Креативное мышление в бизнесе

О пользе осмотрительности

Анализ личностных качеств, подобный описанному здесь, -— все­го лишь полезный инструмент и имеет множество ограничений.

Эти диагностические средства описывают индивидуума исклю­чительно с точки зрения когнитивных и коммуникативных предпочтений. Они не оценивают способностей и интеллекта и не прогнозируют поведение. Ни МВТҐ, ни HBDI ничего не ска­жут о присутствии других качеств—любознательности, смелос­ти, умения поставить себя на место другого, добросовестности или напористости, от которых в немалой степени зависит успех инновационного процесса.

Когнитивные предпочтения можно отнести к достаточно устойчивым характеристикам человека, но жизненный опыт способен на иих влиять. Так, повторное применение опрос­ника МВТГ на протяжении ряда лет показало тенденцию сме­щения мыслительного типа в сторону чувствительного, когда человек обзаводится детьми. Однако по большей части иссле­дования с использованием как МВТҐ*, так и HBDI свидетельс­твуют, что основные когнитивные предпочтения сохраняют­ся независимо от профессиональных занятий и социальных условий.

Важно заметить, что использовать подобные инструмен­ты должны только специально обученные люди. В противном случае есть риск не только ошибочного толкования результа­тов (например, нейтральное описание предпочтений может превратиться в навешивание ярлыков «правильного» и «непра­вильного» поведения), но и вторжения в частную жизнь или создания стереотипных представлений. Несомненно, в природе человека упрощать сложные представления, чтобы сделать их более понятными; все мы то и дело попадаем во власть стерео­типов, воспринимая людей в зависимости от их языка, одежды или поведения. Хотя диагностические средства, о которых идет речь, имеют серьезный научный вес, при неправильном ис­пользовании они могут принести вред. Только основательный, структурированный анализ может гарантировать, что сужде­ния не окажутся поверхностными или ошибочными. И без се­рьезных затрат времени и сил трудно ожидать, что коллизии будут творческими.

 

О пользе осмотрительности
ДИН ИЗ ПАРАДОКСОВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖ­

МЕНТА в том, что, несмотря на всеобъемлющие перемены в технической и социальной сфере, происходящие так быстро, что кажутся не связаными с естественными темпами эволюции, человеческая натура на протяжении тысячелетий остается неиз­менной. Людям всегда были свойственны разные подходы к ре­шению проблем. Почему же именно в наши дни понимание этих различий становится настолько важным? Потому что создание сложных современных продуктов невозможно без совместной работы индивидуумов, которые заведомо в силу естественных особенностей плохо понимают друг друга. Сегодняшняя жизнь требует умения быстро находить общий язык. Если не направить возникающие трения в креативное русло, разногласия будут по­давлять творческие импульсы как отдельных индивидуумов, так и организации в целом. При умелом же обращении энергия, выделяемая при столкновении разных стилей мышления, будет подталкивать инновационный процесс.

 

Методика MBTI* использует четыре пары основных ха­рактеристик для создания матрицы из 16 типов личности;

Экстраверсия (Е)—интроеерсия (1).] Первая пара признаков показывает, на чем человек предпочитает фокусировать свое внимание. Шкала Е-1 говорит об источнике внутрен­ней энергии индивидуума: экстраверты (Е) «заряжаются» энергией от других людей, а интроверты (I) черпают силы в себе. Тем и другим оптимальные для противоположного типа условия работы кажутся изматывающими Сенсорика (S) — интуиция (N). вторая пара указывает на способ усвоения информации Представители сенсор­ного типа (S) задействуют для сбора информации свои пять чувств, в то время как представители интуитивно­го типа (N) склонны к менее прямым методам познания, оперируя такими понятиями, как примеры, отношения, догадки. Так, в ответ на просьбу описать один и тот же портрет представители сенсорного типа могут упомя­нуть рельефные мазки краски или шрам на левой щеке героя, а интуитивисты начнут воображать, что, судя по мрачному выражению глаз человека, он, должно быть, страдал от депрессии или жил в тяжелые времена. Мышление (Т) — чувствование (F). Третья пара характери­зует способ принятия решений. Представители чувству­ющего типа (F) используют свой эмоциональный потен­циал, ориентируясь на человеческие ценности и соб­ственные представления о добре и зле. Представители мыслительного типа (Т) склонны выносить решение на основе логических, «объективных» критериев оценки истинного и ложного.

Решение (J) — восприятие (Р). Четвертая пара описывает отношение личности к внешнему миру. Представите­ли типа, выносящего решение, суждение (J), испыты­вают высокую потребность в подведении итогов. Они быстро принимают решение, основываясь на доступ­ной информации, и двигаются дальше. Представители воспринимающего типа (Р) предпочитают оставаться от­крытыми для нового опыта. Они занимают выжидатель­ную позицию, стремясь собрать необходимое для них количество информации. Первые жаждут ясности, для вторых притягательна неопределенность.

 

Описания 16 типов личности по MBTI" приведены в таб­лице.

Психологические типы по MBTI®

Сенсорные типы (S)
Мыслящий (Т) Чувствующий (F)
Z &

О

Решающие (J) ISTJ

Серьезные, спокойные, добивают­ся успеха благодаря своей скру­пулезности и сосредоточенности. Практичные, дисциплинирован­ные, приземленные, логичные, реалистичные, надежные Берут ответственность на себя

ISFJ

Спокойные, дружелюбные, добро­совестные и ответственные. Прила­гают все усилия, чтобы выполнить свои обязательства Усердные, вни­мательные, аккуратные. Лояльны и тактичны

А

0 £

S

Воспринимающие (Р) 1STP

Невозмутимые наблюдатели — спокойные, сдержанные, склонны к анализу Часто проявляют ин­терес к объективным законам, к тому, почему и как работают раз­личные механизмы Отличаются тонким чувством юмора

ISFP

Засте н чи в ы, спо ко й но-дружел юбны, чувствительны, добры. Скромны в оценке собственных способностей, избегают споров. Верные последо­ватели Часто не слишком торопят­ся доделать начатое

Ш 2 Ь Воспринимающие (Р) ESTP

Не склонны к фантазиям, беспо­койству и спешке, умеют находить положительные стороны в любой ситуации. Могут проявлять неко­торую резкость и неделикатность Незаменимы е прикладной работе, когда нужно что-нибудь собрать или разобрать

ESFP

Общительны, беззаботны, покла­дисты, дружелюбны, своим весель­ем заражают других Любят спорт и прикладное творчество Легче запо­минают конкретные факты, чем тео­ретические выкладки

Га а

Ь ^

ҐП

Решающие (J) ESTJ

Прагматики. Трезво и реалистич­но смотрят на вещи, имеют врож­денную склонность к бизнесу и механике Не интересуются пред­метами, которые, по их мнению, не имеют практической пользы. Лю­бят управлять и организовывать

ESFJ

Участливы, разговорчивы, поль­зуются всеобщей популярностью. Добросовестны, склонны к сотруд­ничеству. Стремятся к гармонии. Лучше всего работают при поощре­нии. Не проявляют большого инте­реса к абстрактным рассуждениям и техническим темам

Психологические типы по MBTI® (окончание)

Интуитивные ТИПЫ (ЇМ)
Чувствующий (F) Мыслящий (Т)
Решающие (J) Интроверты (I) INFJ

Добиваются успеха благодаря упорству, оригинальности и готов­ности сделать все, что от них тре­буется Спокойные, но волевые, добросовестны, внимательны к ок­ружающим Пользуются уважением руководителей

INTJ

Как правило, отличаются само­бытным складом ума, проявля­ют активность в осуществлении собственных замыслов и идей Скептичные, решительные, пеза висимые, критически настроен ные Часто упрямы

Воспринимающие (Р) INFP

Любят учиться, знакомиться с новы­ми идеями, интересуются языками Им нравится работать независимо от других Нередко взваливают на себя слишком много, но как-то умуд­ряются все выполнять Дружелюбны, но склонны погружаться в себя

JNTP

Спокойные, сдержанные бес­страстные Хорошо восприни­мают научные, теоретические выкладки Предпочитают обсуж­дать серьезные темы, избегают вечеринок и разговоров о пус тяках Имеют строго определен ные интересы

Воспринимающие (Р) j Ш

I

О

ENFP

Пылкие, восторженные, веселые, изобретательные. Обладают твор­ческим воображением Способны выполнить любое задание, при ус­ловии, чго оно им интересно Быс­тро приходят на помощь и находят решение проблемы

ENTP

Деятельны, изобретательны, об­ладают многими навыками В спо­ре ради забавы могут выступить в защиту любой из сторон Обнару­живают находчивость при реше­нии сложных проблем, однако к рутинной задаче могут отнестис ь пренебрежительно

Решающие (J) і Ей

D

О.

T v

ENFJ

Отзывчивы и обязательны В боль­шинстве случаев искренне неравно­душны к тому, что думают и чего же­лают другие Общительны, пользу­ются популярностью у окружающих Восприимчивы к критике и похвале

ENTJ

Открытые, сердечные, реши­тельные Настоящие лидеры Умеют убеждать и вести аргу­ментированное обсуждение Порой бывают несколько са­моуверенны, неадекватно оце­нивая свой опыт в конкретной сфере деятельности

Перепечатано с некоторыми изменениями из пятого издания книги Изабель Бриггс Майерс Introduction to Туре с разрешения издателя, Psychologists Press, Inc, Palo Alto, CA 94303 Авторские права (1993} сохраняются и принадлежат издательству Psychologists Press, Inc Воспроизведение без письменного согласия правообладателя запрещено

Креативное мышление в бизнесе

Ценностная кривая Formule 1

Formule 1 предлагает основной части клиентов, пользующихся услугами недоро­гих гостиниц, продукт беспрецедентной потребительской стоимости, обеспечи­вая им максимум того, в чем они нуждаются больше BcerOj и минимум того, без чего люди …

О вреде конкуренции и пользе повторения

Что происходит, когда компания создает новую ценностную кри­вую? Рано или поздно ее начинают копировать остальные. Во мно­гих отраслях между появлением инновации и началом ее копиро­вания проходит достаточно долгий период, но …

Три платформы

Среди изученных нами компаний наиболее успешны и неод­нократном осуществлении ценностных инноваций те, что стро­или своих разработки на трех платформах — продукт, сервис и доставка. Смысловые оттенки этих терминов могут варьиро­ваться …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.