Чугунные воздухоподогреватели
Чугунные воздухоподогреватели собирают из ряда овальных с обеих сторон оребренных чугунных труб, которые располагают вдоль меньшей стороны газохода. Внутри труб движется воздух, а между трубами - газ (рис. 14.8).
Чугунные трубы размещают в коридорном порядке. Их количество по ширине газохода определяют из условия обеспечения необходимой скорости газов, а по глубине - величиной поверхности нагрева. Если при этом скорость воздуха получается низкой, то воздухоподогреватель выполняют в два хода.
Чугунные элементы воздухоподогревателя изготовляют в основном двух типов: ребристые и ребристо-зубчатые. Различие между ними заключается в конструкции ребер с воздушной стороны. Наружная сторона имеет прямоугольные ребра или в виде отдельных зубцов.
Поверхность чугунного элемента вместе с ребрами превышает гладкую овальную поверхность в 2,5-3 раза со стороны, омываемой газами, и в 2 раза со стороны, омываемой воздухом. Таким образом, поверхность с газовой стороны на 20-50 % больше, чем с воздушной. Это сделано с учетом того, что наружная поверхность может быть загрязнена летучей золой.
Толщина стенки обычно равна 6-8 мм и отвечает минимально возможной толщине изделия по условию выполнения отливки. Элементы воздухоподогревателей выполняют стандартных размеров длиной, редко превышающей
Чугунные воздухоподогреватели более склонны к загрязнению летучей золой, чем трубчатые. Но они меньше страдают от истирания золой ввиду большой толщины стенки. Поэтому в чугунных воздухоподогревателях применяют повышенные скорости газов.
При сборке в кубы головки труб стягивают болтами и уплотняют шнуровым асбестом. Однако асбестовые уплотнения быстро расстраиваются, вследствие этого в газоходе котла присасывается большое количество воздуха. Для изготовления труб при температуре горячего воздуха не более 450 °С и температуре газов не выше 500 °С применяют серый чугун. При более высоких температурах - жароупорный чугун с присадкой С г или Si и А1.
Благодаря значительной толщине стенки чугунные элементы обладают большим сроком работы при омывании их коррозионными газами. Кроме того, чугун несколько лучше по сравнению со сталью сопротивляется коррозии. Из - за громоздкости и неплотности чугунные воздухоподогреватели применяют редко и преимущественно в хвостовой части котла (где есть опасность выпадения влаги).
Достоинства чугунных воздухоподогревателей:
1) хорошая сопротивляемость коррозии;
2) мало подвержены эрозии летучей золой и, кроме того, имеют значительный запас по толщине стенки.
Недостатки:
^ 2
1) большой расход металла (135-155 кг/м") - это превышает расход металла в трубчатых стальных воздухоподогревателях в 5-6 раз;
2) громоздкость;
3) их стоимость на 25-30 % выше стоимости стальных трубчатых;
4) Вследствие наличия зубьев и ребер возрастает воздушное и газовое сопротивление в 1,5-2 раза, что увеличивает расход энергии на собственные нужды.
В результате перечисленных недостатков чугунные воздухоподогреватели как самостоятельные не применяют. Обычно их комбинируют со стальны-