным для большего количества покупателей и лишило смысла идею копирования. Ценностная кривая Compaq опять отклонилась от кривой, сложившейся в отрасли, а объемы продаж и прибыль компании снова взлетели вверх.
В настоящее время Compaq сосредоточилась на третьей платформе — доставке. Компания готовит очередную ценностную инновацию, призванную радикально сократить время, которое проходит с момента получения заказа до момента доставки оборудования. Долгие сроки выполнения заказа требуют от покупателя прогнозировать будущие потребности — непростая
задача— и порой вынуждают прибегать к дорогостоящим решениям и собирать необходимую конфигурацию из имеющегося в наличии оборудования. Теперь, когда сетевые серверы получили широкое распространение и спрос на них растет с каждым днем, Compaq решила, что, сократив сроки выполнения заказов, она реализует новый квантовый скачок. Компания работает над системой, позволяющей в течение 48 часов изготавливать и отгружать продукт с указанными потребителем характеристиками. Эта ценностная инновация призвана сократить затраты на товарно-материальные запасы и минимизировать скопление устаревших продуктов.
Используя в качестве платформы для ценностных инноваций все три названные составляющие, компания сумела сохранить разрыв между своей ценностной кривой и ценностными
Как Compaq сохранила лидерство на рынке серверов?
Производительность Цена
Надежность
Возможности настройки конфигурации Упраоляемость
Реализовав вслед за первой инновацией... Компоненты продукта или услуги Способность к расширению Совместимость с приложениями общего назначения Соэместммостъ формата файла с печатью |
... еще одиу,.. еще одну |
1993 ProLiant 1000 |
Н*!»кий бысежии Ниікии высоииА пиікии Нмсокий Относительный Относительный Относительный Греми» уровень уровень |
1/92 РюЫдгиа |
Удобство размещения Удобство обслуживания Информационная безопасность
Кривыми своих соперников. Систематические ценностные инновации позволяют Compaq, несмотря на активность конкурентов, сохранять мировое лидерство в производстве серверов. С момента второго рождения Compaq объемы ее продаж и прибыли увеличились почти в четыре раза.