Паровые методы регулирования промежуточного перегрева
Метод регулирования вторичного перегрева путем байпасирования пара мимо части поверхности нагрева (рис. 12.11) основан на том, что при увеличении или уменьшении расхода пара через конвективную ступень перегревателя существенно изменяется ее средний температурный напор, в меньшей степени - коэффициент теплоотдачи и собственно меняется среднее тепловосприятие ступени. Этот метод был разработан почти одновременно заводом ""Красный котельщик" совместно с ЦКТИ, а также заводом им. Орджоникидзе и применяется только в России.
Продукты сгорания I I Рис. 12.11. Регулирование температуры промежуточного перегрева пара прямоточного котла байпасированием: А - схема регулирования: б - зависимость температуры перегретого пара от доли байпасируемого пара. 1 - горячая ступень: 2 - переходная зона; 3 - холодная ступень; 4 - байпасный клапан; 5 - обводной паропровод |
Дополнительная поверхность нагрева, снабженная байпасным устройством, является регулировочной ступенью. Она включается как первая по ходу пара ступень, выполняется из легированной стали (обычно 12x1 МФ) и размещается в зоне низких температур газов (менее 600 °С на входе) по соображениям надежной работы труб.
Основным параметром работы этой ступени является коэффициент байпаса, или доля пара, отводимого помимо ступени:
Где Дб - расход пара через байпасную линию; Дпп - общий расход пара.
Чем меньше (3, тем больше тепловая эффективность ступени.
Недостаток метода - относительно большие капитальные затраты на малоэффективную в тепловом отношении дополнительную поверхность нагрева из легированной стали (а также арматуру, трубопроводы и др.).
Паровые и газопаровые теплообменники.
В последнее время получил широкое распространение способ регулирования температуры пара промперегрева в паро-паровом темплообменнике (рис. 12.12).
Регулирование производится за счет изменения расхода пара через теплообменник. В разных схемах может изменяться либо расход первичного, либо вторичного пара. Это влияет и на температуру первичного пара. Там температура регулируется впрыском. Использование паро-парового теплообменника требует увеличения поверхности нагрева первичного пароперегревателя.
Рис. 12.12. Схема паро-парового теплообменника: 1 - теплообменные трубки: 2 - камера: 3 - байпас: 4 - регулирующий юіапан |
Вход пара промежуточного перегрева Выход первичного ппра Вход первичного пара 5=1----- U Выход пара промежуточного перегрева |
За рубежом иногда применяется парогазопаровой теплообменник. Это по сути тот же регулятор, что изображен выше, но помещенный в газоход. Пар высокого давления - по внутренним трубам. Этот пароохладитель называется ■""триф люкс".
Принципиальные схемы тепловой связи основного и промежуточного перегревателей при регулировании температуры промперегрева паро - паровыми теплообменниками представлены на рис. 12.13.
Почти все котельные агрегаты отечественных блоков сверхкритического давления пара и частично докритического снабжены подобными теплообменниками.
Теплообменники часто называются в литературе "бифлюкс" и ""триф - люкс".
Во всех случаях теплообменники включаются в первичный паровой тракт после первой ступени перегревателя высокого давления с так называемой радиационной характеристикой, отличающейся возрастанием тепловос - приятия при снижении нагрузки.
Рис. 12.13. Схемы включения паро-паровых регу ляторов перегрева: А - схема ЗИО; б - схема Дюрр; в - схема ТКЗ 1 и 2 - выходы пара основного и промежуточного перегрева; 3 - паро-паровой и газопаро-паровой теплообменники; 4 - регулирующий клапан: 5 - радиационные и полу радиационные ступени основного перегревателя; 6 - конвективные ступени основного перегревателя; 7 - конвективные ступени про- межу точного перегревателя; 8 - дроссельная шайба |
Схема завода им. Орджоникидзе отличается тем, что первичный пар проходит через теплообменник, а регулирование может осуществляться путем обвода их на стороне пара вторичного перегрева. Пропуск всего первичного пара через теплообменники при большой степени участия их в общем тепло - восприятии вторичного перегревателя обеспечивает благоприятные условия передачи вторично перегреваемому пару большого количества радиационного тепла и ослабление зависимости температуры вторичного перегрева от нагрузки. По схеме "а" имеется возможность разместить выходную ступень вторичного пароперегревателя в такой температурной зоне, при которой нет необходимости специальной защиты ее от чрезмерного повышения температуры металла во время пуска блока и резких сбросов его нагрузки. В то же время эта схема, предусматривающая подачу большого количества тепла уже при номинальной нагрузке блока, связана со значительными затратами на дорогостоящую и дополнительную поверхность нагрева первичного перегревателя, дополнительные паропроводы и повышенные гидравлические потери по первичному паровому тракту.
Схема Дюрр "б" построена на противоположных принципах. В ней паровые теплообменники при номинальной нагрузке почти не используются и служат дополнительной поверхностью нагрева к конвективному газовому вторичному перегревателю. Проход первичного пара мимо теплообменника при этой нагрузке полностью открыт, через теплообменник проходит 5-7 % первичного пара. По мере уменьшения нагрузки клапан байпаса прикрывается, проток первичного пара через теплообменник увеличивается. Существенным недостатком этой схемы является повышенное гидравлическое сопротивление тракта вторичного перегрева и соответственно повышенные энергетические потери.
Схема завода ""Красный котельщик" ""в" занимает промежуточное положение. Преимущество ее перед последней состоит в удобстве автоматизации: в этой схеме регулируемым участком является выходная ступень вторичного перегревателя, а в схеме Дюрр - аналогичная ступень + сам теплообменник. Эта схема предусматривает нерегулируемый пропуск первичного пара через теплообменник. Расход его при номинальной нагрузке устанавливается подбором дроссельной шайбы в байпасной линии. Относительная величина этого расхода сохраняется примерно одинаковой при всех нагрузках.
Недостатки схем с теплообменниками связаны с затратой металла и труда на его изготовление, практически не участвующего в полезном теплообмене. Этот недостаток практически полностью исключается в газо-паро-паровых теплообменниках (""трифлюкс"). В них сами теплообменники размещаются в газоходах котла и вторичный перегрев осуществляется частично паром высокого давления, частично дымовыми газами.
Общим недостатком паро-паровых теплообменников является некоторая трудность обнаружения повреждений внутренних трубок теплообменников и ремонта их.
Газопаро-паровой теплообменник (ГППТО) выполняют в виде ширм или конвективного пакета, поверхность нагрева которых состоит из коаксиальных труб. Теплообменник располагают в потоке продуктов сгорания. При этом продукты сгорания обеспечивают почти постоянный обогрев, а температуру пара промперегрева регулируют изменением расхода первичного пара. Окончательную температуру первичного пара устанавливают впрыском. В этих условиях требуется меньшая дополнительная поверхность нагрева основного пароперегревателя.
Недостатки этой конструкции: сложность организации охлаждения при растопке, пониженная надежность при переменных режимах.