Жаротрубные котлы и котлы с дымогарными трубками
Вначале появились барабанные котлы с горизонтальным обогреваемым барабаном (рис. 15.1, а). Стремление к увеличению поверхностей нагрева котла привело к появлению жаротрубных котлов с одной жаровой трубой (рис. 15.1, б), а затем и с двумя жаровыми трубами. Дальнейшее увеличение поверхности нагрева при том же диаметре барабана было получено в котлах с дымогарными трубками (рис. 15.1, б').
Достоинства жаротрубных котлов:
1) малое колебание давления при неравномерном расходе пара;
2) сухой пар (велико зеркало испарения);
3) простота и легкость обслуживания;
4) малый ремонт.
Недостатки:
1) медленная растопка;
2) велика занимаемая площадь;
3) значительный вес;
4) непригодны для высокого давления.
Недостатки котлов с дымогарными трубками:
1) наличие плоских днищ (в днищах развальцованы трубы. Расстояние между отверстиями невелико);
2) в нижней части барабана накапливался шлам;
3) имело место отложение золы в дымогарных трубках;
4) ограничено давление ввиду наличия плоских днищ.
На рис. 15.2 представлена схема комбинированного котла с жаровой трубой и дымогарными трубками. К этому типу котлов относятся, например, судовые оборотные котлы. Часть дымогарных труб выполнена в виде анкерных связей. Плоские днища плохо сопротивляются давлению. Давление в них обычно не превышало 0,8-1,6 МПа. К этому типу котлов относятся и локомобильные котлы.
Рис. 15.1. Схемы цилиндрического и газотрубных котлов: а - простой цилиндрический котел; б - жаротрубний котел; в - котел с дымогарными трубами; |
1 - барабан; 2 - топка; 3 - жаровая труба; 4 - дымогарные трубы; 5 - водяной объем котла; 6 - паровое пространство (стрелками показан путь дымовых газов)
Рис. 15.2. Горизонтальный дымогарный котел: 1 - барабан; 2 - жаровая труба; 3 - трубная доска с дымогарными трубками |