КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Реклама и упаковка
Один из способов формирования потребительского спроса и воздействия на него — реклама. Для упаковки этот способ является главным.
Реклама — это неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая и обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей.
Функции рекламы:
1 ) назвать предмет и выделить его среди прочих; если предмет в упаковке, то последняя должна содержать наименование товара, название его торговой марки (если таковые имеются);
2) передать информацию о товаре, его качествах и месте реализации; упаковка обязательно содержит информацию о составе заключенного в ней продукта, такие его характеристики, как вес, способ хранения и применения, срок годности и т. д.;
3) побуждать потребителя пробовать новый продукт и способствовать его повторному употреблению; эстетический вид упаковки, ее привлекательность, удобство должны стимулировать этот процесс, если же упаковку можно использоватть дополнительно после использования продукта в качестве вместилища для хранения — то ее способность напоминать будет еще более длительной;
4) стимулировать распространение товара; опять же красивая и точно рассчитанная на определенный контингент потребителя (сегментирование) упаковка в качестве рекламы будет выполнять данную функцию;
5) развитие предпочтения и приверженности определенной марке; упаковка, которая позволяет идентифицировать торговую марку изготовителя продукции, служит не только рекламой данного конкретного товара, но и является рекламой фирмы-изготовителя («брэнд»).
Факторы воздействия:
1) маркетинговый; выделяют группы потенциальных покупателей (целевые рынки) — маркетинговая стратегия — обеспечить привлекательность продукции для этих групп, для чего используются маркетинговые средства: продукция, цена, место, стимулирование (продвижение) сбыта (promotion), целевая аудитория;
2) коммуникативный; большой объем чистой информации в рекламе;
3) образовательный; внедряет новое, но и побуждает покупать — чисто рекламный компонент;
4) экономический; стимулирует рост продаж, повышает качество как результат конкуренции;
5) социальный; повышение жизненного уровня.
Классификация рекламы
I. По целевой аудитории:
1) потребительская;
2) деловая — промышленность, торговля, специалисты, сельское хозяйство.
II. По охватываемой территории:
1) зарубежная;
2) общенациональная;
3) региональная;
4) местная (реклама розничной торговли).
III. По средствам передачи:
1) устная;
2) газетная;
3) журнальная;
4) щиты, вывески;
5) телевидение, радио;
6) упаковка;
7) транспорт и т. д.
IV. По функциям и целям:
1) товарная и нетоварная;
2) коммерческая и некоммерческая;
3) прямая посылочная и непрямая.
Задача сохранения, транспортировки (доставки) продуктов и товаров от производителя к потребителю существует много веков. Но только в современном обществе, начиная с конца XIX века, когда этот процесс приобрел промышленные масштабы, когда возросла конкуренция между производителями, стало увеличиваться количество больших магазинов, а затем магазинов самообслуживания, и роль конкретного че - ловека-продавца уступила место самому товару в упаковке, то есть когда упаковка приобрела дополнительную рекламную функцию и стала частью маркетинга, с этого момента упаковка стала проблемой, которую стали решать специалисты в области маркетинга и художники-ди - зайнеры. Упаковка стала самостоятельным видом человеческой деятельности, наукой, освоению которой посвящено большое количество специальной литературы.
Мы должны разобраться в том, какое место принадлежит упаковке в системе маркетинга. Какими способами и средствами производитель упаковки решает задачи продвижения товара на рынке с помощью упаковки. Какие предварительные шаги (исследования) обеспечивают создание упаковки, которая позволяет не только сохранить заключенный в ней продукт, но увеличивает количество продаж данного продукта в несколько раз.
Представим себя организатором нового предприятия. Владельцем достаточного количества денежных средств, которые мы решили вложить в производство. Допустим, что нам пока все равно, чем заниматься. Мы ищем сферу применения своим возможностям. Оглядываемся вокруг. Изучаем местный рынок товаров и услуг. Думаем, какой уникальный проект мы сможем предложить, чтобы получить прибыль. Какой товар представлен в недостаточном количестве или есть такие свойства товара, которые отсутствуют на данном рынке, но в них возникла потребность и, как мы думаем, для данного товара найдется свой покупатель? Примерно в таком положении оказался хорошо теперь известный в Москве производитель конфет «Коркунов». В приложении 2 мы приводим статью из журнала «Пакет» о том, как были решены эти проблемы в данном конкретном случае, а реальная ситуация на рынке служит подтверждением того, что решение было принято верно. «Коркунов» занял свою нишу на рынке конфет в Москве, а продуманный дизайн упаковки выделил эту продукцию из аналогичных товаров, сделал ее удобной и желанной в той ситуации, на которую был рассчитан. Если говорить, используя терминологию маркетинга: товар был правильно позиционирован и сегментирован на рынке. Марочный товар с продуманной системой рекламы и других маркетинговых средств по его продвижению на рынке занял свою нишу.
Это один из примеров решения задачи. Есть другие ситуации, вполне конкретные для нашего рынка и решаемые по-разному. Например, возможно попытаться составить конкуренцию товару, производящемуся западными фирмами, используя особенности российского менталитета. Такой путь избрала известная на российском рынке компания «Быстров», продвигающая продукты быстрого приготовления. Материал об этом решении также можно найти в приложении 2. Третий способ — это создание товара и упаковки, которые могут составить конкуренцию уже существующим на рынке и использующим решения, оказавшиеся удачными (погоня за «лидером продаж»). В данном случае используется такая психологическая особенность потребителя, как желание иметь право выбора.