Типы мазутных форсунок
Для подачи жидкого топлива в камеру горения применяют два основных типа форсунок:
Механические - в которых распыление топлива осуществляется главным образом при продавливании его через сопла малого размера либо при вращении элементов самой форсунки;
Форсунки с распыливающей средой, когда для распыливания используется энергия быстро движущейся струи пара либо воздуха.
При механическом распыливании требуется высокое давление мазута, создаваемое насосом. Мазут поступает к форсункам под давлением 10-20 бар. Выходные отверстия механических мазутных форсунок имеют размер 1-2 мм, что обуславливает необходимость тщательной фильтрации мазута перед сжиганием.
Топливо / —
Воздух |
(1)
Воздух |
Вращающаяся |
Воздух |
В в |
Рис. 11.1. Схемы мазутных форсунок с механическим распиливанием: 1 - топливо; 2 - воздух; 3 - газы |
Расход энергии на самопотребление при механических форсунках (на подогрев, транспортировку и распыление мазута) составляет 0,5 %. Наибольшее распространение получила механическая форсунка, выпускаемая заводом "Ильмарине" (рис. 11.2). Распыливающая головка форсунки имеет три шайбы. В первой шайбе происходит дробление мазута на мелкие струйки, во второй шайбе струйки завихриваются. Шайба 7 является распыливающей насадкой. Через нее мазут выходит в топочную камеру.
Воздух |
Форсунки с механическим распыливанием, как наиболее простые и обеспечивающие минимальный расход энергии на собственные нужды, широко применяются в энергетических установках, работающих на мазуте.
Рис. 11.2. Мазутная форсунка с механическим распиливанием МФМР завода "Ильмарине": 1 - втулка; 2 - штуцер корпуса; 3 - корпус; 4 - трубка с наконечником; 5 - распределительный диск; 6 - завихривающий диск; 7 - насадка; 8 - накидная гайка; 9 - контргайка; 10 - оправа |
Для парового (воздушного) распиливания мазута применяется пар или воздух, подаваемый компрессором. При паровой пульверизации расходуется 0,3-0,5 кг/кг мазута. При воздушном распыливании подается воздух с Р = 3 - 6 бар, а его удельный расход составляет 0,6-1 кг/кг мазута. Через форсунку в этом случае поступает 5-10 % воздуха, необходимого для горения. Остальной воздух, а при паровом распыле - весь воздух, подается к корню факела.
Форсунки с паровым (воздушным) распыливанием бывают плоские (щелевые) и круглые.
Плоская форсунка (щелевая) (рис. 11.3) - самая простая по конструкции. Состоит из двух щелей, по верхней движется мазут, по нижней - пар. Направления струй пара и мазута на выходе пересекаются. В круглых форсунках пар и мазут движутся в расположенных круглых каналах.
Примером круглой форсунки может служить форсунка Шухова (рис. 11.4). В ней топливо движется по центральной трубе, а пар по кольцу снаружи. Смешивание струй пара и мазута происходит непосредственно в топочной камере. Хвостовик форсунки имеет квадрат. Вращая центральную трубку за квадрат, можно регулировать работу форсунки (размер щели и др.).
Имеются и другие конструкции круглых форсунок (например форсунка Главэнергопрома), в которых пар движется по центральному каналу, а жидкое топливо - по узкому кольцевому.
При включении форсунок в работу вначале пускается пар, а затем - мазут; при отключении - наоборот. Это исключает выпадение топлива на под топки, предотвращая опасность его газификации и взрыва газовоздушной сме-
Форсунки с паровым распыливанием обладают рядом существенных недостатков:
(2) I Рис. 11.3. Плоская мазутная форсунка с паровым распиливанием: 1 - поступление пара; 2 - подача мазута |
(2) Рис. 11.4. Кру глая мазу тная форсу нка с паровым распиливанием: 1 - мазут; 2 - пар |
T (1) |
1) большой расход пара на распыл (3-5 % от общей выработки);
2) конденсат пара теряется безвозвратно;
3) шумная работа форсунок.
При воздушном распыле:
1) большой расход энергии на компрессор;
2) необходимость постоянной работы компрессоров.
Ввиду перечисленных недостатков паровой и воздушный распыл применяется в основном в небольших котельных.