КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Художественное конструирование тары и упаковки

Художественное конструирование — процесс конкретного решения проектной задачи. Это конструкторская часть общего дизайн-проекта.

В результате художественного конструирования достигается целос­тность материально-технических и социально-культурных потребитель­ских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъяв­ляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует методы и сред­ства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объеди­няя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Процесс художественного проектирования фиксируется в специальной документации. Термин «художественное конструирование» характерен только для русского языка и обозначает процесс конструкторского про­ектирования, а «дизайн» — деятельности в целом.

Существуют различные точки зрения на то, как художественное кон­струирование должно выполнять свои задачи. Одни художники-конст - рукторы считают главной задачей проектирование изделий и предме­тов, обладающих новыми рабочими функциями. Другие полагают, что в основе конструирования лежит принцип создания изделий в опреде­ленном стиле, распространения на все изделия промышленного произ­водства «современной формы». Эту разновидность дизайна называют стилистикой. И наконец, существует еще одна позиция. Она понимает художественное конструирование лишь как процесс обновления внеш­ней формы изделия, не затрагивая его существа и не меняя технологи­ческих способов его производства.

Такие взгляды на творчество художника-конструктора являются односторонними. Художественное конструирование является неотъем­лемой составной частью общего процесса проектирования изделий. Его средства и методы должны обеспечивать удобство использования изде­лия, максимальное удовлетворение условиям высокоэффективного про­изводства и эксплуатации, создание гармоничной целостности формы, высоких эстетических качеств.

Комплекс выполняемых в рамках дизайна тары и упаковки задач мож­но условно разделить на два взаимосвязанных направления: инженерно­функциональное формообразование и дизайнерское формообразование (рис. 1.1). Инженерно-функциональное формообразование базируется на трех фундаментальных составляющих любого нового изделия — матери­але, конструкции и технологии производства. В основу дизайнерского формообразования положены теории композиции и эргономики.

Целью композиции в художественно-конструкторском проектиро­вании является создание оптимальных форм, отвечающих функцио­нальному назначению, конструктивно-технологическим и экономичес­ким требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.

Теория композиции, ее категории и свойства, а также средства, при­емы и методы композиционной работы позволяют инженеру-конструк - тору и художнику-конструктору в совместной творческой деятельнос­ти решать сложные задачи по созданию органичных и целостных форм промышленного изготовления с соблюдением пропорциональности со­ставных частей, ритмичности, соразмерности человеку и предметному окружению, пластичности и цвета.

Под эргономикой понимают область знания, комплексно изучающую трудовую деятельность человека в системе «человек-машина-среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности.

В процессе художественного конструирования тары и упаковки ас­пекты эргономики можно рассматривать в свете взаимодействия чело­века с упаковкой, а также с позиций деятельности человека при произ­водстве проектируемой тары.

Таким образом, очевидно, что инженерно-функциональное и дизай­нерское формообразование неразрывно связаны друг с другом. Эта вза­имосвязь прослеживается и на более низких уровнях ключевых поня-

Кисіьакопосіхнр руиэ 'піодзді адлсі

Ч ВШОУОИЕИф НІ

подпись: ч вшоуоиеиф ні

ГО

подпись: го«шхгёохэ 'ічіодрсі ‘шжі

Рис. 1.1. Классификация составляющих элементов дизайна

1ЭР(±ШОМ

Чхооньш

-оуонхзі

Ч:

КиїгенифинА

Чхэот^одэ

ЧХЭОНХЭОУЭЛ

тигізхігю

Р—

ЭОННРШЭИЭ

Оахэ

Ээнгоэнн

-ігесїхзогіи

АаннэЛиСна

ЕсІЛімАсІю

ДОННЭ8

-ЮНРСІЮОЙи

-онмагдо

Иоуоп У9Н ічноє доьодкі юшаїпаиє^ ©хоэив

«вдехшэрк иуаіРєенА»

КвноиїгеїрЛуїіонє

Ічниітгек исіхАня

І.

КихиисІїїУасїп исїхАна

Доаауаесіхо

1—

Краэуэр<1ьожэи

---

ИУУЇЛіаОН

ШЭО

---

ІЧІООЛ

ЕтеннавюУовєш^п

Ииїгеєш.

-гіяУнрю

Таинехам 'гадоканих

Ряинохмаї.

РУХсіь

Внэилш

1

1

НШОУОХИЭП

Доігіаііажни

Киїкїоік^п

Чхоон

-дрипэри

I

Хааїї

ЧІЗОНЖРУЯ

ЕсІЛл^апмал.

Художественное конструирование тары и упаковки
Художественное конструирование тары и упаковки

О

Я

2

8-

 

Чхэоннэугште

 

Я

{X

О

•0*

8

 

Чхооннаїпзяоо

 

«шюнэепоеэд

 

подпись: рис. 1.1. классификация составляющих элементов дизайна

Нипгеи иійтаЛ<іюно* эиаюцэУеоа зончуєноиїіоиє

 

О

 

«иэонноюнои ‘иіаоннажікіїген чнавсхІЛ

 

КвнчуХУои

 

(кемааьифрсіл)

Дохэаьи<1ьэмодл

 

Кинэьээ ОЛОХОУОЄ

 

Мллсі

 

ГО

 

КинэуетёпА вонвлгіо аин - эжоуопэ^ и ноє лкіаксгі

 

Хааїї

 

Художественное конструирование тары и упаковки

І

І

 

Художественное конструирование тары и упаковки Художественное конструирование тары и упаковки Художественное конструирование тары и упаковки

Тий рассмотренных базовых составляющих двух направлений формо­образования. Инженерно-функциональное формообразование рассмат­ривает решение объемно-пространственной структуры конструируемо­го изделия с позиций научных направлений кинематики, механики, стан­дартизации, унификации, технологичности конструкции. Ту же задачу в рамках дизайнерского формообразования решают с позиций учений о контрасте, цвете, ритме, тектонике, масштабности, пропорции, инже­нерной психологии и физиологии, гигиены труда.

На основе сформулированных в техническом задании требований, руководствуясь нормативами и ГОСТами, инженер-конструктор совме­стно с художником-конструктором должны выбрать материал тары, ее форму, рассчитать геометрические размеры, определить конструктив­ные особенности, цветовое решение, спроектировать графическую и текстовую информацию, размещаемую на таре.

Художественное и инженерное конструирование — взаимодополня­ющие части единого процесса проектирования тары и упаковки. Про­цесс художественного конструирования нельзя рассматривать как сис­тему наведения косметического глянца на уже сконструированную тару и упаковку. Этот процесс должен осуществляться на всех стадиях про­ектирования [91]. Наибольший эффект достигается в случае совмест­ной работы инженера-конструктора и художника-конструктора. Они должны начинать совместную работу уже на стадии разработки техни­ческого задания. В нем формулируются требования к будущей упаков­ке и ставятся конкретные условия, связанные с ее производством и ос­тальными стадиями жизненного цикла.

После анализа технического задания совместная творческая деятель­ность инженера-конструктора и художника-конструктора позволяет рас­сматривать художественное конструирование упаковки как особый вид проектной деятельности, связанный с длинным путем упакованной про­дукции от ее изготовителя до потребителя. На этом пути упаковка уча­ствует в целом комплексе разнообразных технологических процессов, вплоть до процессов утилизации отходов использованной упаковки. На­конец, упаковка принимает участие в создании предметной среды, окру­жающей человека Поэтому художественное конструирование упаковки представляет собой комплексное решение системы оптимизационных за­дач утилитарно-функционального, конструктивно-технологического, эко­номического и эстетического характера. Эти задачи взаимосвязаны и вза­имообусловлены, прямо и косвенно влияют друг на друга, на форму, вне­шний вид, конструктивные особенности и другие параметры упаковки.

Сложность решения указанных оптимизационных задач позволяет рекомендовать последовательность основных этапов конструирования
упаковки, принятую при конструировании изделий машиностроитель­ного комплекса [37, 86, 91]: техническое задание, техническое предло­жение, эскизный проект, технический проект, изготовление и испыта­ние опытного образца и установочной партии. Основные функции, вы­полняемые при совместной работе инженера и художника на предло­женных этапах конструирования упаковки, показаны на рис. 1.2. Сле­дует отметить, что объем работ при художественном проектировании упаковки, а соответственно и необходимость выполнения того или иного этапа конструирования зависят от множества факторов.

Инженер-конструктор

подпись: инженер-конструкторХудожник-конструктор

Анализ

Техническое задание

I

Компоновка

Г

Поиск

Выбор оптимального варианта (эскизный проект)

Синтез

Синтез

Композиционные схемы (эскизы)

I

Г

Конструктивные варианты (эскизы)

Разраб

Отка

Композиционные варианты (рисунки, макеты)

Разработка

Принципиальные схемы (эскизы)

Анализ

Художественное конструирование тары и упаковки

Конструирование

Модель, форма

И расчет узлов

Технический проект

—►

И ее связь

И деталей

С человеком

Авторский^надзор

Опытный образец: изготовление и испытания

Анализ

1 I—

Анализ

 

Рабочие чертежи (специальные)

 

Рабочие чертежи

 

Рабочий проект авторский I надзор

 

Рис. 1.2. Функции и основные стадии совместной работы инженера и художника

 

Художественное конструирование тары и упаковки Художественное конструирование тары и упаковки

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Пакеты с логотипом от МПАК

Полиэтиленовые пакеты уже давно тесно вошли в жизнь современного человека. Они способствуют удобному хранению, транспортировке или упаковке любого вида продукции. Чаще всего эту покупку совершают во время приобретения какого-то вида …

Мягкие упаковки биг-бэг — надежно, доступно, универсально

С появление биг-бэгов в сфере упаковочных материалов произошел настоящий переворот. Мало того, за последние несколько лет им удалось почти полностью вытеснить остальные виды тары, использовавшейся для перевозки грузов на протяжении …

Запайка пакетов — запайщики еврошов и нихром

Прозводим и продаем оборудование для упаковки - запайки пакетов: Запайщик "Еврошов с датами" Запайка пакетов, полипропиленовых и полиэтиленовых пакетов. Запайщик пакетов предназначен для запайки последнего шва на пакетах изготовленных из …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.