КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Краткая история дизайна
В России в 1920 году были созданы Высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Хотя их основной целью была подготовка художников-станковистов и архитекторов, они заложили основы подготовки художников-конструкторов. В дальнейшем началось осознание важности использования художников для решения задач повышения качества промышленной продукции и создания новых видов изделия. Па базе ВХУТЕМАСа был создан факультет художественного оформления печатной продукции при Московском полиграфическом институте, ныне МГУП.
После Великой Отечественной войны в 1945 году были воссозданы высшие художественно-промышленные учебные заведения в Москве (МВХПУ, б. Строгановское) и Ленинграде (ЛВХПУ им. Мухиной), а также вновь созданы художественно-ремесленные училища в разных городах страны [91].
Положительные результаты работы художников-конструкторов в отдельных отраслях промышленности подтвердили необходимость широкого использования методов художественного конструирования.
В 1962 году Совет министров СССР принял Постановление «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Этот документ сыграл решающую роль в становлении отечественного дизайна на общегосударственном уровне.
В существующую систему проектно-конструкторских работ дизайн включили официально: по каждой разработке наряду с главным конструктором проекта должен был назначаться его заместитель по художественному конструированию. Минвузу СССР было поручено организовать подготовку специалистов по художественному конструированию. В соответствии с этим постановлением были организованы Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и семь специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ): в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку и Тбилиси. На ВНИИТЭ возлагались разработка и внедрение теории и методов художественного конструирования, определение требований технической эстетики к различным изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назначения, координация научно-исследовательских работ в области художественного конструирования и методическое руководство работой СХКБ [54].
Формировалась новая наука, расположенная на стыке проблем технического и художественного творчества и закономерно получившая имя технической эстетики. Однако этого было недостаточно. Художественное конструирование, задача которого не столько в создании технического объекта — машины, прибора и т. п., сколько в проектировании определенных отношений между ними и человеком, должно учитывать психологические, физиологические, антропологические возможности и ограничения человека, а значит, опираться и на соответствующий естественнонаучный фундамент. На основе знаний в области психологии, физиологии, антропологии, гигиены труда и других отраслей науки необходимо было развить новую науку — эргономику.
Госстандарт СССР разработал совместно с ВНИИТЭ организаци - онно-методическую нормативную документацию по технической эстетике как составную часть Единой системы управления качеством продукции. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) была дополнена нормативными документами, устанавливающими требования к оформлению художественно-конструкторской документации.
ВНИИТЭ вступил в Международный совет общества художественного конструирования (ИКСИД), IX конгресс которого был проведен в Москве. Начал выходить журнал «Техническая эстетика». В период перестройки с общим спадом производства резко сократилось и участие художников-конструкторов в производстве изделий.
За рубежом, особенно после Второй мировой войны, почти во всех промышленно развитых странах мира роль промышленного дизайна в производстве массовой продукции значительно возросла. Решению проблем совместной творческой деятельности художников, инженеров - конструкторов, ученых и других специалистов в области создания новой прогрессивной техники, машин, станков, механизмов, различных орудий труда, изделий и предметов, окружающих человека в быту и на производстве, а также изучению вопросов, связанных с подготовкой художников декоративно-прикладного и промышленного искусства, в том числе и художников-конструкторов, уделяется значительное внимание во всех странах мира.
Число художников-конструкторов, работающих на производство, из года в год увеличивается. Создаются проектные центры и другие организации, объединяющие промышленных художников. Например, в 1944 году был создан Совет по технической эстетике в Англии, в 1951 году — во Франции и в США. В 1954 году такой же совет был образован в Венгрии, в 1959 году — в Польше.
В Германии в 1919-1920 годах был создан центр художественного конструирования БАУХАУЗ (Веймар). Он стал школой развития новых идей и методов художественного конструирования, умело сочетавших идеологическую, педагогическую и практическую деятельность.
В Ульме в 1951 году открыта Высшая школа, которая предпринимает усилия по слиянию искусства и техники на новом этапе индустриального развития, в соответствии с идеей Баухауза. В последующем эта школа развивается на основе максимального приближения ее деятельности к условиям высокоразвитого индустриального мира. Определяющим в учебной деятельности Ульмской школы становится ориентация на технику и новейшие методы работы.
В Австрии, Бельгии, Франции, Японии и в других странах открыты научно-исследовательские институты и экспериментальные лаборатории. Они занимаются вопросами внедрения методов художественного конструирования в промышленное производство.
В Лондоне в 1956 году был открыт Проектный центр британской промышленности. Его задача — координация деятельности художни- ков-конструкторов и помощь при внедрении в производство новых прогрессивных образцов промышленных изделий.
Международный совет общества художественного конструирования ИКСИД, созданный в 1957 году, членом которого является и Россия, оказывает всестороннюю помощь в повышении профессионального уровня художников промышленного профиля, в развитии теории художественного конструирования и внедрении методов художественного конструирования в производство, а также в организации обмена информацией в практической работе дизайнерских подразделений и деятельности учебных заведений в области подготовки худож- ников-конструкторов.
В США большую роль в развитии художественного конструирования сыграла группа архитекторов и конструкторов, эмигрировавших из Германии в 30-х годах, — ярких представителей школы Баухауза. Таким образом, американская концепция художественного конструирования возникла в результате слияния идей Баухауза и характерного для США коммерческого духа. Она основывается на том, что работу над созданием изделия следует начинать с анализа его назначения; в зависимости от этого должны решаться вопросы его формы и цвета.
В США имеется широкая сеть учебных заведений по подготовке специалистов в области художественного конструирования: Институт Пратта в Бруклине, Институт искусств в Кливленде, Технологический институт штата Иллинойс в Чикаго, Мичиганский университет, Сиракузский университет и многие другие. Такие американские художники-конструкторы, как Раймонд Лоуи, Элиот Нейс, имеют собственные проектно-конструкторские фирмы. Другие специалисты работают в конструкторских бюро крупнейших промышленных фирм.
Среди известных дизайнеров Италии следует назвать художников дизайн-центра «Оливетти», где главным дизайнером фирмы в 1936 году становится художник и скульптор Марчелло Ниццоли. В создании фирменного стиля «Оливетти», в разработке новых перспективных образцов машин и различных изделий активное участие принимали график Джованни Пинтори, художник Этторе Соттасса, Марио Беллини и др. [91].
Международное признание получают высокие достижения японских дизайнеров. Широкое внедрение дизайна в промышленность способствовало повышению конкурентоспособности японских товаров на внешнем рынке.
До середины 50-х годов японский дизайн находился под значительным зарубежным влиянием, особенно под американским. Путем широкого участия в организации и проведении выставок и ярмарок Япония расширяет свои международные связи. Число дизайнеров, работающих в промышленности, растет. Дизайнерские бюро фирм возглавляются известными дизайнерами. Подготовкой дизайнерских кадров в Японии занимаются художественные учебные заведения и отделения художественного конструирования некоторых колледжей.